Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2005

ТЕТ-А-ТЕТ

 

н а ч и н а я  с   х х   в е к а

 

Марк САРТАН

КРИК

Изображая те цвета,
линии и формы,
которые я сам видел
в состоянии неистовства,
я хочу воссоздать
свои эмоции так же точно,
как фонограф
воспроизводит звук.
Эдвард Мунк

Не сомневайтесь — прежде чем выбрать эту картину для публикации в рубрике «Начиная с ХХ века», я проверил дату ее написания: 1893 год. Формально вроде бы не подходит. И тем не менее...

И тем не менее знаменитый «Крик» Мунка — картина современная. Не знаю, как ему удалось заглянуть в будущее, но породить такое мог только ХХ век с его войнами, двумя мировыми и бесчисленными локальными, фашизмом, порабощавшим соседние народы, коммунизмом, уничтожавшим народы собственные, терроризмом...

А главное — с его беспросветным чувством одиночества, тем более отчаянным, что именно в этом веке стало никуда не деться от окружающей тебя толпы людей. Чужих людей. Вон, видите, двое на заднем плане уходят куда-то? Тут кричи не кричи...

Кстати, вы заметили, как часто приходится обращаться к теме одиночества в этой рубрике? А что вы хотите? ХХ век. Хёрстова овца, хопперовские полуночники, уорхоловская Мэрилин... Даже «Осенний каннибализм» Дали почти о том же. И Мунк в этом ряду первый по праву. Причем не только по времени, но и по экспрессии.

Экспрессионизм, однако... «Невозможно больше писать интерьеры, читающих людей или женщин за вязанием. Писать нужно только живых людей, которые дышат и чувствуют, любят и страдают...» — Мунк сформулировал свой манифест и неуклонно следовал ему. Только страдание, похоже, перевесило все остальное.

«Крик» не нуждается в подробных объяснениях и трактовках. Внутренняя эмоциональная жизнь получила здесь такое зримое воплощение, как, наверное, ни в какой другой живописной работе. Он цепляет сразу, как сама жизнь, и сражает наповал, как выстрел в упор. Никаких сомнений, никаких разночтений, все ясно настолько, что не увернуться.

И не отвернуться. Занозой саднит вопрос без ответа — почему крик получился столь же отчаянным, сколь и безмолвным? Потому что все равно никто не услышит?

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКЕ МХК

Мы уже вспоминали «Крик» на уроке, посвященном теме одиночества в живописи («Искусство», № 21/04). Эта тема столь близка подросткам и старшеклассникам, что возвращаться к ней можно много раз. Обсудите современное звучание и понимание картины, какие чувства она рождает в душе учащихся, что в их жизни было созвучно ее эмоциям. Пожалуйста, будьте осторожны и бережны, поскольку такое обсуждение может задеть очень болезненные и интимные воспоминания и вызвать ощущение уязвимости. Соблюдайте психологическую безопасность!

Спросите, можно ли считать эту картину символом современной жизни со всеми ее стрессами и тревогами. Вспомните исторический фон конца XIX века. Обсудите, почему картина как бы опередила свое время и принадлежит скорее будущему.

Расскажите об исследовании астронома Дональда Олсона из Техасского государственного университета. По его мнению, Мунк действительно мог наблюдать над Норвегией «красные сумерки», вызванные большим количеством вулканического пепла, попавшего в земную атмосферу в результате сверхмощного извержения вулкана Кракатау в Индонезии, которое происходило с ноября 1883 по февраль 1884 года. Обсудите, чем можно объяснить цвет неба на картине — художественным замыслом экспрессиониста или конкретным природным явлением? Добавляет ли наблюдение ученого-астронома что-либо к восприятию картины?

Обратите внимание на художественные приемы, с помощью которых Мунк добивается необходимого эффекта. Почему пейзаж как будто ожил? Как достигнуто впечатление враждебности окружающего мира? Что говорит об отчужденности и одиночестве главного героя?

В качестве дополнительного задания можно предложить сравнить «Крик» с пламенными пейзажами Ван Гога — старшего современника Мунка.