Душа — многострунный инструмент.
Художник — это рука, которая,
трогая ту или иную клавишу,
заставляет душу вибрировать...
Василий Кандинский.
«О духовном искусстве»
Посмотрите на эту картину. Что вы
видите? Слева вверху — насыщенная зеленью крона
дерева, на заднем плане — яркие цветные
квадратики домов, окон и крыш, над всем этим —
синь неба и ощутимо-прохладная тень на переднем
плане. Перспектива несколько искажена, как у
импрессионистов. Перед нами предстает реальный
мир — купающаяся в тени живая улица небольшого
альпийского городка Мурнау. Однако ясно видные
контуры домов, очертания окон почему-то не
кажутся главными. Создается впечатление, что
автора мало интересовали деревья или дома сами
по себе, важно что-то другое... Но что? Накладывая
на холст мазки, покрывая его цветовыми линиями,
наполняя искрящимся светом, он «хотел заставить
предметы петь» с известной лишь ему силой.
Ключевое слово здесь — петь. Пейзаж превращен в
необычную, поющую плоскость лишающегося
конкретики мира.
Кандинский начал работать в Мурнау в
августе 1908 г. и, наверное, даже не подозревал, что
именно это лето положит начало новой эпохе в
живописи. Здесь, у подножия баварских Альп,
недалеко от Мюнхена, произошел настоящий
переворот в мировом искусстве — художник открыл
для себя мир чистых форм и насыщенного ритмично
мерцающего света. Мир Кандинского перестал быть
миром конкретных предметов и четких форм.
Открытие это, вначале сугубо личное, в
конце концов становится общим для
художественной эпохи. Приобщение к
непредметному миру делает возможным и даже
где-то более простым пластическую и цветовую
реализацию мысли.
Посмотрите еще раз на репродукцию:
тени вливаются в зелень листвы и взрываются
цветом — похоже это на песню?
Вглядитесь — как насыщенна картинка
энергией! Впаянные в холст и одновременно
вырывающиеся из его материальной субстанции
(возможно, это влияние Сезанна) пятна цвета
мерцают, на глазах оживая и, кажется, даже начиная
дышать. Вскользь, как будто бы нехотя они
напоминают нам о предметах, обозначенных ими, но
буквально на наших глазах приобретают свой
собственный, скрытый ранее смысл.
Из обычных стен, крыш и деревьев,
насыщаясь цветом и вплескивая его в наше
сознание, рождается нечто новое. Рождается новая
живопись, еще обозначающая мир, но уже
отделяющаяся от него. «Происходит своего рода
торжественное прощание с материальным миром и
открытие нового духовного мира» — рождается
новый художественный стиль.
За несколько лет до начала Первой
мировой войны Кандинский отказывается от
«земного предметного мира» и выходит на некую
беспредметную плоскость, где и черпает
вдохновение для своих последующих работ.
Павел СУРКОВ
ТЕЗИСЫ К УРОКУ МХК
Начиная разговор о Василии
Кандинском, можно вспомнить прежде всего, в какое
время жил художник. Начало ХХ в. — время,
насыщенное событиями. Вспомните революцию 1905 г. и
Октябрьскую революцию, проанализируйте
творчество Кандинского в этот период. Подумайте,
почему Кандинский совершил свою собственную
«живописную революцию» именно в это время, что
этому способствовало?
В работах Кандинского 1900–1908 гг.
чувствуются разнообразные влияния: от немецкого
экспрессионизма и фовизма до импрессионизма.
Попробуйте отыскать репродукции его
работ и проанализировать эти влияния.
В 1911 г. издается программная книга
Василия Кандинского «О духовном в искусстве».
«Когда потрясены религия, наука и
нравственность... и внешние устои угрожают
падением, человек обращает свой взор от внешнего
внутрь самого себя», — писал Кандинский. Книга
имела огромный успех, она стала своего рода
художественным манифестом абстракционизма.
Прочитайте ее и попробуйте понять,
почему она стала для многих откровением.
В декабре того же года на заседании
Всероссийского съезда художников Н. Кульбин
сделал доклад «О духовном в искусстве», были
прочитаны некоторые главы из этой книги, в
частности, та, где Кандинский говорит о возможных
формах в абстрактном творчестве — например,
круге, квадрате, треугольнике.
Подумайте, могло ли это оказать
влияние на русских художников. Какую роль играл
Кандинский в творчестве Малевича?
Завершить знакомство с художником можно,
затронув такую важную тему, как отношение
официальной власти к творчеству. Интересно будет
поговорить как о конкретных взаимоотношениях
личностей, так и о противостоянии «режим —
искусство».
Биография
Василий
Васильевич Кандинский родился в Москве 4 декабря
1866 г. в семье состоятельного коммерсанта. В 1871 г.
его родители переезжают в Одессу и разводятся.
Кандинский поступает в классическую гимназию,
затем в Московский университет, где изучает
экономику и право.
В 30 лет Кандинскому предлагают место
профессора юриспруденции в университете города
Тарту в Эстонии, но, отказавшись от должности, он
едет в Германию. Устроившись с группой
художников в пригороде Швабинга, Кандинский
основывает авангардистское общество «Фаланга».
Организует выставки — в них принимали участие
Клод Моне, Анри Тулуз-Лотрек, Поль Синьяк, Феликс
Валлотон, Алфред Кубин, Ловис Коринт и др. Однако
«Фаланга» не получила общественной поддержки, и
в 1904 г. Кандинский общество распустил.
Почти каждый год Кандинский приезжает
в Россию и представляет свои работы на выставках
«Московского товарищества художников». В
журналах «Мир искусства» и «Аполлон» появляются
его статьи об искусстве Германии.
В 1901–1904 гг. художник экспериментирует
с разными формами живописи.
В 1903 г. в России (в Москве) проходит его
первая персональная выставка, в 1905 г. — выставка
в Польше.
С 1908 г. Кандинский начинает работать в
Мурнау, а тремя годами позже издает книгу «О
духовном в искусстве».
В октябре 1911 г. в Мюнхене вместе с
Францем Марком он создает художественное
сообщество «Синий всадник». В мае 1912-го
появляется альманах «Синего всадника»,
получивший широкое признание в художественных
кругах разных стран. Здесь были опубликованы не
только статьи создателей альманаха, но и
размышления об искусстве Гёте, Шиллера, Делакруа,
Вагнера, Воррингера.
Кандинского называют преемником
Сезанна. «Синий всадник» проводит две выставки в
Мюнхене. На второй, включавшей примерно 300
графических произведений, были представлены
группа «Мост», кубисты и несколько русских
художников. Около 1914 г. Кандинский благодаря
фотографу Штиглицу, опекающему молодых
талантливых художников, становится известным в
Нью-Йорке.
Зиму 1916 г. художник проводит в
Стокгольме, а затем возвращается в Россию, в
Москву. Став после смерти отца обладателем
большого состояния, художник, кажется, уже может
не думать о зарабатывании денег, но революция
лишает его всего. В 1918 г. благодаря жене он
становится директором московского Музея
живописной культуры. Издается его биография. В
1919-м Кандинский создает Институт художественной
культуры, преподает в Московском университете и
способствует открытию двадцати двух музеев. В 1920
г. он уже профессор МГУ, в этом же году проходит
его выставка.
Но в 1921-м Кандинский покидает Россию.
Приехав в Берлин, где царили экспрессионизм и
дадаизм, отрицающие чистую абстракцию,
Кандинский ощущает профессиональное
одиночество. В марте 1922 г. он знакомится с
Вальтером Гропиусом, основавшим в марте 1919 г.
школу искусств «Баухауз». В июне Кандинский
начинает работать в школе — ведет класс
аналитического рисунка и мастерскую настенной
живописи. Работает над теорией цвета.
Спустя два года Кандинский
объединяется с П. Клее, Л. Фейнингером и А.
Явленским в группу «Синяя четверка». Тогда же он
заканчивает работу над книгой «Точка и линия на
плоскости», которая увидела свет в 1926 г.
С приходом к власти нацистов художник
переезжает во Францию. Умер Василий Васильевич
Кандинский 13 декабря 1944 года.