Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2005

ТЕТ-А-ТЕТ

н а ч и н а я  с  х х  в е к а


Магия Магритта

Magrit.tif (5400384 bytes)

В имени Рене Магритта изначально заложено нечто магическое. Будто подтверждение тому слова «маг» и «Магриб» — старое название северо-запада Африки, издавна славившегося своими чародеями (вспомним «дядю» Аладдина из «Тысячи и одной ночи»).

Картины Магритта магически воздействуют на сознание, будоражат воображение своей особой атмосферой таинственности. «Магритт превратил обыденные вещи в мифические, придав им тайну», — отметил знаменитый английский философ Герберт Рид. В этих словах — ключ к поэтике Магритта. Художник стремится разрушить привычное представление о хорошо знакомом, неизменном, заставить увидеть объект в новом измерении, привести зрителя в смятение алогизмом образов, создать настроение тайны.

Одна из особенностей живописи Магритта — ее «литературность» в хорошем смысле этого слова. Художник вращался в кругу поэтов и философов, изучал творчество романтиков XIX века. Так, на него сильно повлияли теоретические труды величайшего английского поэта и философа С.Т. Кольриджа, который считал, что только обобщенный образ становится образом-символом, познание всегда интуитивно и требует интенсивной работы духа.

Очень важна для понимания творчества Магритта проблема «сюрреализм и фрейдизм». Главный теоретик сюрреализма Андре Бретон, по профессии врач-психиатр, придавал психоанализу Зигмунда Фрейда решающее значение при оценке творчества художника. «Метод свободных ассоциаций», предложенный Фрейдом, его «теория ошибок», «толкование сновидений» были направлены прежде всего на выявление болезненных расстройств психики с целью борьбы с ними. На это было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. Но при таком толковании искусство сводится к частному, так сказать, «лечебному» фактору. И в этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства.

Это прекрасно понимал Магритт, когда заметил в своем письме от 12 марта 1937 года: «Искусство, как я его понимаю, не подвластно психоанализу: это всегда тайна». Вот почему Магритт упорно отказывался именовать себя сюрреалистом и охотно отзывался на обращение «магический реалист».

«Магический реализм» как разновидность европейского романтизма имеет свои национальные особенности. Для бельгийского романтизма, к которому относится творчество Магритта, характерно мифопоэтическое направление, восходящее к искусству великого Босха.

Магритта увлекла непостижимая способность старого нидерландского мастера переводить сложнейшие алхимические, астрологические, магические символы на язык художественных образов. Привлекли его и бесконечные «пейзажи-фоны» картин Босха, символизирующие высшую духовность, к которой стремится грешное человечество.

В эссе «Искусство подобия» Магритт выразил свое художественное кредо. «Искусство живописи, — писал он, — которое лучше назвать искусством подобия, может выразить в красках идею, вмещающую в себя только образы, которые предлагает видимый мир. Интуиция подсказывает художнику, как расположить их, чтобы выразить тайну. Тайна — сущность мира».

Искусство Магритта часто называют снами наяву. «Мои картины, — утверждал художник, — не сны усыпляющие, а сны пробуждающие». И недаром в качестве эпиграфа к одному из своих автопортретов Магритт взял следующие стихи из «Песен Мальдорора» поэта конца XIX в. Лотреамона: «Тем не менее я иногда вижу сны, хотя ни на одно мгновение не теряю осознания своей личности».

Отсюда неожиданная трактовка «внутреннего и внешнего» в картинах бельгийского художника. Комментируя свою картину «Удел человеческий» (1933), Магритт писал: «Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину, изображающую ту часть ландшафта, которую она закрывает. Таким образом дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Для зрителя дерево находится одновременно внутри комнаты на картине и снаружи в реальном ландшафте. Именно так мы видим мир. Мы видим его вне нас и в то же время видим его представление внутри себя. Таким же образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Тем самым время и пространство освобождаются от того тривиального смысла, которым их наделяет обыденное сознание».

Мотив окна и картины, частично закрывающей его, неоднократно встречается в творчестве мастера, что позволяет считать его одним из постоянных образов-символов поэтики Магритта. К таким устойчивым символам его живописи можно отнести следующие его образы: яблоко-лицо, букет-лицо, каменный орел, дупло громадного дуба, женская «античная» голова на фоне морской стихии или бесконечного забора, женские скульптурные торсы, вырастающие друг из друга, человек в котелке и фраке в самых невероятных ситуациях, зеленый лист, сквозь который виднеется иное пространство.

Герберт Рид отмечал: «Магритта отличает строгость форм и отчетливая ясность видения. Его символы чисты и прозрачны, как стекла окон, которые он так любит изображать. Магритт предупреждает о хрупкости мира».

Смысл картины Магритта ускользает от зрителя. Стремясь объяснить картину, разум судорожно хватается за все. И вот тут-то художник бросает ему название картины. Названия появлялись после того, как картины были написаны. Названию придавалась решающая роль в восприятии картины. Вот несколько высказываний Магритта по этому поводу: «Живая эмоция должна присутствовать в названии», «лучший заголовок картины – поэтический. Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать».

Все это говорит о тесном слиянии живописи Магритта с поэзией.

Лев ДЬЯКОВ

Рене Магритт родился в небольшом бельгийском городке Лессине 21 ноября 1898 г. В 1916 г. по окончании средней школы Магритт поступает в Академию изящных искусств в Брюсселе, которую заканчивает в 1918 г. Биографы художника отмечают, что с 1918 по 1925 г. Магритт находился под сильным влиянием дадаизма, кубизма и футуризма. Выставка 1927 г. привлекла к нему внимание критиков и зрителей. В этом же году Магритт переезжает в центр сюрреализма — Париж. Он постоянный участник всех сюрреалистических выставок, проходивших в Париже.

В 1930 г. Магритт неожиданно возвращается в Брюссель, где и живет до конца своих дней. Известно, что в 1937-м Магритт в течение трех недель находился в Лондоне, в доме богатого коллекционера Эдварда Джеймса, для которого выполнил ряд картин маслом. В течение 1937–1939 гг. Магритт читает публичные лекции, где излагает свое творческое кредо. В 1936 г. Жюльен Леви, автор нескольких эссе о творчестве художника, устраивает первую выставку работ Магритта в Нью-Йорке, а в 1938-м Лондонская картинная галерея организует первую большую выставку бельгийского мастера. В это же время известный философ и критик Герберт Рид публикует исследование о творчестве Магритта, названное им «Поэтический принцип».

По предложению директора муниципального казино в Брюсселе в 1951–1953 гг. Магритт оформляет монументальными панно стены игорного дома. На эти же годы падает все возрастающее международное признание искусства Магритта. В 1956 г. Магритту как выдающемуся представителю культуры Бельгии вручают престижный приз Гуггенхейма.

15 августа 1967 г. Магритт умирает в Брюсселе, будучи всемирно известным мастером. Свидетельство тому — четыре большие ретроспективные выставки его работ, прошедшие в 1967–1971 гг. в Лондоне, Ганновере, Цюрихе и Токио.