Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №23/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

Н Е Т Р А Д И Ц И О Н Н Ы Й   У Р О К

 

 

Галина Дробот,
учитель МХК НОУ «Доверие», Москва

 

 

МИФЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Урок-спектакль

(Окончание. Начало см. «Искусство» №20, 21 2004 г.)

ЧАСТЬ 3. В ЦАРСТВЕ МЕРТВЫХ

wpe6.jpg (31431 bytes)

 

ОСИРИС И ИСИДА

По всей длине доски нарисуйте реку Нил с дельтой. Стрелками покажите направление движения воды. Геб и Нут — в одном из верхних углов доски.

У бога земли Геба и богини неба Нут родились дети.

«Родился великий царь Осирис, творящий добро!» — раздался голос с неба. Ра взглянул на младенца и увидел его красоту и добро.

На доску прикрепите Осириса.

Потом родился Сет. Он был мал ростом, с головой осла, зол и уродлив. Огненно-рыжими были его волосы, как раскаленный песок пустыни.

Прикрепите Сета, Исиду и Нефтиду.

Потом родились у Геба и Нут две дочери, небесные богини Исида и Нефтида. Выросли дети. Осирис женился на Исиде, а Сет взял в жены Нефтиду.

Составьте пары Осирис—Исида, Сет—Нефтида.

Состарился Геб и решил передать царство свое старшему сыну Осирису.

Поднимите его чуть выше других кукол.

Он научил людей разводить сады и виноградники, а Исида научила людей печь хлеб и излечивать болезни. Исида была великой волшебницей и всюду следовала за Осирисом, охраняя его. Но завидовал Сет брату и решил отобрать у него власть на земле. Отлучилась как-то Исида (уберите Исиду), а Осирис решил устроить пир после победоносного похода в Азию. Сет решил этим воспользоваться. Ночью, когда Осирис спал, помощники Сета сняли с него мерку. По мерке был сделан большой деревянный гроб-саркофаг.

Прикрепите рядом с Сетом саркофаг.

Явился Сет на пир, слуги внесли саркофаг. И заявил Сет, что подарит его тому, кому он придется впору. Одним гостям он был велик, другим мал. Как только Осирис лег в него (Осириса подложите под саркофаг), захлопнул Сет крышку и бросил в воды Нила.

Покажите движение саркофага от середины Нила к дельте.

Только у самого Средиземного моря саркофаг прибило к берегу, и произошло чудо — саркофаг превратился в могучее дерево.

Саркофаг как бы встает . На него прикрепите дерево.

Исида вернулась домой и не нашла Осириса. Признались слуги Сета в злодеянии. Надела Исида траурные одежды и пошла искать Осириса по течению Нила, пока не пришла в самое дальнее царство Египта, к большому дереву, возле которого играли царские дети. Осталась Исида жить во дворце и воспитывать детей. Царь увидел как-то могучее дерево и приказал сделать из него колонну для дворца.

Скройте дерево под колонной.

Вылечила однажды Исида царевича от смертельной болезни, и раскрылась ее тайна. В благодарность за излечение отдал ей царь колонну, и она извлекла оттуда саркофаг.

Уберите колонну и дерево. Саркофаг и Изиду двигайте к центру Нила.

Укрылась она от преследования Сета в болотах Нила.

Можно нарисовать камыш, тростник.

Горько оплакивала она мужа своего Осириса и предала его тело земле. Здесь, на болоте, и появился на свет сын Исиды и Осириса — Гор.

Появляется Гор.

Вырос Гор и вступил в борьбу с Сетом. Молодой бог потерпел сначала поражение и даже потерял в битве глаз. Но победил Гор и отобрал глаз у Сета. Помощники Сета нашли захоронение с Осирисом, накинулся в ярости Сет на Осириса, разрезал его серпом на 14 кусков и разбросал куски по всей египетской земле.

Саркофаг с Осирисом убрать.

Но узнала об этом Исида и вновь пошла спасать своего мужа. Сам бог Анубис помогал ей. Собрали они все части и положили на погребальное ложе.

Исида, Анубис и Осирис в саркофаге.

Гор дал мертвому Осирису проглотить свой глаз — волшебное око, и вернулась к Осирису жизнь.

Осирис поднимается.

Но не захотел он править на земле, а стал царем загробного мира. Анубис стал хранителем покоя умерших и верным помощником Осириса.

wpe7.jpg (39695 bytes)

 

БОРЬБА ГОРА И СЕТА

Изображение Нила, Исида, Сет и Гор.

Эннеада (Великая девятка богов) собралась вершить суд: кому править Египтом – Сету или Гору? «Не буду я состязаться в суде, пока Исида находится в нем», — сказал Сет. И тогда решили боги переплыть на остров Внутренний и там продолжить суд. И велено было перевозчику Анти не перевозить на остров женщин. Но Исида приняла образ старухи, сняла с пальца золотое кольцо, и перевез ее Анти. Приняла она тогда образ прекрасной женщины, которую полюбил Сет, как только увидел. И сказала она:

— Мой великий господин! Я бедная вдова пастуха. Мой муж умер, и мой сын взял скот своего отца. Но тогда пришел чужеземец, сел в моем доме и сказал моему сыну: «Скот твоего отца теперь мой, и я выгоняю тебя».

Сет возмутился:

— Как? Неужели скот будет отдан чужеземцу, в то время как есть сын хозяина?

Приняла тогда Исида облик коршуна, вспорхнула на ветку и сказала Сету:

— Плачь о себе. Твои уста сказали это, твой разум осудил тебя!

И боги Девятки подтвердили, что царствовать на земле должен Гор. И стал Гор – в образе человека с головой ястреба – покровителем фараонов и защитником египетского народа на многие века.

ДОПОЛНЕНИЕ

Религия Древнего Египта крайне символична, а ее символизм тесно связан с постоянно изменяющейся природой. Каждый год в начале лета пятьдесят дней подряд дует из пустыни горячий ветер — суховей. Сет — злой бог суховея. Когда прекращается суховей, вся природа вновь оживает, как бы воскресает. Сет убил бога Осириса, который помогал произрастать посевам. Как воскресает природа, так воскрес и Осирис. Гибель Осириса от рук Сета сопоставима со сбором урожая (не случайно оружием убийства стал серп). Подобно тому как Сет разбрасывал куски тела Осириса, крестьяне разбрасывали семена по полям. Нил вышел из берегов, переполнившись слезами Исиды. А воскрешение Осириса — всходы нового урожая, дающего людям жизнь.