Среди всего, что создал этот гений,
есть несколько картин, несомненно, самых
прекрасных на земле, которые наверняка известны
всем. Историк искусства Павел Муратов очень
точно сказал о нем: “Редко какой художник так
выражал духовное содержание своей эпохи”. Эпоха
эта — зрелое и позднее Кватроченто (Раннее
Возрождение), триумфальный период в искусстве
Италии, но, впрочем, и время грозовых лет ее
истории.
Дитя золотого века
Творчество Алессандро ди Мариано
Филипепи, прозванного Сандро Боттичелли (ок.
1445–1510) — живописца исключительного дара и
обаяния — принадлежит золотому веку Флоренции.
Жизнь зрелого художника разделилась на два ясно
очерченных периода. Первый — пребывание при
дворе Лоренцо Великолепного. Это время сонетов и
стансов, турниров и карнавальных шествий,
расцвета искусства Боттичелли. И второй —
сближение и дружба со знаменитым монахом
Джироламо Савонаролой. Это эпоха иноземных
нашествий и страшных бедствий для Италии.
Радостный свет и оптимизм раннего Кватроченто
постепенно растворялся в горниле сложных и
драматических коллизий времени. И нежный,
впечатлительный мастер стал зеркалом
происходящего, разделив судьбу своей Флоренции.
Но прежде чем стать тем самым Боттичелли, который
покорил своим искусством мир, впрочем не избежав
и забвения, он прошел годы учебы и годы иллюзий.
Уже в молодости — в самую счастливую
пору — он стал известным и популярным художником
Флоренции. В двадцать пять лет Боттичелли был
автором многих “Мадонн” с их неотразимым
очарованием, мягкими, вьющимися линиями,
изящными очертаниями фигур, образов хрупкой
Богоматери и трогательного Иисуса. В 1480-е гг. он
исполнил весьма ответственную работу — роспись
по заказу торговой палаты и создал ставшую
впоследствии знаменитой картину “Венера и
Марс” (Лондонская национальная галерея). Уже
тогда наметился стиль этого нервного, с
неспокойным характером человека, о творчестве
которого знаток итальянского искусства Борис
Виппер написал: “Картины Боттичелли... помимо
своей непосредственной выразительности имеют
еще и скрытое, эмоциональное звучание. Именно в
субъективном гипнозе этого косвенного
воздействия заключается сила и слабость
искусства Боттичелли”.
Время учения
Родился Сандро Боттичелли, сын
кожевника, во Флоренции. Здесь учился сначала у
золотых дел мастера, а затем совершенствовался в
живописи у известного художника-лирика Филиппо
Липпи. Обучался, как предполагают многие ученые,
и у Андреа Верроккьо, маэстро совершенно
противоположной индивидуальности, сильного и
яркого темперамента.
Раннему периоду творчества Боттичелли
принадлежит “Мария с младенцем и юным Иоанном
Крестителем” (Дрезденская галерея). Год создания
картины неизвестен, но лирически нежный облик
Богоматери говорит о времени, когда художник еще
наивно восхищался женской прелестью,
великолепием деталей окружающего мира, а своих
героев наделял спокойствием и мягким изяществом.
Меланхоличная Мария, излучающая глубокую
нежность, и рядом с ней Иоанн — сдержанны и почти
закрыты в своих чувствах. Младенец тревожен и
открыт. Красив фон картины — архитектурные
детали и небо. Главное в стиле картины — игра
линий, не только создающих объем фигур, но и
всегда являющихся основным эмоциональным
элементом пластического языка художника.
Среди первых работ Боттичелли,
написанных еще под влиянием Филиппо Липпи, —
“Поклонение волхвов” из галереи Уффици (ок. 1476)
— картина-рассказ, жанр, который вскоре исчезнет
из его живописи. Но именно этой относительно
ранней работой, созданной по заказу богатого
горожанина Джованни Лами для его семейной
капеллы в знаменитой церкви Санта-Мария-Новелла,
художник завоевывает себе имя и открывает путь к
семейству Медичи, правящему дому Флоренции. В
окружающих Мадонну фигурах он запечатлел самого
герцога Козимо Медичи, его сына Пьетро, а на
переднем плане — Лоренцо Великолепного,
которого обнимает поэт Пульчи. Есть здесь и
автопортрет художника — образ горделивого,
статного юноши. Так Боттичелли завязывает
отношения с могущественным семейством Флоренции
и весьма необыкновенным человеком — Лоренцо
Великолепным. Вскоре автор “Поклонения
волхвов” стал его придворным мастером.
К слову сказать, именно тогда
Боттичелли написал серию портретов с конкретных
моделей, полных поэтической фантазии. Таковы
портреты Джулиано Медичи и его дамы сердца
Симонетты Веспуччи (Штеделевский институт,
Франкфурт-на-Майне). Эти работы стали новой
страницей в истории итальянского искусства.
Художник не следует детально натуре в отличие от
его предшественников. Он скорее творит
стилизацию модели под фантастический образ.
Симонетта Веспуччи, изображенная в профиль, с
длинными рассыпающимися волосами, обозначенными
каскадами вьющихся жестких линий, мечтательна и
романтична. Ее фигура почти бестелесна, а силуэт
предельно выразителен и заострен. В этом решении
есть непривычная иррациональность, прием,
который получит продолжение в позднем
творчестве Боттичелли.
В “Садах” Лоренцо
Так что же влекло мечтательного,
нежного художника к личности Лоренцо
Великолепного? С именем герцога связан расцвет
тосканской культуры XV века. Он был одним из
искуснейших политиков и европейских правителей
(его воцарение состоялось в 1469 г.). Ко всему
прочему он был наделен талантом поэта, его перу
принадлежали незаурядные сонеты о платонической
и романтической любви, шуточные поэмы,
написанные с аристократической иронией. Все-таки
главное, чем Лоренцо Медичи вошел в мировую
историю, это покровительство искусствам и
наукам. Он был создателем так называемой
платоновской академии (Platonica familia), члены которой
называли себя “Платоническая семья”. Здесь
собирались выдающиеся умы Италии, поэты и
философы Тосканы, здесь велись диспуты,
возвышающие дух и разум, здесь создавались
гениальные творения эпохи.
В академии устраивали и семинары, и
пирушки, и совместные прогулки. Это было вольное
общество людей, своего рода элитарный клуб, а не
строгое научное учреждение. Академия имела
краткую, но блестящую историю. Здесь появлялся
Марсилио Фичино, выдающийся богослов и
переводчик Платона, да и всей античной философии,
рассуждавший о бессмертной душе и эросе. Сюда
приходил знаменитый Пико делла Мирандола,
философ и писатель, открывший кроме всего
прочего восточную литературу, Анджело Полициано
— яркий поэт, автор поэмы “Орфей”. Здесь бывали
и живописцы (среди них Боттичелли, очень
сдружившийся с Полициано), и зодчие.
Но существовала и оборотная сторона
личности Лоренцо Великолепного. Он так же, как и
его предшественники, мучил и казнил своих врагов,
не чуждался коварных интриг с ядом и кинжалом.
Когда герцог разоблачил заговор, сотни его
противников вместе с родственниками были по его
приказу преданы смерти. Многих из них повесили на
окнах монастырей, трупы других волокли по улицам
Флоренции. Этот человек и стал главным
покровителем Боттичелли.
Пламя Савонаролы
В 1492 г. Лоренцо Великолепный умер. А
через два года во Флоренции поднимается
восстание против тирании семьи Медичи. Его
возглавил неистовый монах Джироламо Савонарола
(1452–1498), враг папства и патрициев. Ненависть
горожан к своим правителям не знала предела — им
пришлось бежать из города. В довершение ко всему,
в 1494 г. в прекрасную Флоренцию вступают войска
французского короля Карла XVIII. Солдаты грабят
великолепный дворец Медичи и бесценную
библиотеку Сан-Марко. Все, что так боготворил
художник, гибнет в апокалипсическом пламени
войны.
Власть в городе переходит к партии
Савонаролы. Монах был фигурой противоречивой и
очень влиятельной. Глубоко религиозный и
мистически настроенный, он люто ненавидел новую
жизнерадостную культуру Италии. Со всей силой
своего темперамента Савонарола обличал светские
удовольствия и развлечения, обрушивался на
безнравственность духовенства, властей, верхов
флорентийского общества, погрязших, по его
словам, в “языческом зле”. Проповеди монаха
громили гуманизм — “дьявольскую” культуру
Ренессанса, упадок религии, позорное поведение
римской церкви.
Действительно, у папы Александра VI
было несколько любовниц. Как ни гремел против
него Савонарола, ни папа, ни его “прекрасная
Джулия” не изменили своих отношений. На всех
церковных празднествах возлюбленная Александра
VI появлялась как законная жена, а когда у нее
родился сын, папа тотчас же признал его, как,
впрочем, и других своих детей.
У проповедника появились сторонники и
почитатели даже в среде знатных флорентийцев и
гуманистов — например, Пико делла Мирандола,
Марселино Фичино, художники Лоренцо ди Креди,
Сандро Боттичелли.
Суровые требования предъявлял
Савонарола и к искусству: изображение
обнаженного тела запрещалось, писание портретов
тоже, он даже призывал сжечь на костре все
предметы роскоши, в том числе музыкальные
инструменты, картины. Его речи были настолько
грозны и убедительны, что флорентийцы в ужасе
спешили в церковь, чтобы покаяться. Жители
некогда праздничной и ликующей Флоренции с
рыданиями оставляли мирские радости, переходили
к аскетической жизни. Сторонников проповедника
называли плакальщиками, за то что они вечно
тянули заунывные псалмы. Внушения Савонаролы
захватили и впечатлительного Боттичелли. По
словам Вазари, он даже сам бросил в костер
несколько своих работ.
Годы печали
С этого времени художник пишет картины
только на религиозные сюжеты, выбирая
трагические или мистические мотивы. Вот тогда и
возникли “Рождество” (ок. 1500, Лондонская
национальная галерея) и цикл из четырех картин
“Сцены из жизни Святого Зиновия” (ок. 1500). Эти
работы кажутся средневековым анахронизмом после
дивных “Весны” и фресок Сикстинской капеллы в
Ватикане.
Умер художник в 1510 г. в совсем другой
Флоренции, пережив поверженного Савонаролу.
Проповедник в конце концов был замучен пытками,
повешен, а потом еще и сожжен на костре по приказу
папы Александра Борджиа. Художник был потрясен
этим событием и впал в глубокую меланхолию. В его
живописи в этот период обострились черты
болезненного мистицизма и надлома. Пример тому —
трагическая, полная почти готического отчаяния и
скорби “Пьета” (после 1490) из миланской галереи
Польди-Пеццоли.
Гениальный Боттичелли окончил свои
дни под равнодушным к нему небом Италии
обедневшим и забытым. Но тайна его искусства,
отмеченного какой-то неизгладимой печалью,
видимо, оказалась настолько притягательна, что
его имя и слава возродились для последующих
поколений.