Так же как и “Весна”, эта
картина написана Боттичелли по желанию Лоренцо
ди Пьерфранческо де Медичи, двоюродного брата
герцога Флоренции, для виллы Кастелло. Формат
холста необычайно велик (278,5 х 172,5 см) и характерен
для этого периода. Тем самым Боттичелли
превратил его в прототип ренессансной картины
большого стиля XVI в. Многие композиции приобрели
тогда новую функцию большого панно для стены.
Хотя “Рождение Венеры” написано
через восемь лет после первого заказа, от нее
веет всё той же нежной меланхолией и печалью.
Инфантильные образы этой картины также связаны с
изысканными стихами Аньоло Полициано.
Сюжет шедевра Боттичелли воскрешает
одну из самых поэтичных легенд Древней Греции.
Богиня любви Афродита (в римской мифологии —
Венера) родилась из пены морских волн неподалеку
от острова Кипр. Зефир (западный ветер) дует на
раковину с юной красавицей и гонит ее к берегу. От
его дыхания сыплются розы, и кажется, они
наполняют картину тонким благоуханием. Зефир
изображен в объятиях своей супруги Хлориды
(римляне называли ее Флорой), повелительницы
растительного царства. Венеру ожидает Весна,
готовая набросить на богиню любви царственные
одежды, чтобы скрыть совершенную красоту ее тела.
Шею Весны украшает гирлянда вечнозеленого мирта,
символизирующего вечную любовь.
Для картины художник выбрал позу
“целомудренной Венеры”, застенчиво
прикрывающей свою пленительную наготу.
Прототипом богини с лицом мадонны опять-таки
была Симонетта Веспуччи.
Интересно, что эту композицию ученые
истолковывали по-разному, поскольку художник в
очередной раз наполняет свою картину сложными
символами и, как обычно, тонкими намеками.
Существует точка зрения, что изображенный здесь
сюжет восходит к схеме христианского Крещения,
причем переосмысляющей античность и
художественный язык Средневековья. Рождение
Венеры из воды сопоставляется с идеей
“возрождения души в водах крещения”, а
библейское выражение “дух божий носится над
водами” соотносимо с дыханием Зефира у
Боттичелли. Но за подобной образностью возникает
и античность, когда физический облик сочетал
поэтическую обобщенность и классическую ясность
форм. Тем самым художник создает скорее
идеальный образ, чем взятый прямо с натуры, во
всяком случае сильно преображенный.
Его одухотворенная Венера, чья красота
не скрыта, выражает две стороны любви —
чувственную и целомудренную, символами которой
считались Зефир и Весна. Венера Боттичелли —
единство противоположностей. И не только в
символическом плане. Автор совмещает
удивительным образом радость темы и грусть
настроения. Хрупкая, трогательная, изысканная
фигура богини кажется неземным созданием,
своеобразным женским образом — мечтательным,
кротким и бесконечно печальным. Это создание на
грани “бестелесной красоты” и утонченной
чувственности, что так воспевал Полициано.
Художник строит свою композицию как
музыкальную партитуру с тончайшими ритмами и
оттенками выразительности. Помещенную в центр
фигуру богини окружают симметрично Зефир и
Весна, образующие своими движениями арку вокруг
Венеры. Ей вторят контуры раковины.
Боттичелли был величайшим мастером
линии. Этим элементом изобразительного языка он
владел виртуозно. Его линия не только
становилась главным способом построения фигур,
но и служила важным средством эмоциональной
выразительности. Мелодические ритмы линий
связывают, как можно заметить, и отдельные части
картины в единую композицию.
Колеблющиеся позы, длинные гибкие
фигуры, едва касающиеся земли, их изгибы
становились внешним выражением трепетного,
беспокойного духа. Так развевающиеся золотые
волосы богини, льнущие к телу, рождают интонацию
драматизма. Это предчувствие разрушительных
страстей, которые несет на землю это еще
безгрешное, как чудный цветок, существо. Оттого
образ Венеры содержит и что-то
тревожно-волнующее, и милое, и изысканное.
Боттичелли гениально попытался соединить в
одном существе черты языческой, телесной, и
христианской, духовной, красоты.