Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №19/2005

ТЕТ-А-ТЕТ

ART-ГАЛЕРЕЯ

 

 

Марк САРТАН

ЗАМКИ ЛУАРЫ

Долина Луары входит в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО как выдающийся культурный ландшафт. Он создавался на протяжении более двух тысячелетий и теперь демонстрирует удивительную гармонию творений природы и человека. Большие города и крошечные поселки, величественная река и ее многочисленные притоки, неприступные крепости и изящные особняки, бесконечные виноградники и королев-ские охотничьи угодья образуют местность удивительно притягательную для многочисленных туристов. Но главная достопримечательность долины Луары, принесшая ей всемирную известность, — это ее замки.

Названия часто вводят нас в заблуждение. Чернила вовсе не обязаны быть черными, так же как и бельё вполне может быть не белым, а цветным. Одесситы проезжают на трамвае все шестнадцать станций Большого фонтана, а москвичи — девять улиц Соколиной горы, ничуть не удивившись тому, что там нет ни фонтанов, ни соколов, ни гор. А морская свинка, как известно, вовсе не морская и не свинка — нормальный сухопутный грызун.

Знаменитые замки Луары, как это ни парадоксально, тоже не обязательно замки и не всегда на Луаре: очень часто это скорее дворцы или усадьбы, большинство из которых расположено в стороне от знаменитой реки, а некоторые даже довольно далеко.

Подчеркивать неточность устоявшегося названия не стоило бы, если бы она не имела глубокого смысла. Дело в том, что на самом деле у замков Луары очень мало общего, а потому, какое наименование ни подбери, оно не может быть полноценно применимо ко всем этим сооружениям. Мы, конечно, будем придерживаться общепринятого названия, но при этом помнить, какое разнообразие можно обнаружить в этой общности, если приглядеться повнимательнее.

Начнем с предназначения. Замок — это укрепленное жилище феодала. Он строился в защищенном месте, часто на вершине утеса или другой возвышенности, и обносился мощными оборонительными сооружениями — стенами, рвами, земляными валами. Отличным примером служит Анже – средневековая резиденция графа (а впоследствии герцога) Анжуйского, построенная в первой половине XIII века. Это могучая крепость с толстыми стенами и семнадцатью круглыми башнями, высоко вознесенная над притоком Луары — рекой Мен и окруженная с суши широкими рвами.

Но далеко не все замки Луары таковы. Развитие артиллерии сделало крепости уязвимыми, осады сменились сражениями на открытой местности, а мода, завезенная в XV веке с Апеннинского полуострова в результате так называемых итальянских войн, сформировала новые представления о красоте. Замки начали уступать место дворцам. Некоторые из них строились на месте прежних крепостей, как, например, Шомон, который по-прежнему выглядит больше похожим на оборонительное сооружение, но уже с ренессансным декором. Однако некоторые возводились «с нуля», зачастую итальянскими архитекторами и превращались в настоящие дворцы. Ярчайшим образцом может служить знаменитый Шамбор, которому в этом номере посвящен отдельный материал (см. с. 18 этого номера).

Есть среди замков Луары и такие, которые нельзя уверенно назвать ни замком, ни крепостью, ни дворцом. Скорее это особняк или усадьба: относительно небольшое здание, предназначенное прежде всего для проживания одной семьи, собственный парк, водоем. Шеверни (представленный на с. 20) как раз относится к таким особнякам. Обычно эти сооружения не старше XVII в., и потому в них, как правило, сохранилась обстановка. Многие до сих пор в частном владении, как тот же Шеверни, и даже иногда все еще служат для постоянного проживания, как, например, замок Серран.

Замки Луары трудно объединить и по стилевой принадлежности. Самые ранние относятся к готическому периоду, хотя готике, с ее стремлением к легкости и ажурности, было нелегко проявиться в массивных сооружениях, предназначенных прежде всего для обороны. Так, например, в Амбуазе готические черты никак не обнаруживаются в ансамбле крепостных стен и башен, зато проявляются в архитектуре часовни св. Губерта, да и самого дворца.

Готику сменил Ренессанс, появились аркадные галереи, выросли многочисленные богато украшенные башни и башенки, фасады стали симметричными, планировка верхних этажей начала повторять планировку нижних, а элементы военной архитектуры (например, зубцы машикулей по верху стен и башен) обрели лишь декоративное звучание. Таковы, например, построенные в начале XVI в. Азей-ле-Ридо и знаменитый Шенонсо (см. с. 18).

Многие замки строились, разрушались, восстанавливались и перестраивались на протяжении нескольких веков, а потому в их облике присутствует яркое стилевое разнообразие. В Амбуазе, например, один из двух сохранившихся корпусов относится к готике, а другой — уже ренессансный: для того чтобы обнаружить различия, достаточно взглянуть на оформление чердачных окон. Даже в таком, казалось бы, незначительном элементе в полной мере проявилась ренессансная ордерная система.

Смешение стилей привело к тому, что во многих замках готические винтовые лестницы соседствуют с ренессансными маршевыми, заимствованными из итальянской архитектуры. В Шатодене, например, такая контрастная пара вынесена даже на главный фасад. В Блуа (см. с. 7) за готическим интерьером скрываются ренессансный и классический фасады внутреннего двора, удивительным образом гармонично дополняющие друг друга. А Валенсе, строившийся чуть ли не триста лет, сочетает элементы ренессанса и классицизма.

Пожалуй, если что и объединяет замки Луары, так это история, да и то прежде всего потому, что история объединяет всех и всё. Шесть-семь веков назад на территории нынешней Франции располагалось так много государств, а их граждане говорили на стольких языках, что невозможно было представить их объединение под одной короной. Только долгая и упорная «работа» французских королей по собиранию и присоединению земель создала Францию в ее нынешних границах и в нынешнем понимании.

С королевской историей замки Луары связаны так же тесно, как с историей объединения земель. Точкой отсчета является 28 мая 1418 года, когда под защиту стен замка Шинон был перевезен пятнадцатилетний сын Карла VI, тогда дофин, то есть наследник престола, а впоследствии — король Карл VII. Именно сюда через 11 лет и явилась Жанна д’Арк уговаривать дофина предоставить ей войско для освобождения Орлеана. После своей триумфальной победы Жанна встретилась с королем в другом замке, Лоше, и уговорила его отправиться короноваться в Реймс.

Так в замках Луары и начались знаменитые события, имевшие столь большие последствия для европейской истории: снятие осады с Орлеана, коронация Карла VII, победа над англичанами, окончание Столетней войны. Кроме того, принято считать, что с этого момента французы стали осознавать себя единой нацией.

И с этого же момента жизнь французских королей и королевского двора надолго стала связана с замками Луары.

Людовик XI, сын Карла VII, перестраивает и значительно расширяет замок Амбуаз, строит неподалеку от Тура замок-крепость Ланже, а в самом Туре в 1468 г. собирает Генеральные штаты, постановившие, что Нормандия должна войти в королевские владения. При Людовике XI Тур становится фактической столицей королевства, а сам король живет в замке Плесси-ле-Тур, где и умирает в 1483 г.

Его сын, Карл VIII, проводит детство в Амбуазе. Он тоже начинает его перестройку, стремясь придать старой крепости блеск, достойный резиденции короля. После своего победоносного вторжения в Италию в 1496 г. Карл VIII возвращается в родной Амбуаз, вдохновленный новыми представлениями о красоте, моде и роскоши. Особенное впечатление на него произвели итальянские сады, которым, по его словам, «не хватало только Адама и Евы, чтобы стать раем на земле». Он привозит с собой итальянскую мебель, ткани, ковры и многочисленные предметы искусства для украшения своего замка. С ним приезжают ученые, архитекторы, скульпторы, декораторы, садовники и портные. Замок и двор начинают жить по-новому.

К сожалению, от былого великолепия в Амбуазе осталось немного, поскольку крепость частично разрушена королевскими войсками в 1631 г., когда она стала оплотом Гастона Орлеанского, воевавшего со своим братом Людовиком XIII. Довершил начатое один из владельцев замка в XIX в.: не имея достаточно средств на его содержание, он не нашел ничего лучшего, как снести большинство построек.

В 1498 г. Карл VIII внезапно умер, ударившись головой о низкую притолоку одной из дверей. Корона перешла к его троюродному дяде Людовику XII, жизнь которого связана с замком Блуа. Его великолепная конная статуя, едва ли не последний всполох французской готики, и сейчас украшает парадный вход в замок. Людовик XII перестраивает Блуа, разбивает в нем итальянские сады и возводит готическую часовню.

Жизнь его преемника Франциска I тоже неразрывно связана с замками Луары, и не случайно здесь повсюду встречается его эмблема — изображение саламандры. В Блуа он строит крыло с королевскими апартаментами и знаменитой лестницей: по-готически спиральной, но декорированной уже в современном, ренессансном стиле. В Амбуазе он селит престарелого Леонардо да Винчи и выделяет ему значительное денежное содержание, не обременяя никакими обязанностями, кроме разговоров с королем. Под предлогом обнаруженной растраты средств Франциск I конфискует замок Азей-ле-Ридо у своего финансиста Жиля Бертело, а Шенонсо — у наследников другого банкира, Байе. И — самое главное — в начале XVI века он возводит знаменитый замок Шамбор.

После Франциска I династия Валуа начинает клониться к закату — история, знакомая каждому из нас по трилогии Дюма «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Сорок пять». Вместе с ней к закату клонится и королевская жизнь замков Луары. Сын Франциска, Генрих II, дарит Шенонсо своей фаворитке Диане Пуатье, откуда ее впоследствии выгоняет ревнивая и мстительная вдова Генриха Екатерина Медичи. Его старший сын Франциск II быстро умирает, но успевает войти в историю Луары, расправившись с участниками так называемого амбуазского заговора.

И наконец, его младший сын Генрих III, последний Валуа, организует в Блуа убийство своего могущественного соперника – герцога де Гиза, после чего умирает Екатерина Медичи, а самого Генриха в 1589 г. убивает католический фанатик. На трон восходит знаменитый Генрих IV, первый Бурбон, на деле доказавший, что «Париж стоит мессы». Король и его двор окончательно переезжают в Париж.

Дальнейшая судьба замков Луары не менее драматична, но уже не освещена королевским блеском. Они переходят из рук в руки, перестраиваются, сносятся, разрушаются, восстанавливаются, реставрируются и в конце концов превращаются в музеи — сверкающее драгоценное ожерелье в сокровищнице Франции.