Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №17/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

Книжная полка

 

Нинель Исмаилова

 

Путешествие в театральном пространстве

 

"А. С. Пушкин. Дон Жуан или "Каменный гость" и другие стихи"   Анатолий Васильев и Игорь Попов  «Моцарт и Сальери. Реквием»

 

Эта удивительная книга-альбом рассказывает об удивительном явлении в нашей культурной жизни. Многоцелевой театр Васильева действительно уникальный и единственный. Лаборатория. Школа. Театр.

Здание на Сретенке одно из прекраснейших театральных зданий Москвы, но если Большой, Малый, Маяковка охраняются государством по старости, то на этом можно повесить табличку уже в молодости. Архитектура театра «Школа драматического искусства» в прямом смысле воссозданный в камне режиссерский замысел. Участие известных режиссеров в архитектурно-театральных проектах, конечно, не новость: Юрий Любимов придумывал новое здание на Таганке, Петер Штайн – «Шаубюне» в Берлине… Режиссеру, как говорится, видней, что ему понадобится – расширять сценическое пространство, включать городской пейзаж, модернизировать сцену и зал, – в сущности, это предвидение, предчувствие художественных инициатив. И замечательно. Но в данном случае речь о другом. Если финансирование и строительство театра городом (для краткости принято считать – Лужковым) оставим в разряде чудес новейшего времени, то все остальное и главное – философия, идея дома-храма, культурного миссионерства, эстетика аскетизма – не чудеса и не случайность, а долгий путь, осмысленное движение и реальное достижение наших современников – режиссера и педагога Анатолия Васильева и архитектора, художника и педагога Игоря Попова, которых очень хочется назвать просветителями в самом высоком смысле слова.

Об их пути, о духе сотрудничества, о совместном думании, художественных мечтаниях и театральном вдохновении написана, собрана, сделана, а вернее сказать, создана книга. Искусствовед Наталья Борисова наблюдала и исследовала феномен творческого братства, которому уже за тридцать, и постаралась скромно, не декларативно изложить его суть. Только суть, потому что изложение краткое, едва не тезисное, но главное – оно дает представление о том, как рождалась и развивалась концепция экспериментального театра, что и привело к вхождению «Школы драматического искусства» в Союз театров Европы.

На рубеже 60–70-х, когда Васильев и Попов начинали вместе работать, в театре бушевали страсти, сцена обновлялась, многие отказались от занавеса, артисты все чаще оказывались в «пустом пространстве» и концепции нового театра полоскались в дискуссиях между условностью и правдой. В этот момент спектакль Васильева–Попова «Соло для часов с боем» во МХАТе стал настоящим откровением, он оставался мхатовским и был абсолютно новаторским. Смелое заострение зрения, эстетизированная среда и тонкий психологизм актерской игры свидетельствовали о том, что сценография включена в замысел постановки. Творческий союз Васильева и Попова с тех пор становится предметом внимания театральной критики и театральной публики и никогда не разочаровывает их. «Взрослая дочь молодого человека» в Театре им. К.С.  Станиславского и «Серсо» в Театре на Таганке – спектакли такие разные, эстетически избыточные, смешавшие поэзию и прозу в единый театральный язык, сделали очевидным существование нового театра – театра Васильева. И в 1987 г. он получил прописку и имя «Школа драматического искусства», и первая же премьера: «Шестеро персонажей в поисках автора» – сделала знаменитым подвал на Поварской.

Их уже знали в Европе, приглашали на фестивали, устраивали гастроли и предлагали постановки Васильеву и Попову. Они многое успевали, хотя Васильеву принципиально не свойственна торопливость. В Москве им обещали новое здание и реконструкцию любимого подвала. Свои представления о театре грядущего века Васильев и Попов выразили не только в спектаклях, но и в решении театрального пространства, открытого, создающего эффект максимально приближенного к зрителю действия, белого театра, предельно эстетизированного, аристократического по атмосфере, храмового по существу. Сценография стала важнейшей частью концепции театра Васильева. Художник и архитектор Игорь Попов никогда не декорировал замыслы Васильева, он участвовал в них, что и дало основание режиссеру назвать его соавтором. Но что особенно важно, это содружество рождало поразительный эффект ускорения в их творчестве. Они дерзали! Шекспир, Томас Манн, Пушкин, Лермонтов и Достоевский – классики протягивали им руку, «Школа драматического искусства» не знала пустяков.

Васильев ищет контрапункт: слово, музыка, храмовая архитектура, театральная мистерия и литургическое действо соединяются в уникальной художественной структуре. Н.Борисова замечает, что он умеет изобразить предмет духовного созерцания посредством действия. Описывая спектакль «Моцарт и Сальери. Реквием», она говорит о том, как в финале «нищие музыканты соединяют голоса своих инструментов с пением ангелов и смешиваются с ними в общем движении. Разноголосица сменяется гармонической стройностью, путаница линий пюпитров, мольбертов, футляров и стульев – ясностью форм».

Формализм Васильева особого свойства, создание самого изысканного и прекрасного стиля не является его конечной целью. Автор книги говорит о Васильеве: «Он не слишком зависит от мнения публики, но работает для публики». Конструктивная ясность высказывания никогда не затемняется красноречием декора, Васильев и Попов предпочитают академическую строгость и четкость, что и позволяет зрителю соединить собственные знания и полученные в театре впечатления. Никто не станет спорить, что великие мгновения театра – это когда происходящее на сцене становится «фактом жизни» зрителя. Дело в том, что сама атмосфера, стиль, архитектура нового театра – это тоже некий эстетический код, который приобщает, вовлекает зрителя в событие, которое они – зритель и актер – переживают вместе. Некая остраненность, выбеленность и холодность свойственны Васильеву, но когда артистам удается соединить его умозрительность с горячностью исполнения (неподражаемый Александр Яцко!), эстетика прорывается к чувственному восприятию. На стыке формализма и реальности – главные достижения театра. Одна актриса, ученица Васильева, сказала, что он «развивает у артистов интеллект». Пожалуй, он развивает интеллект и у зрителя, понятно, что это значит для сегодняшней России.

«Мир сотворен для Блага, – говорит Васильев. – Он может быть проявлен для зла. Но сотворен для Блага». Если искусство твердо стоит на этом, его можно считать нашей надеждой на спасение.