На одной из осенних выставок в Центральном
доме художника, посвященной 25-летию создания
студии «Колор», побывал наш корреспондент
Владимир ЖУЛЁВ и взял интервью у ее руководителя
Марка МАРГУЛИСА.
Свою деятельность студия «Колор» начала в 1980 г.
как кружок керамики. В 1983 г., когда стали на
занятиях с детьми использовать музыку и театр,
кружок превратился в «Детскую экспериментальную
студиею синтеза искусств». В том же 1983 г. при ней
открылся первый музей детского творчества.
Сегодня в его фонде насчитывается более тридцати
пяти тысяч детских работ. Студия является
лауреатом международных и всероссийских
фестивалей и конкурсов народного творчества. С
1987 г.«Колор» функционирует при Московском
зоопарке.
НА ПЕРВОБЫТНОМ УРОВЕНЕ
— Занимаясь рисованием с
полуторагодовалыми детьми, — начинает свой
рассказ руководитель студии, — я заметил, что,
рисуя по моей просьбе маму, ребенок прежде всего
выводит круг, в верхнюю часть которого помещает
две точки. По мере роста в этот символический
портрет матери маленький художник постепенно
вводит и другие атрибуты человеческого лица.
Потом из головы однажды вырастают символические
палочки маминых рук. Далее из этого же
круга-головы появляются нарисованные ребенком
мамины ножки-палочки. Так начинается восприятие
и воспроизведение каждым человеком окружающего
мира. Это, так сказать, первобытный уровень. Чтобы
избавить ребенка от рисования на мамином профиле
двух глаз, необходимо ускорить эволюцию
художественного видения ребенка. Для этого уже
требуется общение, связанное с развитием умения
наблюдать за предметами. И вот на этом этапе
должна начинать работать соответствующая среда.
Отсутствие этой работы тотчас сказывается на
степени отставания человека в развитии.
Действительно, подумал я, ведь
основная проблема, с которой сталкиваются
учителя рисования в младших классах школы
заключается в том, что большинство детей не видят
пространства как целого, где соединяются и
взаимодействуют различные цвета и формы. Их
видение мира остается на младенческом уровне.
Каждый объект видится крупным планом, словно все
та же склонившаяся над ними мать, заслоняющая
своим лицом весь остальной мир, все предметы
живут собственной обособленной примитивной
жизнью. На таких детских картинах люди, дома,
деревья, облака существуют как бы сами по себе.
Часто все персонажи выстраиваются маленьким
художником на одной линии, словно товары на
прилавке. Возможно, поэтому эту условную линию
горизонта-прилавка маленькому художнику часто
заменяет нижний край листа бумаги, таким образом
создающий иллюзию соединения с миром, в котором
находится сам ребенок.
— Для того чтобы научить соотносить
пропорции линий, — рассказывает Марк Моисеевич,
показывая детские работы, — воссоздающих
изображаемый образ, очень важно овладеть
концентрацией внимания. Любая концентрация
находится в самой тесной связи с мотивацией. Если
для ребенка становится интересен процесс
определения главных черт объемной фигуры для
перенесения их на плоскость, с тактичной помощью
учителя он этого раньше или позже добьется. Я
ничего не пытаюсь навязывать маленькому
художнику, а подвожу его к черте, перешагивая
через которую тот самостоятельно делает для себя
очередное открытие мира. Мира, где изображение
видимого всегда подразумевает наличие других
его сторон, невидимых с этой точки.
Невольно напрашивается вывод:
общение ученика с учителем во время творческой
работы не менее, а порой и более значимо, чем сам
процесс рисования. Ведь сначала художнику
необходимо увидеть, разглядеть, понять и только
после этого, используя, немудреные технические
навыки, выразить.
КАК ПРОРАСТИТЬ ЗЕРНО НА АСФАЛЬТЕ?
— Занимаясь с детьми в разных районах
Москвы и ближнего Подмосковья, — рассказывает
руководитель студии «Колор», — я заметил, что
творческие способности ребят, регулярно
контактирующих с природой, существенно
отличаются от способностей мальчишек и девчонок,
живущих среди железобетона и асфальта.
Последние, как правило, не имеют возможности
наблюдать многообразие жизни природы, фантазия у
них развита гораздо слабее, чем у подмосковных
сверстников. Кроме этого, физическое и
психическое здоровье детей, рожденных и
проживающих в неблагоприятных условиях города,
мягко говоря, не прибавляет оптимизма их видению
мира. В последнее десятилетие ситуация
усугубилась чрезмерным информационным потоком,
хлынувшим на еще не окрепшую психику детей.
Разумеется, в городе этот поток во много раз
сильнее и грязнее.
Но я обратил внимание, что самые
маленькие дети, посещавшие студию, всегда были и
остаются, даже в нынешнее время, по-своему
талантливыми. Видимо, их мироощущение в этом
возрасте пока еще не очень зависит от среды
проживания. Тогда я решил сконцентрироваться на
работе с малышами и их родителями.
В человеке, как в зерне, заложены все
качества для роста, развития и воспроизводства.
Все дело только в том, в какую почву упадет это
зерно. Главным условием для развития
способностей и, так сказать, прорастания таланта
является среда. Не будем заниматься
перечислением того, что входит в это широкое
понятие. Для меня стало очевидным, что в условиях
современной жизни искусство играет в
формировании этой самой среды одну из ведущих
ролей.
Чтобы создать на занятиях творческую
атмосферу, мастерская, где работают дети, должна
быть насыщена рисунками их сверстников. Причем
работы должны располагаться в свободной, подчас
даже игровой манере, — считает Маргулис.
Именно поэтому Марк Моисеевич
сшивает и подвешивает выполненные на ткани
детские работы в виде парящих под потолком
облаков. Каждое облако должно нести какую-то свою
тематику. Другие рисунки, вставленные в рамки,
становятся каркасом висящего в студии
символического аэроплана. А посреди мастерской
высятся, словно фантастические небоскребы,
большие упаковочные коробки из-под бытовой
техники, разрисованные детьми со всех сторон.
— Вообще в школе выход есть всегда, —
говорит Маргулис и продолжает: — пока ребенок
находится в ее стенах, всякое обращение к игре
оправданно, а подчас просто необходимо. Например,
можно предложить детям игру-конкурс по созданию
проекта какого-нибудь фантастического объекта.
При этом можно разбить задание на части,
разработку каждой поручить отдельной
группе-мастерской из нескольких детей. Чтобы
развивающий эффект был максимально полезным для
всех, желательно заранее продумать, кого с кем
объединить. Можно даже объединить несколько
классов для создания эскизов общего
суперпроекта. Было бы неплохо интегрировать эту
акцию с уроками труда, во время которых ребята
мастерили бы, шили, а может быть, и готовили
какие-нибудь вкусности, эстетически
выстраданные на уроках рисования.
Таким образом, по мнению Марка
Маргулиса, самой главной задачей уроков
рисования в общеобразовательной школе должно
стать развитие у детей образного мышления или,
попросту говоря, фантазии. А фантазия невозможна
без импровизации. К этому всегда надо быть
готовым учителю рисования. Каждый его урок
должен превращаться в неповторимое действо,
маленький спектакль-игру.
ГЛАВНОЕ – АТМОСФЕРА
Сегодня студия располагается при
Московском зоопарке. Благодаря этому дети,
общаясь после занятий с животными, ощущают себя в
полном слиянии с природой. У них развивается
чувство ответственности перед ней.
Студийцы регулярно проводят
экологические рейды по очистке живописных
уголков Москвы или тех мест, которые они посещают
в период своих каникулярных путешествий. Во
время этих акций ребята сооружают из брошенных
людьми предметов скульптуры животных. Эти
оригинальные произведения создаются, словно
воззвания, напоминающие людям о необходимости
бережного отношения к природе.
А в самом зоопарке ребята установили
скульптуры тигра, льва и леопарда, выполненные из
отходов столярного цеха.
— Я не ставлю цели сделать из ребенка
художника, — сказал в конце нашей беседы Марк
Моисеевич и немного помолчав добавил: — какую
профессию они изберут в будущем — покажет время.
Для меня важно, чтобы они в своей
профессиональной деятельности были творцами и
просто хорошими людьми.
Моя задача — научить ребенка любить
окружающий мир, привить любовь к его красоте и
величию, научить восхищаться, радоваться и
беречь его. Только такой человек сможет, уважая
окружающих, общаться и договариваться с ними.
А ведь в конце концов все это скорее
можно отнести к вопросам воспитания, подумал я.
Да и создание атмосферы духовно-эстетического
развития человека подчас гораздо важнее
закладки каких-то элементарных знаний, умений и
навыков.