Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №17/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

н о в о с т и  к у л ь т у р ы

 

Лариса Докторова

Культурная столица Европы 2004 – Лилль

Питер Пауль Рубенс. Автопортрет с друзьями. 1598. Кёльн. Вальраф-Рихартц-музей

Самый крупный город Северной Франции в этом году получил статус культурной столицы Европы. Праздник вышел за его пределы и распространился на другие города провинции Нор (Nord), столицей которой он является.

Лилль – город с чрезвычайно сложной историей. До начала XIII в. он был вотчиной фландрийских графов Бодуэнов, а они – вассалами французского короля. В дальнейшем в судьбе города большую роль играли династические браки. Лилль то и дело становился частью приданого и переходил от одного короля к другому. В 1667 г. Людовик XIV, женившийся на испанской принцессе Марии-Терезе и объявивший о своих притязаниях на Фландрию, которая была в составе Испании, захватил Лилль. С этого времени город вошел в состав Франции и стал столицей северной провинции. Уже более трехсот лет Лилль – часть Франции, но даже столь долгий срок не изменил его фламандского облика. Исторический центр города походит на центры других фламандских городов – те же узкие средневековые улицы, фасады домов в стиле пламенеющей готики, остроконечные соборы...

Статус культурной столицы Европы – большое событие для города, настоящий праздник. Подготовка к празднику началась несколько лет назад, когда Европейский Союз выделил средства на проведение культурных мероприятий и реставрацию города. К началу 2003 г. город заметно приукрасился. Был вновь открыт оперный театр, проведена реставрация Музея изобразительных искусств (второго во Франции по богатству коллекций), превращены в культурные центры – концертные и выставочные залы – двенадцать недействующих фабрик XIX в. Для Лилля все эти работы чрезвычайно важны. Город, расположенный в индустриальном бедном районе Франции, долго был в состоянии депрессии.

Расцвет Лилля пришелся на Средние века, когда он оказался на торговых путях, связывающих Англию, Фландрию, Голландию и Францию. Главным производством здесь были гобелены. Недалеко от Лилля находится город Аррас – один из основных (наравне с Брюсселем) центров производства знаменитых гобеленов. В XIX в. в Лилле развивается промышленность, но уже к середине XX в. тяжелая промышленность пришла в упадок и вместе с ней город. С постройкой туннеля, связывающего Европу с Англией, Лилль стали называть вокзалом Европы – появление скоростного поезда приблизило его к столицам Северной Европы. Вокруг нового, сверкающего стеклом и металлом вокзала вырос современный центр. Новый Лилль дополняет Лилль исторический. Но есть еще и третий Лилль – это город XIX в., своими бульварами, скверами и фасадами домов напоминающий Париж. Центром этого района является площадь Республики, где находится Музей изобразительных искусств.

Питер Пауль Рубенс. Бракосочетание Марии Медичи. 1622–1625. Париж. ЛуврБезусловно, главное событие года в культурной столице Европы – это выставка «Рубенс – король живописцев», которая проходит в Музее изобразительных искусств. Здесь собраны 163 живописные работы мастера из музеев и частных коллекций разных стран мира, многочисленные графические листы и серии гобеленов, выполненных по его эскизам. Устроители видели свою задачу в том, чтобы показать всю значительность фигуры Рубенса, многогранность этого гения. Рубенс был не только великим живописцем, но и архитектором, декоратором, писателем, дипломатом, изобретателем, коллекционером, энциклопедистом. Он владел шестью языками, включая латынь. Он был человеком Просвещения. Он с одинаковым успехом работал во всех живописных жанрах, создавая портреты, пейзажи, произведения на исторические, мифологические и религиозные сюжеты.

Выставка состоит из пяти разделов. В первом – ранние произведения. Среди них – «Автопортрет с друзьями». Рубенс изобразил себя на переднем плане, его лицо, повернутое к зрителям, ярко освещено. Плащ, свободно накинутый на плечо, напоминает одеяния барочных мраморных статуй. Во время написания «Автопортрета» Рубенсу был 21 год. Он только что стал членом антверпенской гильдии художников имени святого Луки. Через год он отправится в Италию. В течение восьми лет, проведенных в Мантуе, Генуе, Риме, Венеции, он изучает искусство великих итальянских художников. Особенное влияние на него оказал Тициан, любовь к Тициану осталась на всю жизнь. В Италии он начал коллекционировать произведения античного искусства, и эта страсть тоже не покидала его на протяжении всей жизни. В Италии началась и дипломатическая карьера художника.

Возвратившись в Антверпен, Рубенс становится придворным художником эрцгерцога Альберта и его жены, испанской инфанты Изабеллы. Два следующих раздела, названных «Меценаты из буржуазии» и «Меценаты-аристократы», представляют наибольшее количество работ художника – 80 экспонатов. 24 картины – цикл «История Марии Медичи» – прибыли из Лувра и были выполнены Рубенсом по заказу Марии Медичи для украшения Люксембургского дворца в Париже. Художнику был заказан также цикл картин, посвященных жизни ее супруга, французского короля Генриха IV, но они остались в эскизах, которые хранятся в Санкт-Петербурге и в Берлине. Они также представлены на выставке.

Заказы Рубенсу поступали со всех концов Европы: от испанского короля, от кардинала Ришелье, из Англии и, конечно, из Брюсселя – от эрцгерцога Альберта. В своем доме в Антверпене (художник получил разрешение от эрцгерцога не переезжать вслед за двором в Брюссель) Рубенс устроил мастерскую, где вместе с ним работали многие художники. Так он мог справляться с непрерывным потоком заказов. В мастерской Рубенса одно время работали Ван Дейк, Тенирс, Снайдерс и другие известные фламандские живописцы.

Среди работ Рубенса, представленных на выставке, есть несколько произведений из Эрмитажа, в частности пейзаж «Возчики камней». Это раннее произведение мастера (ок. 1620) свидетельствует о приверженности Рубенса традициям фламандской художественной школы. Совсем в другой манере создавал художник свои знаменитые портреты: портрет первой жены Изабеллы Брант, портрет второй жены Елены Фоурмент с детьми, автопортреты – с Изабеллой Брант, с Еленой Фоурмент, с любимым братом. Все это вершины лирического искусства Рубенса. На выставке есть и эскизы интерьеров для дворца в Фонтенбло, серебряных кубков, чаш, ваз... Здесь же и цикл проектов триумфальных арок в Антверпене, выполненных по случаю въезда в него испанского инфанта Фердинанда, нового правителя Фландрии.

Рубенс был убежденным католиком, и четвертый раздел выставки представляет его работы религиозного содержания, созданные по заказу церквей, монастырей, а также меценатов из духовенства. Картины Рубенса украшали стены соборов и монастырей, и многие из них утрачены из-за пожаров и войн. Так погибли 40 картин в церкви иезуитов в Антверпене, сгоревшей в 1718 г. Но привезенные из Вены сохранившиеся этюды к ним дают представление о грандиозности замысла: в этой серии художник изобразил жития святых. Самая знаменитая работа Рубенса на евангельские сюжеты – триптих «Воздвижение креста» – находится в Антверпенском соборе, для которого Рубенс его написал.

В последнем разделе выставки представлены гобелены, выполненные по рисункам художника и являющиеся собственностью Франции и Германии. Всего Рубенс подготовил эскизы к четырем сериям гобеленов. Эти предметы роскоши, доступные только королям и титулованным особам, украшавшие дворцы, изготавливались из чрезвычайно дорогих материалов: шелка, золотой и серебряной нити, парчи. На выставке можно видеть десять гобеленов из серии «История императора Константина». Несколько гобеленов из серий «Жизнь Ахилла» и «Триумф евхаристии» дополняют «Историю Константина». Им свойственны все особенности живописной манеры художника.

Рубенс умер от подагры в возрасте 63 лет. Над его гробницей висит одна из самых известных работ – «Мадонна с младенцем в окружении святых». Эта картина была написана художником незадолго до смерти и предназначалась для семейной капеллы. На ней Рубенс изобразил себя в облике Георгия Победоносца, умершую от холеры первую жену Изабеллу Брант в образе Мадонны, вторую жену Елену Фоурмент – в образе Марии Магдалины, своего отца – в облике святого Иеронима, а любимого сына Питера Пауля – как младенца Христа.

Экспозиция произведений Рубенса, столь полно представившая его гений, буквально ошеломляет зрителя. Знаменательно, что в качестве главного события своих торжеств Лилль выбрал выставку именно Рубенса – фламандского живописца. Это говорит о неразрывности связей французского севера и Фландрии. Той же мыслью руководствовались организаторы празднеств, открывая выставку Антуана Ватто. Она проходит в Валансьене – небольшом городке неподалеку от Лилля.

Антуан Ватто. Капризница. 1717–1718. Антуан Ватто родился в Валансьене в 1684 г. – десять лет спустя после завоевания его родной Фландрии Людовиком XIV. Ватто обожал Рубенса. Много его копировал, коллекционировал его рисунки. И то, что выставка его произведений проходит в год лилльского праздника и одновременно с выставкой Рубенса, – не случайно. Валансьенский музей предлагает зрителям 80 работ, среди которых и произведения самого Ватто, и картины его предшественников и последователей. Организаторы выставки дают нам возможность увидеть, d кто повлиял на Ватто и на кого он сам впоследствии повлиял. А влияние его на живопись Франции было огромным и весьма продолжительным. Он стал создателем нового жанра, который получил название «галантные праздники». Выставка в Валансьене называется «Галантные праздники в Северной Европе».

Ватто вырос в небогатой семье. Он рисовал с раннего детства, в 17 лет он покинул Валансьен и отправился в Париж, где прожил до своей ранней смерти – в возрасте 37 лет. За четыре года до смерти он был принят в Академию художеств за картину «Путешествие на остров Киферу». Антуан Ватто был бессребреником, дружил с актерами и музыкантами, был человеком болезненным, всю жизнь страдал от чахотки, никогда не имел ни своей мастерской, ни собственного дома, ни семьи, но был необыкновенно популярным, модным художником. Все хотели купить его работы, молодые художники стремились стать его учениками, многие подражали ему. Провидец Ватто уловил в воздухе эпохи Регентства новое дыхание, новое настроение и передал его в своих произведениях.

В 1715 г. умер Людовик XIV, началась оттепель, которая продолжалась восемь лет. После смерти абсолютного монарха все вздохнули свободно, почувствовали радость жизни, заметно ослабла цензура, в искусстве шел процесс обновления – классицизм уступал место сентиментализму. Ватто первым ощутил это. В его картинах нет мифологических и религиозных сюжетов, они отражают жизнь. Его персонажи живут в окружении прекрасной природы. Дамы и кавалеры прогуливаются по парковым аллеям, танцуют на фоне дворцов, веселятся на сельских ярмарках. Однако эта жизнь нереальна, она театрализована. Ватто создавал изящные и свободные композиции. Он делал множество набросков. Известно около семисот подписанных им листов, а сколько неподписанных и проходящих атрибуцию!

Картины Ватто выписаны красочным слоем, настолько тонким, что реставраторы боятся до них дотрагиваться, чтобы не снять его. Наверное, именно из-за этого Лувр отказался предоставить выставке главное произведение Ватто – «Путешествие на остров Киферу». Но набросок художника к этому программному произведению был привезен из Чикагского института искусства и соседствует на выставке с гравюрой картины, выполненной современником Ватто Николасом Анри Тардье.

Произведения на выставке распределены по нескольким разделам, в каждом из которых благодаря продуманной развеске можно сопоставить картины Ватто с работами других художников. В разделах «Деревенские праздники», «Свадьбы» и «Времена года» интересно сравнить картины Ватто с его предшественниками – фламандскими живописцами, для которых эти темы были традиционны. Ватто придал новые черты жанру «праздников». По сравнению с его работами произведения его предшественников кажутся прямолинейными, позы застывшими, пейзажи – архитектурными построениями. В разделах «Королевство Венеры», «Галантные игры», «Прогулки» любопытно сопоставить куртуазные картины Ватто с работами его последователей. Никто из них не достиг легкости и воздушности, свойственной всем произведениям Антуана Ватто.

Эти две выставки – Рубенс и Ватто – конечно же главные события года в культурной столице Европы. Но есть и другие, менее значительные, но не менее интересные. Одна из них проходит в маленьком городке на берегу моря Булонь-сюр-мере, что в часе езды от Лилля. Здесь в начале XIX в. родился известный ученый-египтолог Огюст Мариотт. Здесь он работал преподавателем рисунка в школе. Однажды среди вещей своего двоюродного брата Нестора Л’Ота, который сопровождал Шампольона в его египетской экспедиции, Мариотт увидел рисунки с надписями на незнакомом языке. Он начинает расшифровывать надписи, потом копировать рисунки. Это увлекает его. Он оставляет Булонь, работу, семью, отправляется в Париж и становится самым знаменитым египтологом своего времени. Путешествует по Египту, занимается раскопками и все свои находки завещает Лувру (около 100 000 предметов).

Антуан Ватто. Волшебный остров. 1717–1718.Выставка, посвященная памяти Огюста Мариотта, приурочена к празднику в Лилле. Для нее Лувр передал Булони многие экспонаты из своей египетской коллекции. Каирский музей привез около тридцати сокровищ – хрупкие предметы, которые никогда ранее не покидали страну. Экспонаты из других мировых музеев дополняют луврские и каирские – всего около двухсот. Они распределены по залам таким образом, что следуют путешествию Огюста Мариотта вдоль Нила, которое он совершил в 1878 г.

Практически ни один музей провинции Нор не остался в стороне, все откликнулись на Лилльский фестиваль искусства. В Камбре – выставка Энгра, в Кале – выставка костюма «Платье мечты», а по другую сторону границы, в Бельгии: в Антверпене – «Рубенс-коллекционер», в Монсе – оригинальная выставка, посвященная известному бельгийскому (франкоязычному) поэту и художнику XX в., одному из создателей группы «Кобра» Кристиану Дотремону.

Но праздник не ограничивается музейными выставками. В театрах Лилля выступают известные труппы: в оперном – франкфуртский «Балет Вильяма Форсайта», в театре «Дю Нор» – польские, литовские, болгарские, испанские и бельгийские театральные коллективы. Все это напоминает Авиньонский фестиваль в миниатюре. В Валансьене проходит международный кинофестиваль приключенческих фильмов. На целый месяц главная торговая улица Лилля превратилась в шанхайскую улицу с драконами, китайскими музыкантами и актерами, театром теней и марионеток. А по вечерам в городе звучат джазовые мелодии, которые исполняют музыканты со всей Европы.

Праздник продолжается – и до конца года все, кому удастся посетить Лилль и его окрестности, увидят много интересного.