Признаемся себе честно: мы далеко не
всегда уверены, что так называемое современное
искусство вообще можно назвать искусством.
Ловили себя на этой мысли? Уверен, что да.
Я вот, точно, грешен. Стоишь, бывало,
перед какой-нибудь кучей гвоздей с надписью
«Инсталляция» или следишь за мельканием мутных
пятен видеоарта на блеклом мониторе и никак не
можешь отделаться от мысли: дурят нашего брата,
ох как дурят... Ну неужели это тоже искусство? Да,
оно выставлено в музее. Да, рядом на стене висит
табличка со всякими умными словами. Да, в газете
опубликована статья арт-критика, и разбирает он
очередной шедевр серьезно и убедительно,
совершенно без тени сомнения. А я — если на
полном серьезе — все ж согласиться с ним не могу.
Наверное, вот в этом самом «серьезе»
все и дело. Привыкли мы серьезно относиться к
искусству. А художники — тоже люди и не прочь
иногда позабавиться, покуролесить и даже
похулиганить. А потом с удовольствием наблюдать
за реакцией зрителей и критиков, пытающихся по
привычке отнестись к их творениям серьезно.
Вот возьмем, к примеру, так называемую
группу «СЗ» – Виктора Скерсиса и Вадима
Захарова, двух москвичей, работавших вместе в
начале восьмидесятых. Они создали множество
удивительных произведений, известных в то время
лишь узкому кругу соратников и посвященных. Они
фотографировали спички, парами, да так, что
получилась великолепная пародийная
«Порнографическая серия»; воплотили в жизнь
концепцию «симбиоза», согласно которой Захаров
должен был быть всегда справа от Скерсиса;
реализовали проект «Упорядочивание
мочеиспускательной деятельности собак»,
развесив по Москве тряпочки, помеченные псом
Федей, в соответствии с расположением звезд в
созвездии Большого Пса...
В общем, да простят меня высоколобые
искусствоведы, развлекались как могли. Можно
относиться к этому серьезно и рассуждать,
например, на тему, что «деятельность «СЗ»
реализовывалась в псевдопространстве, которое
не могло быть адекватно откомментировано». А
можно призвать на помощь чувство юмора и
веселиться вместе с художниками.
Вот, например, проект «Защита и курсы
самообороны от вещей». Члены группы «СЗ» решили
обучить желающих методам борьбы с вещами:
запугиванию шкафа, стола и двери, стравливанию
между собой стула и унитаза, ласканию телевизора
и наговорам на холодильник. Были написаны
заклинания, сняты постановочные фотографии,
проведен перформанс «Стравливание стула с
унитазом» на квартире друзей. Виктор Скерсис
также организовал два занятия «Курсов
самообороны от вещей» в одном из московских
лесопарков.
Скажите честно, разве не смешно?
Причем, согласитесь, если вдуматься, то вовсе не
так уж глупо. Наши личные взаимоотношения с
вещами не очень-то просты. Мы бы рады владеть ими
безраздельно, да они сопротивляются, и мы
вынуждены частенько напоминать им, кто в доме
хозяин. Мы проклинаем неработающий унитаз,
благодарим мягкий диван, уговариваем дверцу
шкафа, которую заело в неподходящий момент. А уж
автомобиль и компьютер давно стали
восприниматься как одушевленные, хоть и
бессловесные существа, и разговариваем мы с ними
постоянно...
В общем, Скерсис и Захаров просто
вывернули повседневность так, что ее абсурдная
изнанка стала очевидной. Получилось как минимум
весело, что уже немало. Ведь нести людям радость
— разве не одна из задач искусства?
Марк САРТАН
P.S. Только, ради бога, не воспринимайте
серьезно мною написанное. В том числе и этот
призыв... М.С.
Заклинание унитаза
Мой белопузый друг, ты, как прекрасная
лилия, распустившаяся в этом зловонном месте! О,
как я несчастен, что ты, Ты! не можешь, подобно
птице, лететь под облаками. Сколь бы прекрасен ты
был, тянущий в облака журчащий чугун. Но кто? Кто?
Приковал тебя к полу стальными болтами? Кто залил
цементом твое основание? Кто теперь злобно
радуется твоему состоянию?
Это стулья! Скрипоногие ублюдки
вислоухой собаки, одолеваемые комплексом
неполноценности из-за своей чернявости и
хлипкости, злобно стулят да стулят над тобой,
тобой, сыном Геракла.
Заклинание стула
Здравствуй, о друг моей жизни, помощник
во всех усладах моих! О, тонконогий баловень
судьбы, беспомощный в своем Величии! О Ты, кто
пленяет своей лаской и трепетной любовью все
вокруг! О Ты, гордый своей незапятнанной
древесиной! Узнай же врага своего! От которого ты
вынужден терпеть постоянные зловонные рыгания и
мерзопакостные вопли.
Это тот, чье склизкое, безликое
невежество наводняет ужас.
Это тот, кто носит скабрезное и жалкое
названьице – унитаз.
Доклад «Об использовании
достижений искусства в военных целях»
Италия
Матросы скапливаются у одного из бортов.
Сверхмощный новейший крейсер, не сделав ни
одного выстрела, переворачивается и идет ко дну.
Причина? Подводная лодка «Венера» — сооружение
откровенно порнографического содержания, однако
построенное по классическим пропорциям
Поликлета, внезапно всплывшее рядом с кораблем.
Россия
Для введения противника в заблуждение,
бомбардировщики, известные на Западе под
названием «Бэкфайр», расписываются под конницу.
Греция
Танк «Парфенон» — здесь цинично используется
принцип греческой колоннады. Снаряды противника
пролетают между колоннами. Для штурма такой
установки вражеские солдаты должны использовать
приставные лестницы, но от них танк спокойно
уезжает.
ТЕЗИСЫ К УРОКУ МХК
Конечно, обсуждать на уроке МХК
творчество группы «СЗ» может показаться
несообразным. Но возможно, вам захочется внести
немного юмора в свой серьезный предмет, и тогда
«Защита и курсы самообороны от вещей» придутся
очень кстати. Например, можно попросить учащихся
предложить свои примеры абсурда в привычной
жизни и попытаться разыграть их в виде
перформанса.
Если отнестись к теме более серьезно,
то можно обсудить взаимоотношения человека и
вещей, от чего один шаг до знаменитой дилеммы
«иметь или быть». Кто кем владеет? Кто кем
управляет? Кто кому подчиняется? Есть ли у вещей
свобода воли? Почему у нас иногда не складываются
отношения с вещами? Хорошо ли иметь много вещей?
Не заслоняет ли обладание вещами что-то более
важное? Что?
Если развивать тему в более
юмористическом ключе, что можно рассмотреть еще
одно произведение группы «СЗ».
Обсудите с учащимися, приходилось ли
им сталкиваться с желанием поставить все на
службу военным целям. Доходило ли это желание до
абсурда? Когда его можно считать абсурдным? Может
ли благая цель служить оправданием абсурдных
действий? Попробуйте вместе с учащимися по
результатам обсуждения продолжить доклад группы
«СЗ» еще двумя-тремя примерами.