Статья опубликована при поддержке интернет – блога charisma-blog.ru. Начинающий или опытный декоратор, осваивая новую технику или стиль, всегда в первую очередь обращается к работам опытных людей в этой области? Но что если вы к примеру хотите подобрать материалы для декупажа? Тогда вам прямая дорога на блог опытного декоратора Ксения Свешникова который вы найдете по адресу http://charisma-blog.ru.
Сад Анри Матисса
Искусство замечательного
французского мастера — один из символов вечного
стремления человека к счастью. Сейчас всем ясно,
что более безудержного, откровенно языческого
гедонизма, чем в творчестве Анри Матисса (1869–1954),
в изобразительном искусстве XX века не
существует. Начиная с первой своей значительной
картины «Радость жизни» (1906), где группа
влюбленных сплелась в неистовом вакхическом
хороводе, и в течение всей последующей жизни
художник оставался верен теме радости, которую
он виртуозно варьировал в самых разнообразных
формах.
Р. Делоне, знаменитый французский
художник XX в., сказал как-то о картинах Матисса:
«Этот человек — великий садовник!» Матисс и в
буквальном смысле не мог обойтись без сада с той
поры, как в 1907 году он жил в Исси. Когда, будучи в
преклонном возрасте, он уже не может спуститься,
чтобы погреться на солнышке, и вынужден
оставаться в постели, этот неутомимый
путешественник создает для себя сад… на стене,
где бы он мог совершать прогулки.
Его «сад» — огромная композиция из
бумажных вырезок, синих, оранжевых, фиолетовых,
зеленоватых — занимает половину комнаты. Эти
«декупажи», или вырезки из цветной бумаги,
которую Матисс сам раскрашивал, — завершающий
этап в его творчестве. Художник никогда не
проводил поверх бумаги предварительных линий
карандашом: «Врезаться прямо в цвет — это
напоминает мне работу скульптора, высекающего
прямо из камня». Здесь точность и быстрота
исполнения требуют ясности замысла и твердости
руки художника, о чем Матисс говорит в одном из
писем: «Бумага, из которой вырезаю, помогает мне
рисовать в цвете. Для меня задача состоит в
упрощении. Вместо того чтобы рисовать контур и
заполнять его цветом, я рисую непосредственно в
цвете».
С помощью этой техники Матисс создает
цветовые симфонии, поскольку он впервые
обратился к декупажам в связи с так восхищавшим
его русским балетом, появившимся в Париже в 1909 г.
Однако только после выхода в 1947 г.
альбома «Джаз» Матисс почувствовал себя
мастером декупажа, о чем он и рассказал: «Иногда
возникали трудности: линии, объемы, цвета... а
когда я их объединял, все рушилось, поскольку
одно разрушало другое. Приходилось начинать
снова, искать музыку и танец, находить
равновесие, избегать условностей. Недостаточно
разместить цвета один рядом с другим, как бы
красивы они ни были: нужно еще, чтобы эти цвета
взаимодействовали друг с другом. В противном
случае это какофония».
Но если в «Джазе» все носит
усложненно-зашифрованный характер, то в
последующих декупажах появляется ясность и
простота внешней формы при глубоко
символическом подтексте.
Французский писатель Раймон Эсколье,
автор лучшей книги о Матиссе, бывший долгие годы
в дружеских отношениях с художником, писал:
«Матисс, не утративший энергию даже после
восьмидесяти лет, своими декупажами, казалось,
перекинул мост между глубоко восхищавшим его
искусством палеолита и абстрактным искусством,
от которого его так долго отделяла страсть к
природе».
Так, при взгляде на большую композицию
«Травы» (1953) вспоминаются образы палеолитических
пещер и прежде всего — изображения множества
кистей рук с растопыренными пальцами,
выполненные древними людьми. Это напряженно
устремленные вверх, как бы трепещущие кисти рук,
темные, почти силуэтные, а иногда розовые,
оранжевые на желтоватом фоне пещер.
И у Матисса растения в виде рук —
синие, черные, оранжевые, красные, зеленые — тоже
на светло-желтом фоне как бы застыли в вечности.
В листе «Аполлон» все подчинено теме
солнца, радости, буйному цветению.
Аполлон-Солнце, поднимающийся из вод древнего
Океана, как бы воссоединяется с Древом жизни.
Звезды, растения, цветы, плоды — все образует
радостный хоровод, символизируя Космос (Порядок),
о чем напоминают две синие колонны, замыкающие
композицию.
«Большое декоративное панно с
масками» — один из шедевров французского
мастера. Здесь идея гармонии Человека и Природы
достигает своего наивысшего развития.
По поводу знаменитой «Негритянки» (1952)
французский писатель Андре Верде писал: «Она
заполняет стену во всю ее высоту, а ноги ее,
кажется, идут... Матисс рукой творца изменил все
части танцующей фигуры, заботясь только о связи
между ними. Стремительные пустоты разделяют
части ее тела. Благодаря этим пустотам воздух
струится, плывет, усиливая ощущение движения
целого».
Но и здесь эти «красноречивые пустоты»
были заимствованы Матиссом из грота «Три брата»,
относящегося к эпохе позднего палеолита.
А вот с абстрактным искусством
«альянс» у Матисса никак не складывался. Уж очень
жизнелюбивым был французский мастер, не желавший
терять сочные и щедрые плоды земного изобилия.
«Между моими старыми картинами и
декупажами, — говорил Матисс, — нет разрыва;
только при большей абсолютизации мне удалось
достигнуть формы, обнаженной до самой сути. От
предмета, изображавшегося мной раньше во всей
его пространственной сложности, остался знак,
вполне достаточный и необходимый для того, чтобы
дать жизнь и предмету, и ансамблю, в котором я его
замыслил».
И вот его последнее признание, которое
сегодня нам кажется исполненным света:
«Возможно, что, сам того не ведая, я все же верю во
вторую жизнь... в некий рай, где я буду писать
фрески».