Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №11/2005

ТЕТ-А-ТЕТ

н а ч и н а я  с  х х  в е к а

МУРНАУ, ДОМА НА ОБЕРМАРКТ

 

Душа — многострунный инструмент.
Художник — это рука, которая,
трогая ту или иную клавишу,
заставляет душу вибрировать...
Василий Кандинский.

«О духовном искусстве»

wpe9.jpg (37825 bytes)

 

Посмотрите на эту картину. Что вы видите? Слева вверху — насыщенная зеленью крона дерева, на заднем плане — яркие цветные квадратики домов, окон и крыш, над всем этим — синь неба и ощутимо-прохладная тень на переднем плане. Перспектива несколько искажена, как у импрессионистов. Перед нами предстает реальный мир — купающаяся в тени живая улица небольшого альпийского городка Мурнау. Однако ясно видные контуры домов, очертания окон почему-то не кажутся главными. Создается впечатление, что автора мало интересовали деревья или дома сами по себе, важно что-то другое... Но что? Накладывая на холст мазки, покрывая его цветовыми линиями, наполняя искрящимся светом, он «хотел заставить предметы петь» с известной лишь ему силой. Ключевое слово здесь — петь. Пейзаж превращен в необычную, поющую плоскость лишающегося конкретики мира.

Кандинский начал работать в Мурнау в августе 1908 г. и, наверное, даже не подозревал, что именно это лето положит начало новой эпохе в живописи. Здесь, у подножия баварских Альп, недалеко от Мюнхена, произошел настоящий переворот в мировом искусстве — художник открыл для себя мир чистых форм и насыщенного ритмично мерцающего света. Мир Кандинского перестал быть миром конкретных предметов и четких форм.

Открытие это, вначале сугубо личное, в конце концов становится общим для художественной эпохи. Приобщение к непредметному миру делает возможным и даже где-то более простым пластическую и цветовую реализацию мысли.

Посмотрите еще раз на репродукцию: тени вливаются в зелень листвы и взрываются цветом — похоже это на песню?

Вглядитесь — как насыщенна картинка энергией! Впаянные в холст и одновременно вырывающиеся из его материальной субстанции (возможно, это влияние Сезанна) пятна цвета мерцают, на глазах оживая и, кажется, даже начиная дышать. Вскользь, как будто бы нехотя они напоминают нам о предметах, обозначенных ими, но буквально на наших глазах приобретают свой собственный, скрытый ранее смысл.

Из обычных стен, крыш и деревьев, насыщаясь цветом и вплескивая его в наше сознание, рождается нечто новое. Рождается новая живопись, еще обозначающая мир, но уже отделяющаяся от него. «Происходит своего рода торжественное прощание с материальным миром и открытие нового духовного мира» — рождается новый художественный стиль.

За несколько лет до начала Первой мировой войны Кандинский отказывается от «земного предметного мира» и выходит на некую беспредметную плоскость, где и черпает вдохновение для своих последующих работ.

Павел СУРКОВ

ТЕЗИСЫ К УРОКУ МХК

Начиная разговор о Василии Кандинском, можно вспомнить прежде всего, в какое время жил художник. Начало ХХ в. — время, насыщенное событиями. Вспомните революцию 1905 г. и Октябрьскую революцию, проанализируйте творчество Кандинского в этот период. Подумайте, почему Кандинский совершил свою собственную «живописную революцию» именно в это время, что этому способствовало?

В работах Кандинского 1900–1908 гг. чувствуются разнообразные влияния: от немецкого экспрессионизма и фовизма до импрессионизма.

Попробуйте отыскать репродукции его работ и проанализировать эти влияния.

В 1911 г. издается программная книга Василия Кандинского «О духовном в искусстве». «Когда потрясены религия, наука и нравственность... и внешние устои угрожают падением, человек обращает свой взор от внешнего внутрь самого себя», — писал Кандинский. Книга имела огромный успех, она стала своего рода художественным манифестом абстракционизма.

Прочитайте ее и попробуйте понять, почему она стала для многих откровением.

В декабре того же года на заседании Всероссийского съезда художников Н. Кульбин сделал доклад «О духовном в искусстве», были прочитаны некоторые главы из этой книги, в частности, та, где Кандинский говорит о возможных формах в абстрактном творчестве — например, круге, квадрате, треугольнике.

Подумайте, могло ли это оказать влияние на русских художников. Какую роль играл Кандинский в творчестве Малевича?

Завершить знакомство с художником можно, затронув такую важную тему, как отношение официальной власти к творчеству. Интересно будет поговорить как о конкретных взаимоотношениях личностей, так и о противостоянии «режим — искусство».

Биография

wpeA.jpg (8760 bytes)Василий Васильевич Кандинский родился в Москве 4 декабря 1866 г. в семье состоятельного коммерсанта. В 1871 г. его родители переезжают в Одессу и разводятся. Кандинский поступает в классическую гимназию, затем в Московский университет, где изучает экономику и право.

В 30 лет Кандинскому предлагают место профессора юриспруденции в университете города Тарту в Эстонии, но, отказавшись от должности, он едет в Германию. Устроившись с группой художников в пригороде Швабинга, Кандинский основывает авангардистское общество «Фаланга». Организует выставки — в них принимали участие Клод Моне, Анри Тулуз-Лотрек, Поль Синьяк, Феликс Валлотон, Алфред Кубин, Ловис Коринт и др. Однако «Фаланга» не получила общественной поддержки, и в 1904 г. Кандинский общество распустил.

Почти каждый год Кандинский приезжает в Россию и представляет свои работы на выставках «Московского товарищества художников». В журналах «Мир искусства» и «Аполлон» появляются его статьи об искусстве Германии.

В 1901–1904 гг. художник экспериментирует с разными формами живописи.

В 1903 г. в России (в Москве) проходит его первая персональная выставка, в 1905 г. — выставка в Польше.

С 1908 г. Кандинский начинает работать в Мурнау, а тремя годами позже издает книгу «О духовном в искусстве».

В октябре 1911 г. в Мюнхене вместе с Францем Марком он создает художественное сообщество «Синий всадник». В мае 1912-го появляется альманах «Синего всадника», получивший широкое признание в художественных кругах разных стран. Здесь были опубликованы не только статьи создателей альманаха, но и размышления об искусстве Гёте, Шиллера, Делакруа, Вагнера, Воррингера.

Кандинского называют преемником Сезанна. «Синий всадник» проводит две выставки в Мюнхене. На второй, включавшей примерно 300 графических произведений, были представлены группа «Мост», кубисты и несколько русских художников. Около 1914 г. Кандинский благодаря фотографу Штиглицу, опекающему молодых талантливых художников, становится известным в Нью-Йорке.

Зиму 1916 г. художник проводит в Стокгольме, а затем возвращается в Россию, в Москву. Став после смерти отца обладателем большого состояния, художник, кажется, уже может не думать о зарабатывании денег, но революция лишает его всего. В 1918 г. благодаря жене он становится директором московского Музея живописной культуры. Издается его биография. В 1919-м Кандинский создает Институт художественной культуры, преподает в Московском университете и способствует открытию двадцати двух музеев. В 1920 г. он уже профессор МГУ, в этом же году проходит его выставка.

Но в 1921-м Кандинский покидает Россию. Приехав в Берлин, где царили экспрессионизм и дадаизм, отрицающие чистую абстракцию, Кандинский ощущает профессиональное одиночество. В марте 1922 г. он знакомится с Вальтером Гропиусом, основавшим в марте 1919 г. школу искусств «Баухауз». В июне Кандинский начинает работать в школе — ведет класс аналитического рисунка и мастерскую настенной живописи. Работает над теорией цвета.

Спустя два года Кандинский объединяется с П. Клее, Л. Фейнингером и А. Явленским в группу «Синяя четверка». Тогда же он заканчивает работу над книгой «Точка и линия на плоскости», которая увидела свет в 1926 г.

С приходом к власти нацистов художник переезжает во Францию. Умер Василий Васильевич Кандинский 13 декабря 1944 года.