Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2005

ТЕТ-А-ТЕТ

н а ч и н а я  с  х х  в е к а

 

 

ЗАЩИТА И КУРСЫ  САМООБОРОНЫ ОТ ВЕЩЕЙ

wpe13.jpg (5900 bytes)wpe14.jpg (10147 bytes)wpe15.jpg (12313 bytes)wpe16.jpg (5110 bytes)

Признаемся себе честно: мы далеко не всегда уверены, что так называемое современное искусство вообще можно назвать искусством. Ловили себя на этой мысли? Уверен, что да.

Я вот, точно, грешен. Стоишь, бывало, перед какой-нибудь кучей гвоздей с надписью «Инсталляция» или следишь за мельканием мутных пятен видеоарта на блеклом мониторе и никак не можешь отделаться от мысли: дурят нашего брата, ох как дурят... Ну неужели это тоже искусство? Да, оно выставлено в музее. Да, рядом на стене висит табличка со всякими умными словами. Да, в газете опубликована статья арт-критика, и разбирает он очередной шедевр серьезно и убедительно, совершенно без тени сомнения. А я — если на полном серьезе — все ж согласиться с ним не могу.

Наверное, вот в этом самом «серьезе» все и дело. Привыкли мы серьезно относиться к искусству. А художники — тоже люди и не прочь иногда позабавиться, покуролесить и даже похулиганить. А потом с удовольствием наблюдать за реакцией зрителей и критиков, пытающихся по привычке отнестись к их творениям серьезно.

Вот возьмем, к примеру, так называемую группу «СЗ» – Виктора Скерсиса и Вадима Захарова, двух москвичей, работавших вместе в начале восьмидесятых. Они создали множество удивительных произведений, известных в то время лишь узкому кругу соратников и посвященных. Они фотографировали спички, парами, да так, что получилась великолепная пародийная «Порнографическая серия»; воплотили в жизнь концепцию «симбиоза», согласно которой Захаров должен был быть всегда справа от Скерсиса; реализовали проект «Упорядочивание мочеиспускательной деятельности собак», развесив по Москве тряпочки, помеченные псом Федей, в соответствии с расположением звезд в созвездии Большого Пса...

В общем, да простят меня высоколобые искусствоведы, развлекались как могли. Можно относиться к этому серьезно и рассуждать, например, на тему, что «деятельность «СЗ» реализовывалась в псевдопространстве, которое не могло быть адекватно откомментировано». А можно призвать на помощь чувство юмора и веселиться вместе с художниками.

Вот, например, проект «Защита и курсы самообороны от вещей». Члены группы «СЗ» решили обучить желающих методам борьбы с вещами: запугиванию шкафа, стола и двери, стравливанию между собой стула и унитаза, ласканию телевизора и наговорам на холодильник. Были написаны заклинания, сняты постановочные фотографии, проведен перформанс «Стравливание стула с унитазом» на квартире друзей. Виктор Скерсис также организовал два занятия «Курсов самообороны от вещей» в одном из московских лесопарков.

Скажите честно, разве не смешно? Причем, согласитесь, если вдуматься, то вовсе не так уж глупо. Наши личные взаимоотношения с вещами не очень-то просты. Мы бы рады владеть ими безраздельно, да они сопротивляются, и мы вынуждены частенько напоминать им, кто в доме хозяин. Мы проклинаем неработающий унитаз, благодарим мягкий диван, уговариваем дверцу шкафа, которую заело в неподходящий момент. А уж автомобиль и компьютер давно стали восприниматься как одушевленные, хоть и бессловесные существа, и разговариваем мы с ними постоянно...

В общем, Скерсис и Захаров просто вывернули повседневность так, что ее абсурдная изнанка стала очевидной. Получилось как минимум весело, что уже немало. Ведь нести людям радость — разве не одна из задач искусства?

 

Марк САРТАН

P.S. Только, ради бога, не воспринимайте серьезно мною написанное. В том числе и этот призыв... М.С.

Заклинание унитаза

Мой белопузый друг, ты, как прекрасная лилия, распустившаяся в этом зловонном месте! О, как я несчастен, что ты, Ты! не можешь, подобно птице, лететь под облаками. Сколь бы прекрасен ты был, тянущий в облака журчащий чугун. Но кто? Кто? Приковал тебя к полу стальными болтами? Кто залил цементом твое основание? Кто теперь злобно радуется твоему состоянию?

Это стулья! Скрипоногие ублюдки вислоухой собаки, одолеваемые комплексом неполноценности из-за своей чернявости и хлипкости, злобно стулят да стулят над тобой, тобой, сыном Геракла.

Заклинание стула

Здравствуй, о друг моей жизни, помощник во всех усладах моих! О, тонконогий баловень судьбы, беспомощный в своем Величии! О Ты, кто пленяет своей лаской и трепетной любовью все вокруг! О Ты, гордый своей незапятнанной древесиной! Узнай же врага своего! От которого ты вынужден терпеть постоянные зловонные рыгания и мерзопакостные вопли.

Это тот, чье склизкое, безликое невежество наводняет ужас.

Это тот, кто носит скабрезное и жалкое названьице – унитаз.

Доклад «Об использовании достижений искусства в военных целях»

Италия

Матросы скапливаются у одного из бортов. Сверхмощный новейший крейсер, не сделав ни одного выстрела, переворачивается и идет ко дну. Причина? Подводная лодка «Венера» — сооружение откровенно порнографического содержания, однако построенное по классическим пропорциям Поликлета, внезапно всплывшее рядом с кораблем.

Россия

Для введения противника в заблуждение, бомбардировщики, известные на Западе под названием «Бэкфайр», расписываются под конницу.

Греция

Танк «Парфенон» — здесь цинично используется принцип греческой колоннады. Снаряды противника пролетают между колоннами. Для штурма такой установки вражеские солдаты должны использовать приставные лестницы, но от них танк спокойно уезжает.

ТЕЗИСЫ К УРОКУ МХК

Конечно, обсуждать на уроке МХК творчество группы «СЗ» может показаться несообразным. Но возможно, вам захочется внести немного юмора в свой серьезный предмет, и тогда «Защита и курсы самообороны от вещей» придутся очень кстати. Например, можно попросить учащихся предложить свои примеры абсурда в привычной жизни и попытаться разыграть их в виде перформанса.

Если отнестись к теме более серьезно, то можно обсудить взаимоотношения человека и вещей, от чего один шаг до знаменитой дилеммы «иметь или быть». Кто кем владеет? Кто кем управляет? Кто кому подчиняется? Есть ли у вещей свобода воли? Почему у нас иногда не складываются отношения с вещами? Хорошо ли иметь много вещей? Не заслоняет ли обладание вещами что-то более важное? Что?

Если развивать тему в более юмористическом ключе, что можно рассмотреть еще одно произведение группы «СЗ».

Обсудите с учащимися, приходилось ли им сталкиваться с желанием поставить все на службу военным целям. Доходило ли это желание до абсурда? Когда его можно считать абсурдным? Может ли благая цель служить оправданием абсурдных действий? Попробуйте вместе с учащимися по результатам обсуждения продолжить доклад группы «СЗ» еще двумя-тремя примерами.