Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №20/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

н а ч и н а я   с   х х    в е к а

 

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

ЖИВОЙ ТИТАН

Не так уж много на земле архитектурных памятников, ради лицезрения которых люди готовы пересекать моря и океаны: египетские пирамиды, Парфенон, Тадж-Махал... и, возможно, Музей Гугенхайма в Бильбао.

Оригинальное творчество американца Френка Гери основано на достижениях модернизма и отличается исключительной выразительностью. Он первым порвал с ортодоксальностью прямого угла и создал новый архитектурный тип благодаря необычному использованию материалов, демонстрации скрытых, как правило, элементов и соединений и неожиданным коллизиям форм и техник.

Гери стал победителем международного конкурса проектов нового музея на земле басков. Он предложил создать опознавательный знак, здание-веху, которое изменит жизнь города. Когда Гери впервые увидел место для будущего музея — невзрачную полосу земли вдоль реки Нервион, он решил, что его творение должно быть ответом как на потребности города, так и на необходимость дерзкого, динамичного вмешательства в жизнь Бильбао.

Результат напоминает грузовой или линейный корабль. И вовсе не случайно. Бильбао традиционно является центром испанской сталелитейной индустрии и крупным портом. Одетое в титан здание воспринимается как символ города. Но, кроме технических ассоциаций, при взгляде на ни на что не похожее здание музея возникают сравнения его и с каким-то живым существом. Оно разворачивается в разных направлениях, извивается, образует спирали в неистощимой игре вздыбленных органических форм. Подходит к нему и метафора «мягкая чешуйчатость рыбы».

Серебристые черепичные поверхности отражают изменяющийся свет и еще более усиливают впечатление одушевленности поднимающихся и искривляющихся планов внешней оболочки здания. Это рождает ощущение, что внешнее убранство функционирует подобно коже живого организма. Иррегулярные формы экстерьера идеально соответствуют более геометризованным, выполненным из камня залам. И любое изменение положения зрителя трансформирует восприятие этого музея, который следует посетить хотя бы для того, чтобы восхититься динамическими пространственными соотношениями.

Охватывающий различные уровни трехэтажного сооружения центральный зал пересекают змеящиеся, подобно серпантину, переходы, которые позволяют любоваться волнообразными формами интерьеров. Пространство залов такое же скульптурное, как и некоторые экспонаты. Стремясь сохранить чистоту и целостность пространства здания, Гери оставил потолки свободными от вентиляционных труб и осветительных устройств. Вместо них с потолка свисают прожекторы, похожие на крупные обработанные жемчужины.

Рассматривая выставленные в музее произведения (холсты Пикассо, Кандинского, Миро, послевоенное американское искусство и произведения современных художников из разных стран), осознаешь, что они обретают новое, неожиданное звучание в этом фантастическом сооружении. Впечатляет и размер некоторых произведений в собрании музея: длиной 30 м стальная скульптура Ричарда Серры, картины 5х10 м Ансельма Кифера, цикл из 17 панно Франческо Клементе.

Творение Гери преодолевает разрыв между архитектурой и скульптурой, архитектурой и живописью. И не случаен огромный интерес к нему во всем мире.

Уже через два года после постройки в 1997 году этого замечательного сооружения более двух миллионов человек побывало в северном испанском городе специально для того, чтобы увидеть новый музей. Многочисленные публикации о творении Гери в ежедневных газетах, цветных приложениях и модных журналах способствовали включению Бильбао в карту важнейших туристических маршрутов мира. Порой поток туристов бывает столь огромен, что аэропорт не может принять всех желающих.

Музей Гугенхайма трансформировал столицу басков из постиндустриальной окраины в притягательный международный центр туризма. А Гери он превратил в международную знаменитость, в архитектора, которому страстно желают сделать заказ различные города мира, ведь его здания придают любому городу исключительное своеобразие и неповторимость.