В прошлом номере мы с вами
познакомились с лауреатом 51-й Венецианской
биеннале современного искусства — работой
французской художницы Аннетт Мессаже. Сегодня я
предлагаю продолжить экскурсию по экспозиции
биеннале и рассмотреть экспонат, не снискавший
официальных лавров, но зато выделенный из общего
ряда самой развеской. В той части экспозиции,
которую в этом году собрали под лозунгом «Опыт
искусства», ему был отведен центральный зал.
Этот экспонат — серия «JPEG» немецкого
художника Томаса Руффа — представляет собой
огромные цветные отпечатки цифровых фотографий.
Они увеличены до такой степени, что становятся
видны так называемые артефакты цифрового сжатия
— искажения, которые ради уменьшения размера
файла вносятся компьютерным алгоритмом
обработки. В результате такого увеличения
фотографии выглядят как будто состоящими из
множества квадратиков — хорошо заметных на
наших иллюстрациях.
Каждый, кто пытался сильно увеличить
картинку, скачанную из Интернета в формате JPEG,
видел что-то подобное на экране своего
компьютера или на отпечатке с принтера. Конечно,
человеку, далекому от компьютеров, квадратики
покажутся не столь знакомыми, но это и не очень
важно. Цифровая их природа очевидна, а значит,
ассоциации с компьютером и Интернетом неизбежны.
Издалека фотографии Руффа выглядят
абсолютно нормальными пейзажами. (Хотите
удостовериться — повесьте нашу репродукцию на
стенку и отойдите на три-четыре шага.) Но стоит
только подойти поближе в надежде разглядеть
детали, как вся хитрость и обнаруживается. Детали
размоются, изображение рассыплется, и зритель
почувствует, что его провели.
Пессимист с неудовольствием
поморщится, сноб презрительно пожмет плечами,
обыватель покрутит пальцем у виска — мол,
делов-то, я тоже так могу. Только доверчивый
оптимист улыбнется, сделает шаг в сторону и
продолжит игру с автором у соседней репродукции:
подойдет поближе, отойдет назад, ткнется носом
прямо в отпечаток. Картинка то собирается в
целое, то опять разваливается на составные части.
Волшебная сила искусства...
Своим угловатым пуантилизмом Руфф со
всей очевидностью отсылает нас к Сёра. Тот
складывал свою картину из мазков чистого цвета,
предвестников сегодняшних пикселей. Руфф,
правда, наоборот, раскладывает, разлагает свои
картинки на пиксели. Но идея та же: напомнить, что
изображение формируется в нашем мозгу, а не на
живописной плоскости.
Но просто «оцифровать» Сёра было бы не
слишком интересно: цитатами и аллюзиями сегодня
удивить трудно. Руфф заставляет зрителя увидеть
в «принтах» некий символ искусства вообще,
нарочито обманывающей достоверной иллюзорности,
при ближайшем рассмотрении выставляющей напоказ
пределы своих возможностей. Намек на Интернет,
активно использующий формат JPEG для
файлов-изображений, тоже не случаен: при всей
кажущейся ее неисчерпаемости истинную
реальность Сеть скорее скрывает, чем
обнаруживает.
Художник как бы расписывается в своем
бессилии — вот, мол, есть граница, переступить
которую я не в состоянии. Но и желания ее
преодолеть, похоже, нет. Искусство ведь не может
полностью сравняться с реальностью — магия
исчезнет.
Но, с другой стороны, Руфф
предостерегает зрителя: не верь глазам своим! И
зритель начинает понимать — кто бы чего ему ни
показывал, а всё некоторый обман получается.
Остальная экспозиция в свете этого понимания
выглядит уже по-другому.
Есть и еще один занятный эффект,
обнаруживаемый только после нескольких попыток
поиграть с фотографиями Руффа. Вдруг выясняется,
что он, невидимый, заставляет держаться от своих
картин подальше — вблизи-то ничего не видно!
Как вам искусство, которое вызывает
желание подойти поближе, но вынуждает отойти
подальше? Оно вовлекает зрителя уже чуть ли не в
личные отношения с автором, который тем не менее
ускользает от пристального взгляда вместе со
своими изображениями. Получается своеобразное
noli me tangere — не тронь меня. Ранимые они все-таки,
эти художники!
Да, ранимые и чувствительные. А кто не
верит, может посмотреть другие «принты» Томаса
Руффа, на биеннале не выставлявшиеся. Один из них
представлен на репродукции внизу справа. Там уже
сам мир рассыпается вдребезги — не только в
иллюзорном изображении, но и в прямом смысле. А
холодная рассудочность цифровой иллюзии
оборачивается чуть ли не экзистенциальным
трагизмом...
Томас Руфф (Thomas Ruff), немецкий художник,
родился в 1958 г. в Целль-ам-Хармерсбах, живет в
Дюссельдорфе. Работает преимущественно с
фотоизображениями, исследуя в своем творчестве
проблему соотношения фотографии с реальностью.
Участвует в многочисленных выставках по всему
миру. В России в 1999 г. выставлялся его проект
«Молодежь» — 40 мнимодокументальных
фотопортретов, шокировавших публику своей
нарочитой антихудожественностью.