Как хотели назвать организаторы
выставку «Илья Машков из собрания
Волгоградского музея изобразительных искусств»,
открывшуюся в Государственной Третьяковской
галерее в рамках проекта «Золотая карта России».
В основанном в 1960 г. музее Волгограда
более 6 тыс. экспонатов русского и зарубежного
искусства XVII–XX вв., в том числе большое собрание
произведений земляка Ильи Машкова. Кураторы
сделали удачный выбор, впервые показав в Москве 70
картин и рисунков художника из коллекции музея.
Эти его работы почти незнакомы массовому
зрителю.
Совсем не безоблачным был путь в
искусстве Ильи Машкова (1881–1944), который в
сознании критиков и широкой публики в поздний
период творчества предстает не только гораздо
меньшим бунтарем, чем в блистательные 1910-е, но и
слабым живописцем. Считается, что его
произведения 30–40-х намного хуже более ранних
работ, появление которых сопровождалось
громкими скандалами и благожелательными
отзывами А. Бенуа, Я. Тугенхольда, А. Эфроса.
Нынешняя выставка, на которой
представлены в основном работы 30–40-х годов (но
также и 20-х, и несколько более ранних
произведений), развенчивает этот стереотип. Она
возвращает нам позабытый образ мастера,
обладавшего уникальным даром воспроизводить
натуру во всей ее остроте и свежести, наделявшего
непритязательные мотивы неизъяснимой
привлекательностью.
Необычен многоракурсный «Портрет А.И.
Мильмана» (1916). В трехчетвертном повороте на фоне
человеческого и лошадиных черепов предстает
красивый молодой человек с черной бородой и
палитрой в руках — в тройном изображении: анфас,
в профиль и со спины. Это тридцатилетний художник
Адольф Мильман, член объединения «Бубновый
валет», одним из основателей и активных
участников которого являлся Илья Машков.
Футуристический портрет рождает странные
ощущения, что-то трагическое угадывается в
облике Мильмана. (Машков оказался провидцем:
вскоре Мильман тяжело заболел. Всего пять лет он
сможет заниматься творчеством, а последние годы
его жизни будут мучительными.) Этот портрет —
один из лучших экспонатов выставки.
Бывший бубнововалетовец, он и в 20–30-е
остро передает характерные черты человека,
предмета, местности (серия живописных,
пастельных, карандашных портретов). Его образы
далеки от миловидности, заострены, но типажи не
вульгарны — все зависит от реального характера
модели. В эти годы художник много путешествует в
поисках новых тем — он хотел, чтобы его живопись
соответствовала требованиям времени. На
выставке хорошо показаны устремления Машкова к
созданию тематических картин из жизни
советского народа. И он нашел свою тему — об этом
говорят портреты рабочих, крестьян, общественных
деятелей, оптимистические виды советских
здравниц («Ливадийский крестьянский курорт», 1925;
«Артек», 1933).
Конечно, документалистский подход к
живописи приводил порой к утрате неповторимой
индивидуальности натуры, к излишней детализации.
Натюрмортов (жанр, в котором с
наибольшей силой проявилось своеобразие и сила
живописи Машкова) немного, но и они
демонстрируют, как тонко использовал художник
цветовые и фактурные средства, как чутко
передавал пластическую жизнь каждого предмета в
среде («Мандарины и стакан», 1930-е; «Натюрморт на
синем фоне», 1930-е). Необычайно хороши
выразительные букеты цветов.
Интересны работы, созданные
художником в родной станице (он родился в станице
Михайловская Хоперского уезда Области войска
Донского), где начинались его первые живописные
опыты, где он копировал лубочные картинки,
рисовал вывески для магазинов, где впервые
прикоснулся к лубочной вывесочной традиции, что
в дальнейшем так обогатило его живописный язык.
В 1930–1935 гг. Машков часто приезжал в
станицу. Потрясенный запустением, которое он
увидел на родине, художник писал: «Внешний вид
станицы и окружающих ее хуторов… не имел ничего
общего с тем, что я увидел тридцать лет назад во
время моего последнего посещения этих мест… На
всем лежала печать разрушенности, одичалости,
заброшенности». Машков мечтал превратить
станицу в культурно-просветительский центр, с
кинотеатром, колхозным университетом, музеем,
парком культуры. Он месяцами жил здесь, вел
изокружок, писал портреты односельчан, устраивал
выставки. Жительница станицы Михайловской Фекла
Мироновна Станькова позировала для эффектной
картины «Колхозница с тыквами» (1930).
Среди полотен на идеологическую тему
выделяется идейно-тематический натюрморт
«Привет ХVII съезду ВКП(б)» (1934). Несмотря на его
советскую эстетику, с гипертрофированным
изобилием крупных красных маков, роз, нежных
маргариток, среди которых «расцветают» бюсты
Маркса, Энгельса, Сталина с возвышающимся над
ними бюстом Ленина на фоне красной звезды (во
всем строгая симметричность), натюрморт
воспринимается не как прославление, а скорее как
зловещее поминовение. В подобных его работах
много искренности. И здесь угадываются отголоски
вывесочной традиции, столь дорогой для Машкова.
Очень точны солнечные пространственные виды
станицы Михайловской.
Последний этап творчества художника —
портреты военных лет (также представлены на
выставке), когда он работал в Первом Московском
коммунистическом госпитале: строгие, сдержанные,
лаконичные портреты раненых, врачей выполнены с
большой проницательностью.
Выставка показывает, что и в лучших
поздних работах, находя новые пластические и
композиционные решения, Машков сохранял
непосредственную связь с натурой — постоянным
источником вдохновения.