Я за искусство, которое не сидит
на своей заднице в музее,
а делает что-то другое.
Я за искусство, которое вырастает
и не подозревает о том, что оно — искусство...
Я за искусство, которое смешано
с повседневной чепухой и все же поднимается
наверх...
Я за искусство, развертывающееся,
как карта, которое вы можете сжать,
как руку своей подружки,
или даже поцеловать.
Клас Тур Олденбург
Cамая настоящая духовка с
аппетитнейшими кусками мяса. Рука так и тянется
потрогать, отрезать, попробовать... Но не стоит
этого делать — перед нами всего лишь
раскрашенный макет, созданный художником из
марли, мешковины и простого пластыря.
При чем же здесь искусство? Совершенно
не при чем. Вы участвуете в хэппенинге, хотите вы
того или нет. «Люди ошибаются, придавая значение
вещам, которые использует художник». Художник
точно такой же человек, как и вы, как ваши соседи
или ваш начальник. Он живет так же, как и вы, ест,
отдыхает (так же редко, как и вы). Ему хочется
как-то разнообразить жизнь, и он создает свое
представление, свой спектакль. А кто в нем играет?
Вы, зрители! Весь мир — театр, а люди в нем...
конечно же актеры.
Эта духовка с мясом, являющаяся
неотъемлемой частью нашей жизни, — идеальная
декорация. Изо дня в день мы встаем, готовим себе
на плите завтрак, обед и ужин. Каждый день,
совершая обычные, ни к чему не обязывающие
действия, мы играем одну простую на первый взгляд
пьесу, называется – жизнь.
Духовка Олденбурга, созданная им для
проекта «Магазин» в 1962 г., должна была стоять на
самом видном месте, чтобы любой входящий в студию
мог сразу же увидеть ее. Разложенное на ней мясо
должно было быть реальным настолько, насколько
это возможно. Копченое и жареное, оно должно было
выглядеть так, «чтобы у посетителя потекли
слюнки, даже если он только что плотно и вкусно
пообедал». И все ради того, чтобы страждущий
потянулся к горячему аппетитному кусочку и
встретил упругую и гладкую искусственную
поверхность. Посетитель испуганно отдергивает
руку – художник в восторге: в легкой игровой
манере ему удалось напомнить об иллюзорности
нашего мира.
С олденбурговской духовкой происходит
то же самое, что и с пейзажами на картинах
художников. Когда мы смотрим на настоящий холм с
настоящим деревом, мы пытаемся понять, что же это
за дерево? Если яблоня, то есть ли на ней яблоки и
спелые ли они? А разглядывая холм на картине Коро
или Рейнолдса, мы вешаем ярлык «шедевр». И тут же
спешим на рынок покупать яблоки, совершенно
забыв о «шедевре». То есть реальность для нас
все-таки важнее искусства. Олденбург подменяет
«шедевр» реальностью, но не вкладывает в эту
подмену особого смысла. Художник показывает нам
нашу жизнь, причем показывает так, что буквально
на глазах жизнь становится искусством. Или все же
искусство — жизнью?..
Биография
Живописец, скульптор и создатель
хэппенингов Клас Тур Олденбург (Claes Thure Oldenburg)
(1929–1997) родился в Стокгольме в семье шведского
генконсула. В 1936 г. семья Олденбургов переехала в
США. В Америке Клас Олденбург закончил
престижнейший Йельский университет и мог бы
пойти по накатанному карьерному пути, но решил
выбрать сначала профессию репортера, а затем —
художника-скульптора.
К живописи он обратился в начале 1950-х,
поступив в Чикагский художественный институт.
Первым его опытом стали работы в стиле
абстрактного экспрессионизма. Затем он
переключился на скульптурные композиции.
Самостоятельный стиль Олденбург выработал в
конце 1950-х, после переезда в Нью-Йорк и знакомства
с Джимом Данном и Аланом Кэпроу, одним из
создателей хэппенинга. Считается, что именно к
этому периоду относятся его неодадаистские
скульптурные эксперименты, копии гамбургеров,
мороженого и прочего «фаст-фуда». Тогда же,
вероятно, появилась идея создания «мягких
скульптур» — фирменного технического приема
художника. При этом мягкость в данном случае —
понятие не буквальное, скульптуры могли
выполняться из пластика или гипса. Главное —
впечатление мягкости, обтекаемости форм,
округлости линий «плавящихся» предметов.
Признание на поприще поп-арта пришло к
Олденбургу в 1961 г., когда он открыл свой проект
«Магазин». Стилизовав интерьер студии под
интерьер магазина, он заполнил ее «товарами»,
сделанными из многослойного цветного
полиэтилена, пенопласта, гипса, картона и даже
искусственного меха. Олденбург стремился к тому,
чтобы «изображаемые предметы пропадали в
противоречащей им текстуре».
В 1964 и 1968 гг. художник принимает
участие в Венецианском биеннале.
Одним из самых громких проектов Класа
Олденбурга считается создание «Корабля-ножа». В
1985 г. на воду была спущена весельная лодка с
мотором в форме гигантского армейского
швейцарского ножа, произведшая фурор среди
поклонников хэппенинга. Все желающие могли
поучаствовать в спуске корабля на воду и
погрести веслами. Длина лодки с раскрытыми
лезвиями-веслами составила более 25 метров.
Клас Олденбург — человек, ставший
«позором» своей семьи и одновременно одним из
основоположников американского поп-арта.
«Поп-арт подобен сосуду, назначение которого —
оставаться пустым», — сказал об этом направлении
другой основоположник. Однако К.Олденбург
заработал на этом «пустом сосуде» столько, что
смог купить себе скромную яхту «размером с
небольшого кита».
Хэппенинг (англ. happening — случающееся,
происходящее) — вид театрального представления,
в котором событие и действие являются самоцелью,
а не частью сюжета. Развивается с непременным
вовлечением зрителей. Впервые хэппенинги стали
устраивать нью-йоркские художники и скульпторы в
начале 1960-х гг.
Ключевые моменты на уроке МХК
Творчеством Олденбурга можно
завершить знакомство с американским поп-артом. В
связи с этим полезно освежить в памяти
впечатления от этого направления, поговорить о
том, были ли у поп-арта свои истоки в дадаизме,
экспрессионизме 20-х гг. или, к примеру, в
сюрреализме.
Сравните произведения Энди Уорхола,
Джаспера Джонса и Класа Олденбурга. Что между
ними общего?
Интересным может получиться разговор
о хэппенинге, ведь под этим иностранным словом
скрывается очень простая и понятная любому
подростку суть — веселое, ни к чему не
обязывающее развлечение. А может быть, в
хэппенинге скрыт некий протест?
Развивая тему хэппенинга, спросите
класс: почему представители поп-арта с такой
простотой выбирали модели для своих шедевров? Не
потому ли, что повседневность стала для них
искусством? Или же искусство стало обыденностью?
Поговорите о судьбе Олденбурга,
подумайте, почему сын консула, перед которым
открывался широчайший спектр возможностей,
начиная с науки и заканчивая политикой, выбрал
искусство? Причем не просто искусство, а тот его
вид, что «похож на сосуд, который никогда не может
быть наполнен».