Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2004

ТЕТ-А-ТЕТ

Н А Ч И Н А Я   С  X X   В Е К А

Павел СУРКОВ

СЕРИЯ «ФЛАГИ»

Не будем повторять уже много раз оспоренный, но все же бытующий миф о распространении в США исключительно масс-культуры, ориентированной на большинство населения. Скажем только, что есть там и высокие образцы традиционного искусства, и альтернативные течения, не способные удовлетворить пресловутое большинство.

В любом обществе рано или поздно возникает протест против официоза, оформляющийся, как правило, в виде некоего культурного явления. Поп-арт — одна из форм такого протеста.

У каждого из ныне популярных художников поп-арта есть по крайней мере один ассоциативный символ, характеризующий его творчество. У Энди Уорхола — это банка супа Campbell, у Роя Лихтенштейна — комикс, а у Джаспера Джонса — американский флаг. «Однажды мне приснилось, что я рисую американский флаг, и, проснувшись, я сделал это, — сказал Джонс в одном из своих интервью. — Нарисовал сначала один, потом другой, так и получилась серия...» Серия действительно «получилась» — только за копию флага на оранжевом фоне любители искусства готовы заплатить сегодня пять тысяч долларов.

Что же в картине особенного? Изображенный флаг словно распластан по оранжевой стене. И все. Вот другой вариант: три флага. С помощью энкаустики (живописной техники, применявшейся еще в Древней Греции) Джонс создает рельефную поверхность холста. Три флага разного размера, расположенные один на другом, низводят государственный символ Америки до растиражированного товарного лейбла.

Был у Джонса еще один проект — изобразить жестяную банку колы, обернутую американским флагом, с надписью «Made in USA» на крышке. Но художника опередили: для «укрепления национального духа» стали выпускаться консервированные супы с этикетками, патриотично украшенными этим символом государственной власти...

Публика видела в работах Джонса разное. Кто-то — демонстрацию патриотизма, кто-то — критику государственной политики. (Сам автор высказывался довольно уклончиво, говорил о попытке привлечь внимание к истинным американским ценностям, к необходимости их сохранения и приумножения.) Но скорее всего правы были все-таки последние, ведь к стилизации флагов Джонс обратился в то время, когда свободнейшая из демократических систем, определившись, наконец, с потенциальным противником, вовсю стремилась облагодетельствовать сначала Корею, а затем и Вьетнам. А флаги Джонса в руках довольно воинственно настроенной молодежи, шедшей бороться за мир, даже становились символом антивоенной оппозиции.

Понять символику работ Джонса можно лишь в точном историческом контексте. Этим они, наверное, и интересны зрителям и коллекционерам.

Однако Джаспер Джонс не замкнулся на эксплуатации одного удачно найденного образа. Его творчество очень многолико — он занимается гравюрами, переживает период увлечения Пикассо, работает в стиле импрессионизма, а затем и абстрактного экспрессионизма.

Изображаемые им предметы — самостоятельные и самодостаточные объекты. Трактовка картины как объекта естественно привела художника к сопоставлению настоящих предметов с нарисованными на холсте, а затем и к созданию скульптуры. Скульптуры Джаспера Джонса представляют собой отлитые в бронзе предметы домашнего обихода: электрический фонарик, лампочка, зубная щетка. Одна из наиболее известных композиций — две бронзовые пивные банки Ballantine Ale.

Покупать работы Джаспера Джонса весьма дорогое удовольствие, поэтому продаются в основном его тиражные произведения: постеры, принты, литографии. Так, небольшую акварель «Усопший и зеркало» продали на аукционе Сотбис в мае 2004 года за $3,14 млн. «Усопший и зеркало» — повторяющийся сюжет у Джонса, но и цена копии или другой графической работы может подняться на аукционе до миллиона. Так, рисунок без названия (1986, 119,5 x 226,5), выполненный углем на бумаге, в 2001 году был продан на Сотбис за $2,3 млн. Нетиражная живопись Джонса еще дороже:
5–6 млн для нее — это норма. Максимальную сумму — 9 млн долларов — заплатил коллекционер за картину «Сквозь 9» (Through 9, 1961, холст, масло; 137,1 х 105,4).

Главная причина столь высокой стоимости живописных работ Джаспера Джонса — в невероятной популярности его творчества. И кроме того, с 1997 года в базу аналитического ресурса artprice.com попали всего 50 его картин.


ДЖАСПЕР ДЖОНС

Американский художник (р. в 1930), скульптор и гравер, виднейший представитель поп-арта.

Родился 15 мая 1930 г. в городке Аллендэйл (шт. Южная Каролина). Некоторое время учился живописи в Университете Южной Каролины, затем после двух лет военной службы поселился в Нью-Йорке. Здесь Джонс познакомился с Робертом Раушенбергом (р. в 1925), от которого воспринял передовые идеи, идущие от немецкого художника Курта Швиттерса (1887–1948) и Марселя Дюшана (1887–1968), французского художника и теоретика искусства. Велосипедное колесо Дюшана и другие его «редимейды» (англ. — «готовое изделие», то есть изделие массового производства, выставленное в качестве произведения искусства) стали источником вдохновения для серии предметов, отлитых в бронзе, которые Джонс создал в конце 1950-х — начале 1960-х годов.

Вероятно, наиболее значительным можно назвать цикл ранних живописных работ Джаспера Джонса, созданных во второй половине 1950-х годов.

Ведь именно они принесли Джонсу широкую известность. Это серия с американскими флагами – политический символ здесь представлен в виде повторяющихся и потому надоевших товарных знаков, картины «Мишень» и «Карта», также имеющие свой подтекст.


ПОП-АРТ

Происходит от англ. pop art, то есть popular art — общедоступное искусство. Направление, сложившееся сначала в модернистском изобразительном искусстве, а затем в различных сферах массовой культуры XX в.

Поп-арт возник в 50-е годы XX века в США и Великобритании и окончательно отвоевал себе место под солнцем на международной выставке в Венеции (1964), одержав победу над абстракционизмом. Главную премию получил тогда американский художник Р. Раушенберг за «предметную компиляцию», составленную из сочетания пестрых открыток, обрывка плаката, вырезок из иллюстрированных журналов и фотографии убитого президента Дж. Кеннеди.

Представители поп-арта в лице Р. Раушенберга предложили зрителю искусство, оперирующее привычными предметами, которые, будучи вырваны из обычных связей с окружающими объектами, предстали в случайных, парадоксальных сочетаниях. «Новая предметность», которую в начале XX в. утверждал кубизм, возвратилась в предметных компиляциях поп-арта. Обратившись к миру вещей, созданных массовым промышленным производством, поп-арт быстро вошел в сферу современной массовой культуры и соединился с рекламой, дизайном, оформительским искусством.