Не будем повторять уже много раз
оспоренный, но все же бытующий миф о
распространении в США исключительно
масс-культуры, ориентированной на большинство
населения. Скажем только, что есть там и высокие
образцы традиционного искусства, и
альтернативные течения, не способные
удовлетворить пресловутое большинство.
В любом обществе рано или поздно
возникает протест против официоза,
оформляющийся, как правило, в виде некоего
культурного явления. Поп-арт — одна из форм
такого протеста.
У каждого из ныне популярных
художников поп-арта есть по крайней мере один
ассоциативный символ, характеризующий его
творчество. У Энди Уорхола — это банка супа Campbell,
у Роя Лихтенштейна — комикс, а у Джаспера Джонса
— американский флаг. «Однажды мне приснилось,
что я рисую американский флаг, и, проснувшись, я
сделал это, — сказал Джонс в одном из своих
интервью. — Нарисовал сначала один, потом другой,
так и получилась серия...» Серия действительно
«получилась» — только за копию флага на
оранжевом фоне любители искусства готовы
заплатить сегодня пять тысяч долларов.
Что же в картине особенного?
Изображенный флаг словно распластан по
оранжевой стене. И все. Вот другой вариант: три
флага. С помощью энкаустики (живописной техники,
применявшейся еще в Древней Греции) Джонс
создает рельефную поверхность холста. Три флага
разного размера, расположенные один на другом,
низводят государственный символ Америки до
растиражированного товарного лейбла.
Был у Джонса еще один проект —
изобразить жестяную банку колы, обернутую
американским флагом, с надписью «Made in USA» на
крышке. Но художника опередили: для «укрепления
национального духа» стали выпускаться
консервированные супы с этикетками, патриотично
украшенными этим символом государственной
власти...
Публика видела в работах Джонса
разное. Кто-то — демонстрацию патриотизма, кто-то
— критику государственной политики. (Сам автор
высказывался довольно уклончиво, говорил о
попытке привлечь внимание к истинным
американским ценностям, к необходимости их
сохранения и приумножения.) Но скорее всего правы
были все-таки последние, ведь к стилизации флагов
Джонс обратился в то время, когда свободнейшая из
демократических систем, определившись, наконец,
с потенциальным противником, вовсю стремилась
облагодетельствовать сначала Корею, а затем и
Вьетнам. А флаги Джонса в руках довольно
воинственно настроенной молодежи, шедшей
бороться за мир, даже становились символом
антивоенной оппозиции.
Понять символику работ Джонса можно
лишь в точном историческом контексте. Этим они,
наверное, и интересны зрителям и коллекционерам.
Однако Джаспер Джонс не замкнулся на
эксплуатации одного удачно найденного образа.
Его творчество очень многолико — он занимается
гравюрами, переживает период увлечения Пикассо,
работает в стиле импрессионизма, а затем и
абстрактного экспрессионизма.
Изображаемые им предметы —
самостоятельные и самодостаточные объекты.
Трактовка картины как объекта естественно
привела художника к сопоставлению настоящих
предметов с нарисованными на холсте, а затем и к
созданию скульптуры. Скульптуры Джаспера Джонса
представляют собой отлитые в бронзе предметы
домашнего обихода: электрический фонарик,
лампочка, зубная щетка. Одна из наиболее
известных композиций — две бронзовые пивные
банки Ballantine Ale.
Покупать работы Джаспера Джонса
весьма дорогое удовольствие, поэтому продаются в
основном его тиражные произведения: постеры,
принты, литографии. Так, небольшую акварель
«Усопший и зеркало» продали на аукционе Сотбис в
мае 2004 года за $3,14 млн. «Усопший и зеркало» —
повторяющийся сюжет у Джонса, но и цена копии или
другой графической работы может подняться на
аукционе до миллиона. Так, рисунок без названия
(1986, 119,5 x 226,5), выполненный углем на бумаге, в 2001
году был продан на Сотбис за $2,3 млн. Нетиражная
живопись Джонса еще дороже:
5–6 млн для нее — это норма. Максимальную
сумму — 9 млн долларов — заплатил коллекционер
за картину «Сквозь 9» (Through 9, 1961, холст, масло;
137,1 х 105,4).
Главная причина столь высокой
стоимости живописных работ Джаспера Джонса — в
невероятной популярности его творчества. И кроме
того, с 1997 года в базу аналитического ресурса
artprice.com попали всего 50 его картин.
ДЖАСПЕР ДЖОНС
Американский художник (р. в 1930),
скульптор и гравер, виднейший представитель
поп-арта.
Родился 15 мая 1930 г. в городке Аллендэйл
(шт. Южная Каролина). Некоторое время учился
живописи в Университете Южной Каролины, затем
после двух лет военной службы поселился в
Нью-Йорке. Здесь Джонс познакомился с Робертом
Раушенбергом (р. в 1925), от которого воспринял
передовые идеи, идущие от немецкого художника
Курта Швиттерса (1887–1948) и Марселя Дюшана (1887–1968),
французского художника и теоретика искусства.
Велосипедное колесо Дюшана и другие его
«редимейды» (англ. — «готовое изделие», то есть
изделие массового производства, выставленное в
качестве произведения искусства) стали
источником вдохновения для серии предметов,
отлитых в бронзе, которые Джонс создал в конце
1950-х — начале 1960-х годов.
Вероятно, наиболее значительным можно
назвать цикл ранних живописных работ Джаспера
Джонса, созданных во второй половине 1950-х годов.
Ведь именно они принесли Джонсу широкую
известность. Это серия с американскими
флагами – политический символ здесь
представлен в виде повторяющихся и потому
надоевших товарных знаков, картины «Мишень» и
«Карта», также имеющие свой подтекст.
ПОП-АРТ
Происходит от англ. pop art, то есть popular
art — общедоступное искусство. Направление,
сложившееся сначала в модернистском
изобразительном искусстве, а затем в различных
сферах массовой культуры XX в.
Поп-арт возник в 50-е годы XX века в США и
Великобритании и окончательно отвоевал себе
место под солнцем на международной выставке в
Венеции (1964), одержав победу над
абстракционизмом. Главную премию получил тогда
американский художник Р. Раушенберг за
«предметную компиляцию», составленную из
сочетания пестрых открыток, обрывка плаката,
вырезок из иллюстрированных журналов и
фотографии убитого президента Дж. Кеннеди.
Представители поп-арта в лице Р. Раушенберга
предложили зрителю искусство, оперирующее
привычными предметами, которые, будучи вырваны
из обычных связей с окружающими объектами,
предстали в случайных, парадоксальных
сочетаниях. «Новая предметность», которую в
начале XX в. утверждал кубизм, возвратилась в
предметных компиляциях поп-арта. Обратившись к
миру вещей, созданных массовым промышленным
производством, поп-арт быстро вошел в сферу
современной массовой культуры и соединился с
рекламой, дизайном, оформительским искусством.