Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №17/2005

ТЕТ-А-ТЕТ

н а ч и н а я  с  х х  в е к а

Марина ГУРИНА

Ярославский вокзал

Первое здание Ярославского вокзала было построено в середине ХIХ в. по проекту архитектора Р.Кузьмина. В конце века с приходом нового министра путей сообщения С.Ю. Витте в России началось активное железнодорожное строительство: так, линия Московско-Ярославской железной дороги была удлинена до Архангельска и к ней были присоединены еще три линии северного направления. По случаю удлинения Московско-Ярославской железной дороги в 1902 г. было принято решение заново отделать здание Ярославского вокзала.

Для выполнения этой задачи был приглашен Ф. Шехтель, ставший широко известным в России после постройки особняка С.П. Рябушинского. А павильоны России на Международной выставке в Глазго принесли архитектору славу и на Западе: он получил звание академика архитектуры, почетного члена Британского королевского института архитекторов и общества архитекторов Глазго.

Все это предрешило вопрос о стиле фасада Ярославского вокзала: севернорусский характер его в обновленной обработке был признан более всего уместным.

Ярославский вокзал стал повторением в камне деревянных павильонов в Глазго. В убранстве вокзала использованы архитектурные мотивы севера России — Ярославской, Костромской и Архангельской губерний, совмещенные с новой, свойственной модерну композиционной схемой. Центральный ризалит здания, похожий на гигантскую въездную башню, увенчан шатром, напоминающим одновременно деревянные дозорные вежи русского Севера, юрту оленевода и кокошник праздничного наряда девушек северных губерний. В нише над входом архитектор поместил рельефное изображение гербов трех крупнейших городов, связанных с Северной железной дорогой, — Москвы, Ярославля и Архангельска.

Определенная подражательность форм связывает это здание с архитектурой второй половины ХIХ в., но ритмичная музыкальность композиции, былинно-эпический строй образа, силуэт и пластичность объемов, цветовое богатство материалов обнаруживают зримые черты нового.

В здании четко определился план современного вокзала, создаваемого как крупное общественное сооружение. В нем сочетались просторный кассовый вестибюль, большие залы ожидания с удобными выходами на перрон, многочисленными служебными помещениями.

Фасады Ярославского вокзала, обогащенные ризалитами, башнями, отличаются подчеркнутой объемностью и разнообразием крупных форм. В основе композиции лежит принцип асимметрии. Композиционное построение главного входа в общих чертах повторяет принятую в архитектуре модерна схему: центральная арка помещена между двумя пилонами с прорезанными в них оконными проемами. Несколько утяжеленный ризалит главного входа уравновешивается устремленной ввысь башней водонапорного бака с восьмигранным шатром.

Здание Ярославского вокзала, как и другие постройки Шехтеля, рассчитано на рассмотрение вблизи — только при непосредственном столкновении с фасадом раскрывается вся мощь обобщенных крупных форм, могучая пластика объемов. Сохранились рисунки Шехтеля, где он изображает Ярославский вокзал в сильном ракурсе, приближенно, как бы желая угадать эмоциональное впечатление, которое должно производить здание.

Формы здания обобщены, плавны и незаметно перетекают одна в другую. Углы не выражены, грани между фасадами сглажены. Плавный изгиб одной из угловых частей здания повторен в широкой ленте майоликового фриза, подчеркивающего нераздельность фасадов.

При сооружении Ярославского вокзала нашли применение основные элементы из арсенала новых декоративных средств: широкий фризовый пояс из мягко переливающихся зеленовато-коричневых глазурованных плиток, хорошо гармонирующих с серым тоном стен, цветные орнаментальные и резные майоликовые вставки, ажурные металлические «кружева» в коньках кровли и стрелках арок, в свою очередь трактованные в характере русского Севера. Фриз и майоликовые вставки выполнялись по собственноручным рисункам Шехтеля в абрамцевской мастерской.

В эпоху брожения умов, в годы всеобщей переоценки установившихся понятий в национальных мотивах искали цельность, душевное здоровье, простоту, олицетворявшие собой непреходящие ценности. Сложный силуэт, динамическая асимметрия объемной композиции, нарядное цветное керамическое убранство фасадов, сюжетная лепнина — все призвано было напомнить зрителю об историческом прошлом, природной красоте и нетронутых богатствах недр, лесов и рек Севера.

В 1903 г. в разгар работы над проектом Ярославского вокзала Шехтель послал одному из друзей свой экслибрис со следующим пояснением: «На нем я изобразил уголок моих построек в Глазго. Эти постройки, в которых я старался придать русскому стилю суровость и стройность северных построек, мне милы более моих других произведений. Для меня это мой девиз».

 

Биография

Франц Шехтель родился 26 июля 1859 г. в Санкт-Петербурге, откуда вскоре его семья переехала в Саратов, где маленький Франц окончил гимназию. Франц (в крещении Федор) Шехтель не получил законченного профессионального образования. Проучившись в Московском училище живописи, ваяния и зодчества один год, архитектор начал профессиональную деятельность помощником у видных московских зодчих А.С. Каминского и К.В. Терского. Затем, сдав в 1894 г. экзамен на право производства строительных работ, стал работать самостоятельно.

Шехтель начинал свой путь художником в театре Лентовского, Большом театре и народном театре «Скоморох». Иллюстрировал книги, сотрудничал в юмористических журналах, рисовал афиши, нотные обложки, обеденные меню. Рисунок Шехтеля отличался легкостью графической манеры и орнаментальной изобразительностью, так что один из сотрудников его архитектурного бюро позже называл Шехтеля «виртуозом карандаша». Для Антона Чехова Шехтель на всю жизнь остался «виньетистом».

Важнейшим для Шехтеля стал 1893 г., когда он получил крупный заказ на особняк купца С.Т. Морозова. Здесь журнальные виньетки были преобразованы в монументальный архитектурный мотив — прием, ставший родовой чертой всех его произведений. Оформляя этот особняк, Шехтель привлек к работе еще мало известного тогда М.А. Врубеля.

В 1890-е гг. архитектор строит «готическую» дачу И.В. Морозова (1895) в Петровском парке, особняк М.С. Кузнецова и собственный дом (1896). В последней постройке ясно обозначился характерный прием Шехтеля — нанизывание парадных помещений на умозрительную спираль, рождающуюся из противоречивого взаимодействия холла и лестницы.

Черты принципиально нового направления проступили в торговом доме Аршинова (1899) с гигантским трехэтажным арочным окном с женской маской в замке и лихо нарисованными «барочными» картушами, явившимися ответом на последние веяния в архитектуре Западной Европы.

В июне 1900 г. Шехтель проектирует свое самое известное модернистское сооружение — особняк С.П. Рябушинского. Формы этого особняка впервые в его творчестве были освобождены от какого бы то ни было историзма и представляли собой интерпретации природных мотивов.

Из разнообразия новых художественных впечатлений мастеру удалось отобрать то, что было созвучно русской архитектурной традиции, его собственной натуре, графической манере, и преобразовать это в цельный и очень индивидуальный стиль.

Однако именно в этот период в его стилевые поиски вплелась мощная национально-романтическая струя. Внешним поводом к этому стали заказанные ему павильоны России для Международной выставки в Глазго (1901). Формы деревянных церквей и жилых домов русского Севера преобразились в павильонах Глазго в лубочный городок. Стилизованные формы нашли свое продолжение в здании Ярославского вокзала. Формы русской архитектуры сплавлены здесь с приемами стиля модерн, что создало единственный в своем роде в Москве стилистический феномен.

Однако вихрь новых идей вновь увлек мастера. Результатом этого увлечения стал проект банка Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями (1903). В этом проекте Шехтель полностью отказался от стихии изогнутых линий, став тонким и расчетливым геометром, рыцарем прямого угла.

Соединение приемов модерна с идеями рационализма и протофункционализма определило и облик таких совершенных произведений мастера, как типография П.П. Рябушинского «Утро России» (1907–1909) и дом Московского купеческого общества — лучших построек Шехтеля в этом стилистическом ключе. В них им был окончательно совершен переход от изобразительной реальности к условности.

После революции Шехтель преподавал во ВХУТЕМАСе и Строгановском училище, спроектировал мавзолей В.И. Ленина, гидростанцию и плотину на Днепре. Но почти все его произведения этих лет остались нереализованными.