Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №20/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

Н Е Т Р А Д И Ц И О Н Ы Й  У Р О К

 

 

Галина Дробот,
учитель МХК НОУ «Доверие», Москва

МИФЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Урок-спектакль

 

Часть 1. СОТВОРЕНИЕ МИРА И ДВЕ БОЖЕСТВЕННЫЕ ПАРЫ

 Мы предлагаем провести три урока-спектакля «Мифы Древнего Египта». Данный сценарий можно использовать как на уроке, так и для кукольного спектакля.
Изготовьте вместе с детьми куклы на уроке или кружке. Для этого надо выкройки размножить увеличив (на ксероксе или по клеткам). Куклы приклейте на картон и раскрасьте. Можно сделать и так: контуры фигур нанесите на крафт-бумагу — и вопрос с цветом кожи кукол будет решен. Используйте аппликацию из цветной бумаги для элементов одежды, а также черный маркер для прорисовки кукол.

Продумайте способ крепления кукол на доску (магниты или двухсторонний скотч). Заранее можно записать текст на аудиокассету. В этом могут помочь и дети. Обязательно приготовьте цветные мелки для рисования холмов, океана, жилищ, храмов. Перед уроком выберите двух помощников.
Оставшееся в конце урока время используйте для вопросов, обсуждения и обобщения.
По данному тексту составьте тестовое задание,что позволит проверить, насколько внимательно учащиеся усваивают материал.

Религия Древнего Египта тесно связана с культом природы. Поклонение стихиям (ветру, воде, солнцу, земле) — черта всех древнейших верований человека. В каждой области — номе была своя триада верховных божеств. По мере объединения страны происходило слияние многих богов. В результате в едином царстве сложилась и неизменная группа общеегипетских верховных божеств — эннеада (греч.— «девятка»): АТУМ-РА, ШУ, ТЕФНУТ, ГЕБ, НУТ, ОСИРИС, ИСИДА, СЕТ, НЕФТИДА. Так образовались три основные темы египетской мифологии — сотворение мира, мифы о борьбе солнца со своими недругами и цикл мифов, связанных с культом мертвых. Первая божественная пара

В классе выключен свет.
На доске нарисована поверхность океана НУН. Куклы разложены на столе учителя. Если у учителя есть 3–4 помощника, им по ходу урока даются задания: снять, прикрепить, нарисовать...

Давным-давно, много миллионов лет назад, существовал один бескрайний и бездонный океан — Нун. Холодные воды Нуна, казалось, навечно застыли в неподвижности. Всюду царила тишина. Не было ни воздуха, ни тепла, ни света — все окутывал первозданный мрак. Проходили столетия, тысячелетия, а океан Нун оставался неподвижным.

Но однажды свершилось чудо. Вода заплескалась, заколыхалась — это создатель мира великий ПТАХ начал создавать мир при помощи слов.

Птах над океаном. Куклы крепятся к доске магнитами, если доска металлическая, или двухсторонним скотчем, заранее приклеенным на каждую куклу.

Это по его велению Нун стал двигаться из его вод появился АТУМ.

Птах сменяется Атумом.

 — Я существую! Я сотворю мир! Я сделаю это, ибо мое существо настолько велико, что я сумел сам себя создать из вод океана! Я первый бог во Вселенной и я сотворю землю!

Атум воспарил над океаном и произнес заклинание. И в этот момент вырос холм БЕН-БЕН. Атум опустился на холм и стал размышлять, что ему делать дальше.

Холм Бен-Бен можно нарисовать, напишите: Бен-Бен.

Атум на холме.

— Кто будет обрабатывать землю и собирать урожай? Кто будет поклоняться богам?

И вылепил тогда Атум из глины первых людей. Устал Атум и, как закатное солнце, покинул мир.

На холме появляются люди. Атум исчезает.

И однажды из вод океана вырос белый лотос. Бутон раскрылся и вылетел бог солнца РА, который принес миру долгожданный свет.

Около холма появляется лотос, на нем Ра. Включается свет.

Увидев уже созданный Атумом мир, Ра заплакал от радости, и его слезы упали на людей. Вот почему в каждом человеке есть божественная частица бога солнца Ра.

— Я создам ветер, без ветра океан вновь замрет и станет опять неподвижным. Бога ветра все будут называть ШУ (выплевывает).

Появляется Шу.

— И еще я создам богиню дождя, влаги и росы, чтобы воды океана подчинялись ей. Ее будут все называть ТЕФНУТ (изрыгает).

Появляется Тефнут.

— Да возрастут они!

Но тут случилось несчастье — в темноте Ра потерял своих детей.

Убрать Шу и Тефнут.

 Сколько он ни звал, ни кричал, ответом служило молчание. В отчаянии Ра вырвал свой глаз и приказал ему идти в океан и разыскать Шу и Тефнут.

Глаз прикрепить рядом с Ра.

Медленно тянулось время, столетия проходили за столетиями, и терпение Ра закончилось.

– О горе! Нет моих детей! Нет моего глаза!

Убрать Глаз.

И создал Ра новый глаз и поместил его в пустую глазницу. Тут послышался шум, и он узнал голоса своих детей.

Появляются Глаз, Шу и Тефнут.

И Глаз прохрипел в гневе:

— Я сослужил тебе великую службу — вернул тебе потерянных детей, а ты создал себе новый глаз и поместил его туда, где по праву до€лжно находиться мне!

— Не гневайся! — сказал Ра. — Я помещу тебя на лоб, и ты оттуда будешь созерцать мир, который я создам, будешь любоваться его красотой.

Но оскорбленный Глаз не желал ничего слушать. Он превратился в ядовитую змею кобру. Ра взял змею и поместил себе на лоб.

Заменяется Глаз на Змею и надевается на корону Ра.

С тех пор Глаз-Змея украшает короны богов и фараонов. Называется эта змея УРЕЙ. Урей зорко смотрит вдаль, и если на пути бога встречаются враги, он уничтожает их своими лучами.

Вторая божественная пара

Шу женился на Тефнут, и у них родились дети: бог земли ГЕБ и богиня неба НУТ.

Появляются Геб и Нут.

Они появились на свет крепко обнявшись, так и небо и земля в начале творения были слиты воедино. Но однажды Геб и Нут поссорились. Богиня неба Нут пожирала своих детей — звезды.

Тогда Ра приказал богу ветра Шу разлучить их. Ра произнес заклинание, и в тот же миг во Вселенной разразилась страшная буря. Ветер разорвал их объятия, небо отделилось от земли, вздыбились горные хребты, образовались материки, острова, реки, моря и озера. Люди покинули холм Бен-Бен и расселились по всей земле.

Дорисовать еще земли, перенести на них людей.

Создатель мира Птах заботился о людях. Он научил их обрабатывать землю, они узнали ремесла. Богиня СЕШАТ научила их строить дома, храмы для богов и дворцы для вельмож.

Наступил золотой век — время, когда люди и боги вместе жили на земле.

Дорисовать города, храмы.

 

Продолжение следует