Изображая те цвета,
линии и формы,
которые я сам видел
в состоянии неистовства,
я хочу воссоздать
свои эмоции так же точно,
как фонограф
воспроизводит звук. Эдвард Мунк
Не сомневайтесь — прежде чем выбрать
эту картину для публикации в рубрике «Начиная с
ХХ века», я проверил дату ее написания: 1893 год.
Формально вроде бы не подходит. И тем не менее...
И тем не менее знаменитый «Крик» Мунка
— картина современная. Не знаю, как ему удалось
заглянуть в будущее, но породить такое мог только
ХХ век с его войнами, двумя мировыми и
бесчисленными локальными, фашизмом,
порабощавшим соседние народы, коммунизмом,
уничтожавшим народы собственные, терроризмом...
А главное — с его беспросветным
чувством одиночества, тем более отчаянным, что
именно в этом веке стало никуда не деться от
окружающей тебя толпы людей. Чужих людей. Вон,
видите, двое на заднем плане уходят куда-то? Тут
кричи не кричи...
Кстати, вы заметили, как часто
приходится обращаться к теме одиночества в этой
рубрике? А что вы хотите? ХХ век. Хёрстова овца,
хопперовские полуночники, уорхоловская
Мэрилин... Даже «Осенний каннибализм» Дали почти
о том же. И Мунк в этом ряду первый по праву.
Причем не только по времени, но и по экспрессии.
Экспрессионизм, однако... «Невозможно
больше писать интерьеры, читающих людей или
женщин за вязанием. Писать нужно только живых
людей, которые дышат и чувствуют, любят и
страдают...» — Мунк сформулировал свой манифест и
неуклонно следовал ему. Только страдание, похоже,
перевесило все остальное.
«Крик» не нуждается в подробных
объяснениях и трактовках. Внутренняя
эмоциональная жизнь получила здесь такое зримое
воплощение, как, наверное, ни в какой другой
живописной работе. Он цепляет сразу, как сама
жизнь, и сражает наповал, как выстрел в упор.
Никаких сомнений, никаких разночтений, все ясно
настолько, что не увернуться.
И не отвернуться. Занозой саднит
вопрос без ответа — почему крик получился столь
же отчаянным, сколь и безмолвным? Потому что все
равно никто не услышит?
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКЕ МХК
Мы уже вспоминали «Крик» на уроке,
посвященном теме одиночества в живописи
(«Искусство», № 21/04). Эта тема столь близка
подросткам и старшеклассникам, что возвращаться
к ней можно много раз. Обсудите современное
звучание и понимание картины, какие чувства она
рождает в душе учащихся, что в их жизни было
созвучно ее эмоциям. Пожалуйста, будьте
осторожны и бережны, поскольку такое обсуждение
может задеть очень болезненные и интимные
воспоминания и вызвать ощущение уязвимости.
Соблюдайте психологическую безопасность!
Спросите, можно ли считать эту картину
символом современной жизни со всеми ее стрессами
и тревогами. Вспомните исторический фон конца XIX
века. Обсудите, почему картина как бы опередила
свое время и принадлежит скорее будущему.
Расскажите об исследовании астронома
Дональда Олсона из Техасского государственного
университета. По его мнению, Мунк действительно
мог наблюдать над Норвегией «красные сумерки»,
вызванные большим количеством вулканического
пепла, попавшего в земную атмосферу в результате
сверхмощного извержения вулкана Кракатау в
Индонезии, которое происходило с ноября 1883 по
февраль 1884 года. Обсудите, чем можно объяснить
цвет неба на картине — художественным замыслом
экспрессиониста или конкретным природным
явлением? Добавляет ли наблюдение
ученого-астронома что-либо к восприятию картины?
Обратите внимание на художественные
приемы, с помощью которых Мунк добивается
необходимого эффекта. Почему пейзаж как будто
ожил? Как достигнуто впечатление враждебности
окружающего мира? Что говорит об отчужденности и
одиночестве главного героя?
В качестве дополнительного задания
можно предложить сравнить «Крик» с пламенными
пейзажами Ван Гога — старшего современника
Мунка.