На протяжении всей своей жизни Зверев
писал автопортреты, женщин, детей и зверей.
Мужские портреты смотрятся как иные воплощения
или вариации духовной энергии самого художника.
Изредка то здесь, то там появляется
одинокая фигура Дон Кихота. Неприкаянный рыцарь,
нелепый и одержимый, слабый и всесильный
одновременно, творящий мир по своим меркам и
имеющий смелость верить, что «художник
воспринимает в качестве реального только то, чем
он сам является в момент творчества» (Х.
Розенберг) — своеобразное alter ego Зверева.
Живописная стихия волны появляется в
самом начале творчества художника («Волна», 1954),
чтобы в конце захлестнуть его полотна хаосом
цветовых пятен, брызг краски, энергией чистой
живописи («Композиции» 1980-х). Женщины, дети и
животные притягивали художника своей природной
чистотой и незамутненностью. Их души для него
были подобны белизне холста, которая, в свою
очередь, сродни непроявленности абсолюта Дао,
космической творящей Пустоты, бесконечного
становления Пути в дзен-буддизме. Приверженность
идеям восточной философии объясняет многое в
жизни и творчестве Зверева, но не все, так как
всегда надо держать в уме трагедию
индивидуализма западного человека ХХ века.
«Автопортрет» 1962 г. — характерный пример
соединения традиций национального романтизма с
идеями Востока.
На наших глазах светящееся марево
белого света местами сгущается в неровный абрис
профиля, перетекающего в трехчетвертной поворот.
Становящаяся синева глаз и черная тьма волос как
мимолетная тень. Ее так легко смахнуть одним
движением черенка кисти, которым Зверев, царапая
живописный слой, моделирует объем. Краска легко
соскальзывает в самых, казалось бы, затененных
местах, в которых внезапно обнаруживаются
светящаяся каллиграфическая вязь инициалов «АЗ»
и даты. Иероглифический танец букв и цифр
вплетается в орнаментику мазков и широких
росчерков кисти, которые воспринимаются как
воплощение чистой энергии непрекращающегося
движения. То, что было порождено белизной как
материя, возвращается в ее же лоно как энергия.
Зритель является свидетелем появления
мимолетной ряби на поверхности вечной Реки —
Дао. Посредником соединения мгновения и вечности
становится взмах руки художника,
непосредственность его жеста.
В этой части совпадение мироощущения
Зверева с принципами древних китайских мастеров
возможно. Но далее начинаются расхождения.
Дзен-буддистская доктрина требует полной
отрешенности художника от всего личного и
сиюминутного, он должен уподобиться полому
тростнику, транслирующему абсолют бытия. Его
жестом руководит вечная, безличная субстанция. А
в жесте Зверева — жар чувства индивидуума,
сжигающего свою душу в топке неистового
духовного поиска. Энергичный разворот на
зрителя, резкий контраст света и тени на лице,
требовательный взгляд, одновременно
самоуглубленно невидящий и пронзительно
всепроникающий, романтическое своеволие
спутанных волос и стягивающий, ограничивающий
свободу движения шарф, мучительное удержание
цельности над бездной кромешных противоречий —
все это было однажды в автопортрете юного О.
Кипренского и все это будет с неизбежностью
повторяться, как и «проклятые вопросы» русской
романтической традиции в бытии нации.
В автопортрете Зверева спрессовались
образы «лишних людей» всей русской литературы,
начиная с Печорина. Язвительный ум в соединении с
тонкой душевной организацией до предела
обостряет чувства, с одной стороны, и невыразимую
тоску по «неразложимому остатку бытия» (К.
Гринберг) — с другой. В поисках выразительных
возможностей для более полной и
непосредственной передачи индивидуального
чувствования Зверев обращается к возможностям
восточного искусства и даже находит в нем что-то
большее, чем технические приемы. Его работы
обладают невероятной привлекательностью потому,
что в каждой из них содержится искомый
«неразложимый остаток бытия» в формуле
непосредственного впечатления. Но цена поиска
непосильна для отдельного индивидуума, каковым
является современный человек.
Слияние с абсолютом дарило древним
художникам неисчерпаемый источник энергии,
творческой и жизненной. Современная
индивидуалистическая культура замыкает
художника на себя, и он сгорает на костре
собственного творчества, вынужденный прибегать
к внешним, а не внутренним стимуляторам
вдохновения. Автопортреты Зверева — это
ежеминутная и вечная борьба с неблагосклонной и
жестокой судьбой, со сгущающейся тьмой за свет в
себе и в мире, как он сам сказал о себе в своих
стихах:
маленькое
выпачканный
жалкий
слабый
и горбат
и темен
весь осмарканный
запачканный
и вялый
изнуренный
голоден
больной
истощен
избит
и проклят
изнасилован
и туп
точно труп живой
что тень забора
забран
выброшен
измучен
он бродит
спит не спит
и хнычет что-то
тихо шевелит губа его
смотрит
странно улыбаясь
алкоголиком зовут его
тенью слабою
скользящий
мимо полных и изящных
мимо ящиков пустых
он проходит
бог прости
Как художник А. Зверев (1931–1986)
относится к послевоенному поколению, однако
патетический дух времени трансформировался в
нем очень своеобразно — в неутолимую жажду
свободы во всем, всегда и везде. Его жизнь
превратилась в сплошной вызов — здравому
житейскому смыслу, корпоративному духу,
господствующим эстетическим вкусам.
Неспособность жить по правилам и в мире, и в самом
себе обернулась для него нескончаемым
жертвоприношением, подвижничеством, а ярко
выраженный индивидуализм и обреченность
живописи — причудливым мифом советской
действительности.
Его жизнь полна парадоксов.
Художественное образование, полученное в домах
пионеров, в студиях при парках «Сокольники» и
«Измайлово», в художественном ремесленном
училище (два года), и высочайшая, утонченная
живописная культура. Систематическое
выталкивание из официальной системы и
необычайная популярность его работ среди
представителей элиты. Работа маляром и блестящая
победа в художественном конкурсе под
руководством Сикейроса на Международном
фестивале молодежи и студентов 1957 года.
Тотальное одиночество и желание всегда быть на
людях. «Карнавально-юродствующая» (Г. Маневич)
театральность и трагичность его жизни. Двадцать
семь выставок в зарубежных музеях против шести
выставок в клубах и павильоне «Пчеловодство» на
ВДНХ на родине.
Он получил благословление Р. Фалька,
патриарха московских «парижан», как наследник их
чистой стихии живописности, которую он тут же
соединил с неистовством экспрессионистического
мироощущения. Он перебросил мост между
отечественным авангардом начала ХХ в. и второй
волной абстракционизма, мощно заявившего о себе
в США в лице Дж. Поллока, и стал «экспрессионистом
№ 1» русского андеграунда.
Своим единственным достойным
собеседником Зверев считал Леонардо да Винчи.
Незадолго до смерти в интервью, данном
фотографу С. Борисову, на вопрос: «Как ты жил?» –
он ответил: «Я никогда не жил, я существовал, Жил я
только среди вас».