Выставка в Российской академии художеств
объединяет трех мастеров, работающих в области,
если можно так выразиться, триединства
сегодняшней архитектуры, монументальной
живописи и декоративных композиций. Точнее было
бы сказать: трех участников выставки – Владилена
Красильникова, Игоря Пчельникова и Марию
Красильникову – объединяют единство творческих
интересов и близость художественных воззрений.
Первый же зал выставки как бы распахивает двери
в городское пространство и интерьеры
общественных зданий XXI в.: здесь представлены
отлично выполненные фотографии московских
архитектурных новинок Театрально-культурного
центра им. Вс.Мейерхольда и Дома музыки в
Российском культурном центре на Красных холмах.
Член Российской академии архитектуры, народный
архитектор России В.Д.Красильников – один из
авторов обоих сооружений.
Внешний вид Театрально-культурного центра
сразу же убеждает, что он недаром носит имя
Мейерхольда: резкие, угловатые объемы рождают
ассоциации с конструктивизмом 20-х гг. прошлого
столетия, напоминают и о ритмах времени, и о
сценографии спектаклей знаменитого режиссера.
Более того, пространственная декоративная
композиция на фасаде здания (автор И.Пчельников)
выполнена по мотивам декораций Л.Поповой к
спектаклю Вс.Мейерхольда «Великодушный
рогоносец».
Сегодняшняя архитектура как будто вырвалась на
простор свободного полета фантазии после долгих
десятилетий серийного клепания унылых
сооружений типа «спичечный коробок стоя,
спичечный коробок лежа». Красильникова в той
серийности не упрекнешь: долгие годы он был
руководителем архитектурно-художественного
коллектива «Гипротеатр»; он автор
ярко-индивидуальных проектов, таких, например,
как здание Московского детского музыкального
театра, где интерьеры, полные света и воздуха,
сочетаются с приглушенными, даже чуть
затемненными, словно готовящими зрителя к
таинству спектакля.
Выставка вводит нас в залы, фойе и галереи Дома
музыки на Красных холмах. Всмотритесь в них, и вам
непременно придет в голову мысль, что прямая
линия – порождение технического прогресса.
Природе же свойственна живая прихотливая
изогнутость, округлость. Сочетание
математически вычисленных элегантных кривых –
то стремительно увлекающих за собой взгляд , то
замедляющих это движение, то дробящих его рядами
кресельных спинок, напоминающих спокойную
морскую рябь, – это упорядоченная, введенная в
рамки прихотливость природы.
Фасад Дома музыки украшает декоративная
композиция М.Красильниковой – стилизованные
серебряные органные трубы. Ее составляющие
разновелики по высоте, и этот ритм элементов как
будто создает звучащую музыкальную фразу. Вклад
М.Красильниковой в завершение облика Дома музыки
– это и фонтан, где полупрозрачные стеклянные
лепестки и подсвеченные струи воды слиты в
сияющем, подвижном единстве, и композиция
«Букет», выполненная в технике флорентийской
мозаики.
Наверное, многие могли видеть в телерепортаже
сооружение перед Музеем геологии в
Ханты-Мансийске, созданное М.Красильниковой
совместно с С.Горяевым, – это вытянутые ввысь
стеклянные кристаллы, заполненные специальным
незамерзающим составом. Днем сооружение похоже
на прозрачные глыбы чистого льда, а ночью,
подсвеченные, со струящейся жидкостью внутри,
они играют разноцветными волшебными огнями. На
выставке мы видим фото этой композиции.
Помимо осуществленных и проектируемых
архитектурных замыслов, выставка демонстрирует
живопись и графику этих трех художников.
Акварели Владилена Красильникова – чаще всего
зарисовки зданий различных стран и эпох. Но будь
то Барселона, Венеция, Великий Новгород или вилла
в Реджо-Эмилии – это пейзажи, увиденные глазами
архитектора. Ощущение, что автора интересует
одно: бытование архитектурного сооружения или
ансамбля в реальной воздушной среде, восприятие
их в реальных условиях – в струящемся мареве
жаркого юга, в легкой дымке северного лета. И
скромный мостик в Назарьине увиден как
стремительный изгиб четкой линии. Даже купы
деревьев, кроны линий в акварельных зарисовках
виллы Тольятти имеют архитектурные формы.
Игорь Пчельников, один из самых крупных
современных монументалистов, на выставке
представлен главным образом станковыми работами
последних лет. Но нельзя не сказать о макете
пространственной композиции ресторана
«Столичный» в гостинице «Москва».
Еще в 1970–1980-е гг. И.Пчельников совместно с
И.Лавровой много работали в области так
называемой театрализации интерьеров. Считается
даже, что он внедрил в нашу архитектуру такое
направление. На макете (как и на фото)
скульптурные полуфигуры, рамки как бы неких
портретов, балкончики, на которых могли бы
появиться то ли Джульетта, то ли Коломбина,
наполняют пространство, делают его одушевленным,
плотным, театрализуют его. К сожалению,
осуществленный замысел стал «уходящей натурой»,
достоянием истории в прямом смысле в связи с
реконструкцией гостиницы.
Станковая живопись И.Пчельникова – это работы
художника, для которого монументализм определен
способом художественного мышления, а не размером
холста. Обобщенность и мощь несут зрителю мысль о
главном. Нет, не так. Мысль. И – о Главном. Не
поднимается рука написать о «библейских мотивах
в творчестве художника». Для Пчельникова это не
иллюстрации к библейским сюжетам, а форма
мышления, способ присутствия в этом мире. В
названиях холстов почти нигде не упомянуты
библейские имена и события. Персонажи вообще
могут быть в современных одеждах. Дело совсем не
в этом.
Вот человек с деревянной лестницей, смотрящий
на нас с мудростью и печалью и с какой-то детской
незащищенностью. Но почему эта лестница
связывается в нашем сознании с Голгофой? Сидящий
человек на картине не назван Христом, но разве
это не Он – под яростным солнцем каменной
пустыни? И спящий человек в современном костюме,
прикрывший лицо газетой, своей странной
распластанностью вызывает мысль о безжизненном
теле, снятом с креста. И в картине с безобидным
названием «Пляж» необычный ракурс рук и ног
человека на пляже рождает те же ассоциации.
Разве что в картине «Синай» возникает
библейское название. Но это не обозначение места,
изображенного на пейзаже. Это грозный путь на
грозную вершину, где только и можно услышать
громовый глас Божий. И еще одно упоминание:
«Несение креста». Согбенная фигура Христа,
несущего свой крест среди множества других
крестов, больших и малых.
Персонажи картин погружены в глубокое
раздумье. У каждого свой крест, и своя пустыня, и
своя Голгофа. Для Пчельникова библейские события
– не прошлое. Это вечное сейчас, переживаемое
вновь и вновь с теми же напряжением и мукой.
Философичны и «деревенские» картины художника:
«Сено», «Дождь», «Зуров»,— где солнце, потоки
дождя, животные не случайные зарисовки, а детали
общего целого, мироздания. Они служат как бы
переходом к пейзажам М.Красильниковой, более
интимным, камерным, хотя и в них ощущается подход
монументалиста, как, например, в картине
«Кормящая кур»: в фигуре крестьянки, в
изображении зеленых ветвей за ее спиной, ее
иконописного лика, угадываемого под белым
платом.
Мария Красильникова выполнила несколько
десятков работ в архитектуре, создавая
оформление посольств, театров, спортивных залов.
На выставке можно увидеть другую грань ее
творчества – живописную.Излюбленный жанр
художницы – сочетание натюрморта с пейзажем.
Нередкая композиция – букет цветов на первом,
очень крупном плане, а где-то там, в отдалении, за
окном – деревенская улица. Мир, увиденный через
крупную деталь, становится по-особому лиричным.
Я уходила из зала и напоследок оглянулась. По
счастливой случайности – по-видимому, я
оказалась именно в той точке, откуда выгоднее
всего было рассматривать эти пейзажи, – на меня
вдруг дохнуло мокрой деревенской свежестью,
когда дождь уже кончился, но хмурое небо еще не
расчистилось, и только кое-где пробивается
предвечерняя голубизна.