а р т - г а л е р е я
Сцены из жизни св. Зиновия
Ок. 1500. Картинная галерея,
Дрезден
Дрезденская картина — довольно
необычная работа Боттичелли. Она написана в
поздний период творчества мастера, когда он был
всецело захвачен мистическими настроениями и
находился под сильным влиянием Савонаролы.
Сожженный на костре проповедник оставил
глубокую драму в душе тончайшего лирика
живописи. В это время художник становится
нелюдимым, угрюмым. Некогда успешный мастер
нищает, замкнувшись в своем страдальческом
одиночестве. Именно тогда в его искусстве
пленительная Венера перерождается в кающуюся
Магдалину, а хрупкие грации — в скорбных,
рыдающих близких умершего Христа (знаменитая
“Пьета” из Милана). Но вершиной сложного
перепутья позднего Боттичелли стала
удивительная картина “Покинутая”, написанная
чуть раньше “Святого Зиновия” — в 1490 г.:
одинокая женщина рыдает на каменных ступенях у
запертой двери. Подобных образов искусство того
времени еще не знало.
В последнее десятилетие XV в. художник
начинает чувствовать и мыслить почти как
средневековый иконописец. В этом новом духе им
был создан цикл из четырех картин “Житие святого
Зиновия” (одна хранится в Дрездене, две — в
Лондонской национальной галерее, и еще одна — в
музее Метрополитен в Нью-Йорке). Речь идет о
флорентийском епископе V века.
Тема дрезденской картины — праведная
жизнь и одно из чудотворений святого. Она
написана уже в иной манере. Боттичелли почти
полностью отказался от живописных завоеваний
Кватроченто. Его пластический язык стал
аскетичнее. Мастер возвращается к приемам
Средневековья. Картина почти лишена глубины,
точности перспективного построения, а фигуры —
объемной моделировки, в их пропорциях и позах
мало сходства с реальной действительностью. Они
бесплотны, имеют преувеличенно удлиненные
пропорции. Краски стали пестрыми, локальными.
Нереальный свет сопровождает все происходящее.
Так язык искусства Треченто (XIV век) возвращается
в живопись позднего Боттичелли и становится
доминирующим.
Сцена слева изображает охвативший
людей ужас от вида попавшего под повозку ребенка.
Далее — кричащая от безумной боли и отчаяния
мать передает бездыханное тело сына диакону
Евгению. Находящийся здесь у входа в храм Зиновий
совершает чудо и возвращает к жизни мальчика,
наполняя его силой и энергией. И вот счастливая
мать обнимает воскресшего сына. Сцена справа —
уходящий в мир иной святой Зиновий,
благословляющий окружающих его братьев-монахов.
Примечательно, что все эти эпизоды
развертываются на фоне прекрасной ренессансной
архитектуры, которая связывает творение
художника с новой, но уже отвергнутой им, эпохой.
В каждом эпизоде картины проступают
наивная искренность и детская фантазия.
Рассказ построен как своеобразный
фриз, с изображением вереницы эпизодов, а
композиция уподоблена стилизованному узору на
переднем плане. Причем мастер несколько раз
повторяет фигуру главного героя, что совершенно
неприемлемо для живописи Ренессанса. Бросается в
глаза, что все персонажи чрезвычайно
взбудоражены — они бегают, кричат,
жестикулируют, суетятся, их одежды развеваются в
каком-то лихорадочном вихре. Их прерывистый
волнистый ритм, вообще отличающий манеру
Боттичелли, становится предельно экспрессивным.
И это внешнее выражение захватившего тогда
художника беспокойного духа.
Подобные настроения тревоги,
атмосфера нервного напряжения, диссонансы были
не свойственны стилю итальянского Возрождения.
Но и эпоха Треченто не знала такого
эмоционального пафоса. Очевидно, что религиозное
чувство и смятение, охватившие художника в
последние годы жизни, искали выход в новых формах
выражения. Но и формальный язык готики не мог
полностью передать новое содержание его поздних
работ.
Вера, разбуженная проповедями
Савонаролы, выливалась в иное видение мира и
событий. Культ чувственной красоты и грации
покинул искусство гениального мастера.
Религиозный экстаз автора прекрасной “Венеры”
и утонченной “Весны” претворился в конфликт его
собственных духовных идеалов и стиля эпохи
Возрождения. Боттичелли уже не приемлет ни ее
величественного духа, ни классической красоты.
|