Микеланджело Буонарроти —
великий ваятель, живописец, архитектор и поэт был
не только современником Леонардо и Рафаэля, но и
вечным соперником этих не менее знаменитых
мастеров. Однако по универсальности и размаху
творческих замыслов он превзошел своих
гениальных антиподов. Его искусство — вершина
итальянского Возрождения. Сущность образа
мыслей Микеланджело — вера
в безграничные возможности человека, его
интеллект и волю. Человек — творец своей судьбы и
самого себя, оттого фигура человека стала
основной темой искусства этого титана XVI века.
Свой художнический путь Микеланджело начал со
скульптуры. Его могучие фигуры стали символом
нового человека — героя-победителя, борца. Но
мастер возвел и немало архитектурных сооружений,
где скульптура играла ведущую роль (гробница
Медичи во Флоренции — наиболее известное из них).
Однако самое великолепное творение
Микеланджело-архитектора — собор Святого Петра
в Риме. Здесь же находится и самая значительная
работа зрелого мастера — фрески Сикстинской
капеллы, выполненные по заказу папы Юлия II.
Микеланджело работал над этим шедевром четыре
года. Грандиозная роспись в Ватикане была
исполнена им без помощников.
НЕПОКОРНЫЙ СЫН
Микеланджело Буонарроти родился в 1475
г. в небольшом городке Капрезе, неподалеку от
Флоренции. Его отец был подеста (городской
голова) в Капрезе и Кьюзи, а потом управляющим
таможней во Флоренции. Семья принадлежала к
знатному, но обедневшему роду. Детство будущий
гений провел в Тоскане, в Сеттиньяно, где у отца
было имение. Около 1885 г. юного Микеланджело
привезли во Флоренцию и отдали в латинскую школу.
Однако прилежанием ученик не отличался и часто
убегал с уроков. Уже тогда, по свидетельству
Вазари, Микеланджело стал посещать церкви, чтобы
посмотреть, как работают живописцы. Там он
впервые начал копировать картины. Но отец
Микеланджело посчитал, что художества не самое
достойное занятие для его сына, и нет никакой
разницы между скульптором и каменотесом. Потому
острый конфликт отца и сына кончился тем, что
тринадцатилетний Микеланджело бросил школу и
ушел в мастерскую известного художника Доменико
Гирландайо, хорошего, но прозаичного мастера, у
которого проучился около года.
В 1489 г. юноша перешел в другую
знаменитую школу, основанную во Флоренции
герцогом Лоренцо Медичи Великолепным. Здесь, уже
в атмосфере утонченного эстетизма, он начинает
изучать скульптуру под руководством Бартольдо
ди Джованни, большого почитателя античного
искусства. Огромный дар Микеланджело был вскоре
замечен самим Лоренцо Медичи, и он пригласил
юного мастера к себе во дворец. Так с 1442 г.
Микеланджело был выделен из других учеников и
обрел мощное покровительство.
ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ
С именем герцога Лоренцо
Великолепного (1449–1492) связан расцвет тосканской
культуры XV века. Он был одним из искуснейших
политиков и европейских правителей. Ко всему
прочему герцог был талантливейшим поэтом и
автором сонетов о платонической и романтической
любви, его перу принадлежали шуточные поэмы.
Лоренцо Медичи вошел в историю как великий
покровитель искусств и наук, как создатель так
называемой платоновской академии (Platonica familia), где
собирались выдающиеся умы Италии, поэты и
философы, где велись утонченные диспуты,
возвышающие дух и разум. В академии устраивали
пирушки, семинары и совместные прогулки. Это было
вольное общество людей, своего рода элитарный
клуб. Академия имела краткую, но блестящую
историю. Здесь появлялся Марсилио Фичино,
богослов и переводчик Платона, да и всей античной
философии, рассуждавший о бессмертной душе и
эросе. Сюда приходил Пико делла Мирандола,
философ и писатель, Анджело Полициано — поэт,
автор знаменитой поэмы «Орфей». Здесь бывали и
художники, и зодчие.
Но существовала и оборотная сторона
личности герцога Лоренцо Великолепного. Он, так
же как и его предшественники, не чуждался
коварных интриг с ядом и кинжалом. Когда им был
разоблачен заговор противников (Якопо Пацци),
сотни врагов вместе с родственниками по его
приказу были преданы смерти. Многих из них
повесили на окнах монастырей, трупы других
волокли по улицам Флоренции. Вот этот человек и
стал главным покровителем юного Микеланджело.
ПЕРВЫЕ ШЕДЕВРЫ
В это время во Флоренции Микеланджело
создает первые свои творения, уже отмеченные
печатью гениальности. Таков рельеф «Мадонна у
лестницы», хранящийся ныне в Каза Буонарроти во
Флоренции. Образ Марии мастер трактует впервые
совсем иначе, чем мастера кватроченто. Это не
беззаботная молодая мать, а провидица
трагической судьбы своего сына. Мадонна
погружена в тяжелые думы и одновременно кормит
младенца. Ее монументальная фигура спокойна и
величава. Для трактовки композиции мастер
использует низкий рельеф, мягкую, нежную
обработку мрамора и достигает поразительной
пластической насыщенности формы.
Другая юношеская работа
восемнадцатилетнего Микеланджело — «Битва
кентавров» (ок. 1492), находящаяся там же. Пафос
борьбы, победы — главная тема рельефа. С одной
стороны, мастер использует мотивы античного
искусства, с другой — это совершенно иное
понимание формы. Он не выделяет какую-либо
группу: энергичные фигуры плотно сплетены и
немыслимы друг без друга. Мрамор обработан с
необычайной свободой: частью оставлен
нетронутым, частью доведен до предельного
завершения.
ПРЕВРАТНОСТИ СУДЬБЫ
В 1496 г., уже после смерти Лоренцо
Медичи, Микеланджело впервые направляется в Рим.
Здесь он погружается в восторженное изучение
античности, знакомится со столичной
художественной жизнью, обретает новых
покровителей. Среди них оказались кардинал
Риарио, богатый банкир Якопо Галли, французский
кардинал Жан Билэр де Лагролла. Они купили для
него мрамор, приобрели несколько его работ.
В этот первый римский период была
создана «Пьета», ныне установленная в
грандиозном соборе Святого Петра. Она стала
первым скульптурным творением Высокого
Ренессанса. Индивидуальность молодого мастера
проступила здесь особенно ярко: гибель сына
Мария воспринимает как предначертание судьбы.
Однако в 1501 г. Микеланджело
возвращается во Флоренцию, где к этому времени
восторжествовала республика. Ее возглавил
избранный пожизненно Пьетро Содерини,
доброжелатель и поклонник Микеланджело. Это было
время настоящего творческого подъема мастера. Он
получает заказы, для него строится большой дом
(Каза Буонарроти).
Тогда Микеланджело и было поручено
создание статуи Давида, которую власти решили
установить перед палаццо Веккио
(правительственное здание Флоренции), дабы она
символизировала свободу республики. И
Микеланджело создал образ огромного
гражданственного пафоса и, пожалуй, самый
знаменитый свой шедевр. Скульптура вполне
соответствовала центральному месту в городе,
которое ей отвела тогда авторитетная комиссия.
Теперь оригинал хранится в галерее Академии
изящных искусств, а на площади установлена копия.
В то время была написана и
великолепная «Мадонна Дони», принадлежащая
теперь музею Уффици. Именно в этой работе
художник наиболее четко «сформулировал» свое
собственное понимание живописи. Об этом говорит
его ответ на вопрос гуманиста Варки: «...Живопись,
как мне кажется, считается лучше тогда, когда она
больше склоняется к рельефу, и ... рельеф
считается лучше, когда он больше склоняется к
живописи. И потому мне всегда казалось, что
скульптура — светоч живописи и что между ними та
же разница, что между солнцем и луной».
В 1505 г. Микеланджело был вызван в Рим
папой Юлием II, который заказал ему свою гробницу.
Здесь, где работали лучшие мастера, гуманисты,
ученые Возрождения, Микеланджело ожидал найти
свое место.
Честолюбивый Юлий II желал, чтобы его
грандиозная гробница превосходила по размеру и
роскоши все подобные сооружения мира. Ее должны
были украшать сорок статуй и множество рельефов.
Ей было уготовано место в соборе Святого Петра.
Поскольку Микеланджело тяготел к грандиозному и
величественному, он охотно принял это
предложение и спроектировал масштабное
сооружение. Был куплен мрамор...
Однако Юлий II внезапно отказался от
первоначального замысла. Не терпевший подобного
обращения Микеланджело тайно, без разрешения,
покинул Рим и возвратился во Флоренцию. Понтифик
потребовал возвращения непокорного мастера.
Конфликт с папой затягивался. Все это делало
жизнь художника тягостной.
РИМСКИЙ ПЕРИОД
Когда папа предложил Микеланджело
новый большой проект в Ватикане, художник не смог
отказаться и вернулся в Рим. Так в 1508 г. была
начата самая грандиозная работа мастера в
Ватикане — фрески плафона Сикстинской капеллы.
Микеланджело было тогда тридцать три года. Он
работал над этим шедевром в течение четырех лет с
огромным напряжением духовных и физических сил.
Юлий II постоянно торопил его и требовал
покорности.
Росписи в Ватикане, в Сикстинской
капелле, где Микеланджело проявил себя как
гениальный живописец, в итоге стали вершиной его
творчества. Без них невозможно представить себе
итальянского искусства. Пожалуй, нигде в
европейской живописи нет таких могучих телом и
духом персонажей. Огромная, невероятно сложная
по исполнению фреска на потолке до сегодняшнего
дня остается непревзойденным памятником мировой
живописи.
Здесь было сделано открытие новой
системы монументальной живописи. Стена теряет
значение границы пространства – напротив, стена
и потолок обретают движение, они отступают или
выдвигаются вперед. Это впечатление усиливает
декорация, сопутствующая композициям с фигурами.
Именно этим открытием с триумфом
воспользовались затем мастера барокко.
По окончании работы в Сикстинской
капелле Микеланджело вновь обратился к созданию
статуй для гробницы Юлия II. Однако в 1513 г. папа
умер, и проект пришлось снова переделывать. От
этого замысла, который так и не воплотился, что
стало настоящей трагедией для скульптора, в
итоге остались две великолепные фигуры рабов
(теперь их можно увидеть в Лувре) и пророк Моисей
(ныне в римской церкви Сан-Пьетро ин Винколи).
ВЕРШИНЫ ЗРЕЛОСТИ
Новый этап творчества мастера
сопряжен с его работой над капеллой Медичи во
Флоренции, которую он начал в 1520 г. Это были годы
перелома в мировоззрении и стиле Микеланджело.
Заказ был получен от кардинала Джулио
Медичи, ставшего впоследствии папой Климентом VII.
В небольшой церкви Сан-Лоренцо, выстроенной
знаменитым зодчим Брунеллески, установлены
гробницы семьи Медичи со статуями великого
скульптора. Эти персонажи уже далеки от героизма
прошлых лет. Они полны печали и задумчивости.
Мужественные лица Медичи не портретны, это
обобщенные образы мыслителей. Но особенно
трагичны аллегорические фигуры «Ночь», «День»,
«Вечер». В них, могучих и скорбных, угадываются
глубокие конфликты души, мучительные, иногда
трагические эмоции. Венчает цикл статуя «Мадонна
Медичи», пронизанная чувством безнадежности.
Все эти работы отличает уже совершенно
новый пластический язык. Микеланджело то
применяет тонкую живописную вибрацию мрамора, то
сознательно оставляет незаконченные фрагменты.
Фигуры подчеркнуто вытянуты, иногда
неправдоподобно изогнуты, часто кажется, что из
камня нагромождается какая-то мощная лавина,
несущая уже совсем другие настроения. Над этим
циклом мастер работал до начала 1530-х гг. —
времени падения республики во Флоренции.
Когда Микеланджело окончательно
переехал в Рим, он начал проектировать новый
купол огромного собора Святого Петра. Эта работа
стала главной в его архитектурном творчестве. А в
Сикстинской капелле мастер создал еще и
грандиозную фреску «Страшный суд» — символ
крушения идеалов своей великой эпохи. Тем не
менее он всегда боготворил красоту человека,
какие бы роковые и трагические страницы жизни ни
определяли содержание его творений.
Умер Микеланджело в Риме в 1564 г., но
останки его были перевезены во Флоренцию и
покоятся в знаменитой церкви Санта-Кроче.