Статья опубликована при поддержке производственно-конструкторского центра "Констар", разрабатывающего, изготавливающего и внедряющего в производство более 500 моделей механизмов различного назначения. Хотите, чтобы у Вашего предприятия был лучший труборез для труб? Закажите его разработку и изготовление "Констару". Высочайшее качество труборезов, фаскорезов, сварочных автоматов, комплексов специального режущего и сварочного оборудования, и др. механизмов от компании "Констар" не только подтверждается сертификатами соответствия, выданными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, но и тем фактом, что в число постоянных заказчиков центра входят ведущие компании России, в том числе "Газпром", "Роснефть" и "Росатом". С подробной информацией об услугах, оказываемых компанией, и их стоимостью можно ознакомиться на сайте konstar.ru.
Наступать несколько раз на одни и те же
грабли, как известно, считается признаком
небольшого ума. А вот парижане, точнее —
парижские власти, которым в уме, казалось бы, не
откажешь, делают это с завидной регулярностью. В
историческом центре Парижа проектируются и
возводятся сооружения, выглядящие настоящей
пощечиной общественному вкусу. Возникают шумные
споры, переходящие в скандалы, пишутся петиции,
сочиняются частушки... А потом все утихает, чтобы
через несколько десятков лет повториться вновь.
Архитектурный символ Парижа и одна из
его главных туристских достопримечательностей
— Эйфелева башня. Ее сооружение в свое время
вызвало такой бурный протест, что сегодня и
представить невозможно. Выдающиеся деятели
культуры, среди которых были Гуно и Мопассан,
даже написали в правительство петицию, отрывок
из которой мы не можем не привести:
«Мы, нижеподписавшиеся, писатели,
художники, скульпторы, страстные поклонники
красоты еще сохранившегося Парижа, протестуем от
глубины души и со всем жаром возмущенного сердца,
протестуем во имя тайны французского вкуса, во
имя искусства Франции и ее истории, над которыми
нависла угроза, — протестуем против сооружения в
самом центре нашей столицы этой бесполезной и
чудовищной башни.
Будет ли отныне город Париж
ассоциироваться с барокко или с коммерческим
воображением конструктора машин, имея
единственную цель быть изуродованным и
обесчещенным?»
Башню ругали и высмеивали, находились
даже максималисты, кто пытался прокладывать свои
маршруты по городу так, чтобы ее не видеть.
Мопассан же, верный своей неприязни, ходил
ужинать в то единственное кафе, откуда
открывался панорамный вид на город, не
обезображенный железным чудовищем... то есть в
кафе на вершине Эйфелевой башни!
Но все улеглось, к новому чуду света
привыкли и даже его полюбили. Из ненавистной
железяки башня превратилась в символ Парижа.
История повторилась в семидесятые
годы ХХ века, когда в одном из старинных
кварталов центра города, недалеко, кстати, от
самого старого из сохранившихся домов, был
построен Национальный центр культуры и
искусства имени Жоржа Помпиду (официальное
название обычно сокращают до лаконичного «Центр
Помпиду»). Больше похожий на газовый или
азотно-туковый завод, весь опоясанный
разноцветными трубами и стальными
конструкциями, напоминающими не снятые
строителями леса, он шокировал парижан своим
внешним видом так же, как в свое время его старшая
железная сестра.
А началось все в 1969 г. с заявления
президента Франции Жоржа Помпиду: «Я страстно
желал бы, чтобы Париж обладал культурным центром,
который был бы одновременно и музеем, и очагом
творчества». Тут же объявили международный
конкурс, собрали за два года 681 проект, изучили их
и назвали победителей: итальянец Ренцо Пьяно и
англичанин Ричард Роджерс. В 1977 г. Центр Помпиду
распахнул двери для публики.
Пьяно и Роджерс задумали огромный куб
с прозрачными стенами-экранами и совершенно
свободный внутри. Его пять этажей — это пять
громадных пустых площадок, без стен и без
какой-либо внутренней структуры. Тем самым
архитекторы дали возможность использовать
максимально свободную планировку внутренних
помещений с помощью съемных перегородок.
А для этого, по словам итальянского
архитектора, надо было «вынести все внутренности
наружу, показать машину». Вот и оказалось все
оборудование на фасадах здания. Водопроводные
трубы — зеленого цвета, трубы с электропроводкой
— желтого, а коридоры для движения людей и лифты
— красного. Вышел скорее химкомбинат, чем дворец
культуры.
Реакция, естественно, была бурной.
Парижане и туристы ехидничали вовсю. Но шли в
Центр Помпиду толпами. Как и в случае с башней,
отторгнутое стало популярным. Новое здание
быстро сделалось очередным символом Парижа, а
заодно и местом встреч творческой интеллигенции.
А на обустроенной перед ним площади собираются
молодежь и туристы.
Так сбылась мечта Помпиду. Самыми
посещаемыми стали Публичная — и бесплатная! —
справочная библиотека и Национальный музей
современного искусства (а какое еще искусство
можно было выставить в таком здании?) Эскалатор
на главном фасаде, рассчитанный на 5000 человек в
день, перевозил в пять раз больше. В конце концов
конструкции не выдержали и потребовали
капитального ремонта, который и начался в 1997 г.
В ходе ремонта и после него в
первоначальный замысел пришлось внести
некоторые изменения. Был построен шестой этаж —
еще несколько сот метров дефицитной площади. На
террасе крыши появился экстравагантный
ресторан. Эскалатору облегчили задачу: теперь по
нему разрешено подниматься только посетителям
музея и выставок.
И самое главное — первоначальную
прозрачность сохранили только стены вестибюля.
На верхних этажах пришлось защитить
произведения искусства непрозрачными
стенами-экранами.
Но дело новаторов не пропало даром. С
их легкой руки парижские архитекторы стали
преклоняться перед прозрачностью и использовали
идею прозрачных стен во все новых и новых
сооружениях. Высшее свое воплощение эта идея
нашла в знаменитой пирамиде, буквально воткнутой
посреди Лувра.
Надо ли говорить, что она тоже вызвала
неприятие и самые яростные споры? И надо ли
говорить, что она превратилась в очередной
символ Парижа...
ТЕЗИСЫ К УРОКУ МХК
Центр Помпиду может стать отличным
поводом обсудить с учащимися взаимосвязь
внешнего вида здания и его внутреннего
устройства. Для каких архитектурных стилей
характерно желание скрыть конструкцию здания, а
для каких, напротив, — раскрыть ее взгляду
зрителя? Всегда ли это делалось целенаправленно
или архитектор становился заложником
строительной техники?
Сравните между собой греческий ордер,
готический каркас, идеи советских
конструктивистов и архитектуру Центра Помпиду.
Попытайтесь не только продемонстрировать
новаторство его создателей, но и проследить
классическую архитектурную традицию.