Собор Святого семейства, который
называют вторым кафедральным собором Барселоны,
сегодня оказался почти в центре города. а в 1883 г.,
когда состоялась его торжественная закладка,
квартал Баррио-дель-Поблет был окраиной города.
Человеком, благодаря которому стало
возможно возведение собора, был преуспевающий
книготорговец Жузеп Мария Бокабелья. Именно к
нему обратился молодой священник Маньяне с идеей
создать новый храм. Бокабелья стал собирать
деньги на постройку, он же поместил объявление о
сборе пожертвований в местную газету. Большую
часть денег выделила Ассоциация паломников
святого Иакова, членом который был
книготорговец. И когда деньги были собраны,
пригласили двух архитекторов — Жоана Мортарелла
и Франсиско дель Вильяра. Строительство началось
с крипты — нижней часовни. Руководил процессом
строительства Ф.Вильяр, стены часовни росли день
ото дня, как вдруг спустя несколько месяцев без
видимых причин архитектор отказывается от
проекта. Начался поиск нового архитектора.
В 1884 г. заняться собором предложили
Антонио Гауди, причем совершенно непонятно
почему. Гауди мало того что был молод и к религии
относился с иронией, так еще и архитектурная
карьера его началась со скандала: зодчий
запросил слишком высокий, по мнению
муниципальных властей, гонорар за свой первый
проект — изготовление фонарей для Королевской
площади.
Но было и еще одно обстоятельство,
повлиявшее на выбор Бокабельи. Несколько лет
назад, когда он только начинал собирать деньги
для собора, один из его родственников, размышляя
о том, кто бы мог стать автором проекта,
неожиданно произнес: «Строить его будет
архитектор с голубыми глазами!» «Почему с
голубыми?» — удивился тогда книготорговец, но
увидев площадь, украшенную фонарями
голубоглазого Гауди, он уже ничему не удивлялся.
Новый архитектор принялся за работу
над собором, занимаясь параллельно еще другими
постройками. В 1885 г. часовня была закончена и
освящена. Провели торжественную службу. Но в
связи с нехваткой денег строительство
приостановилось, что позволило Гауди заняться
еще парой проектов. Ассоциация паломников
выдвинула условие: собор может строиться только
на пожертвования и милостыню. Уже в 1890 г.
благодаря новым пожертвованиям Гауди смог
продолжить работу. «Это будет храм современной
Каталонии», — говорил зодчий. Он посвятил этому
великому творению сорок лет своей жизни.
Собор, как и вся жизнь мастера, полон
скрытых и явных символов. Двенадцать башен
посвящены апостолам, центральная, с крестом, —
символ искупительной жертвы Спасителя.
Внутреннее пространство собора похоже на лес:
колонны, символизирующие святых и апостолов,
предстают стволами деревьев, их смыкающиеся
кроны образуют купол. «Мягкий свет будет литься
через оконные проемы, находящиеся на различной
высоте, и вам покажется, что это светят звезды, –
писал Гауди. – На вратах изображены основные
христианские добродетели, на внутренних дверях
храма — заповеди. Фасады намечалось украсить
цветным стеклом и керамикой, чтобы «солнце могло
отражаться и рассыпаться вокруг храма каскадом
разноцветных лучей».
Главный фасад — Рождество Богородицы.
Прообразами всех его персонажей были люди из
окружения Гауди: младенец Иисус — внук рабочего,
Иуда — сторож, Понтий Пилат — толстый козопас,
царь Давид — штукатур. Перед тем как установить,
каждую скульптуру поднимали и опускали десятки
раз. Гауди все время что-то переделывал,
мучительно додумывал, отменял и снова рисовал,
делал новые и новые макеты. Неудивительно, что
стройка затянулась. В 1886-м мастер уверенно
заявил, что собор будет завершен через десять
лет, однако в 1910-м он уже сравнивал свое детище со
знаменитыми храмами Средневековья, которые
возводились столетиями.
После смерти Антонио Гауди в 1926 г.
строительство продолжили его ученики, но текучая
плавность линий уступила место рубленым и грубым
формам. Однако вскоре строительство практически
остановилось. Во время гражданской войны в
Испании собор сильно пострадал от пожара, кроме
того, погибли многочисленные рисунки и гипсовые
муляжи, которые Гауди хранил в своей мастерской.
Нынешний руководитель работ Рамон
Эспель-и-Роселл говорит: «Когда 11 лет назад я
начал здесь работать, даже не думал, что смогу
увидеть храм завершенным. Теперь появилась
надежда: по расчетам, нам потребуется лет
тридцать».
Павел СУРКОВ
АНТОНИО ГАУДИ-И-КОРНЕТ
(1852–1926)
Родился Гауди 25 июня 1852 г. в семье
кузнеца. «Мой отец был кузнецом, и мой дед был
кузнецом. Со стороны матери в семье тоже были
кузнецы», — писал он. Любимое занятие сына
кузнеца — рисование и геометрия.
В 1878 г. Антонио заканчивает
архитектурное училище в Барселоне и открывает
свою архитектурную мастерскую. Опираясь на
каталонские традиции, используя стилистику
популярного тогда модерна, Гауди создает свой
собственный стиль. Самый первый заказ —
оформление Королевской площади — мастер
выполняет быстро, но просит слишком высокую
плату за свой труд. Это первый и последний
муниципальный заказ зодчего. В 1883 г. фабрикант
дон Мануэль Висенс Монтанер заказал ему летний
дом: получился маленький дворец из восточной
сказки — Каса Висенс.
У Гауди появляется влиятельный
покровитель — дон Эусебио Гуэль. Возникают
прекраснейшие архитектурные творения — дворец
Гуэль (1885–1890) и парк Гуэль (1900–1914). Осенью 1904 г.
начинается перестройка особняка Хосе Батльо
Касановаса (Каса Батльо, 1904–1906).
Вообще за всю жизнь Гауди со своей
студией выполнил 75 заказов, но большая часть из
них не покинула мастерскую — зодчему удалось
построить только 18 зданий.
И конечно же самым крупным его
проектом стал собор Святого семейства.
В 1906 г. в барселонской газете впервые
появился эскиз, а в 1916-м был сделан макет собора.
Переступив порог своего пятидесятилетия, Гауди
становится все более религиозным и все внимание
уделяет «проекту своей жизни» — собору Саграда
Фамилиа, отказываясь от других предложений. Он
даже сменил квартиру и жил прямо на стройке.
В понедельник 7 июня 1926 года, ровно в 5
часов 30 минут вечера, Гауди, покинув собор, как
всегда, пошел на исповедь. По обыкновению, он был
погружен в свои мысли, и в этот момент его сбил
трамвай. Водитель говорил, что сбил какого-то
пьяного бродягу. Документов у него не было, в
карманах нашли только Евангелие и горсть орехов.
Однако женщина, видевшая его раньше на стройке,
узнала мастера.
Спустя три дня Гауди умер. Похоронили
его в той самой крипте, с которой начиналось
строительство собора и которую он так любил.
2002 г. — год его 150-летия, был объявлен
международным годом Гауди, и Ватикан, пойдя
навстречу предложению представительства Святой
церкви в Барселоне, дал согласие на причисление
Антонио Гауди к лику святых.
ТЕЗИСЫ К УРОКУ МХК
Начать разговор можно с повторения уже
пройденного — поговорите о модерне, вспомните,
когда он появился, каковы его особенности,
поищите черты модерна в произведениях Гауди.
Посмотрите на фотографии, подумайте,
что вам напоминают башни собора? А крыша Каса
Батльо?
Гауди полностью отказался от прямых
линий и блеклых цветов — все его творения, будь
то скульптура или фасад дома, необычайно
пластичны, они выглядят словно живые. Попробуйте
проанализировать стиль архитектора.
Интересным будет разговор и о жизни
мастера. Подумайте, почему в начале своей карьеры
заносчивый франт и сердцеед Антонио Гауди,
которого считали и гением и сумасшедшим, во
второй половине своей жизни обращается к
религии?
Почему Саграда Фамилиа становится для
него делом всей жизни?