Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2006

ДЕТИ В МУЗЕЕ

И д е м   в  м у з е й

Валентина ЛЫСЮК, Петр ЕФИМОВ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ И ЕГО ПЛАСТИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ

Тема VII. “ЧУДО-МАСТЕРА”

I часть. Занятие на экспозиции Михайловского дворца (в залах народного искусства)

Задачи

1. Познакомить детей с понятием “народное искусство”.

2. Помочь им увидеть, что народное искусство призвано украшать быт и труд людей. Ввести детей в мир самобытных образов, гармонично сочетающих пользу и красоту.

3. Показать связь произведений народных мастеров с жизнью природы как в выборе материалов для творчества, так и в мотивах декоративных украшений, в формах предметов.

4. Подчеркнуть красочность, жизнерадостность, орнаментальность произведений этого вида искусства как отражение жизни, труда, таланта и мечты народа.

Ход экскурсии

Фризовая доска с резьбой

1. Зал деревянной резьбы

Цель показа зала: ознакомление детей с фрагментами деревянных крестьянских домов и их орнаментикой, с ролью дерева в жизни северных крестьян и ремесленников.

Поясните, что произведения искусства создавали не только профессиональные художники, но и народные мастера (крестьяне, сельские и городские ремесленники) из материалов самой природы, их окружавшей, — глины, дерева, кости, железа. Мы знаем очень мало имен народных мастеров, но предметы народного искусства, представленные на данной экспозиции в залах музея, созданы их трудом и талантом.

Расскажите детям о мастерах Русского Севера, о традиционности их мастерства, передаваемого из века в век от отца к сыну, от матери к дочери; о том, что, украшая свой быт, они создавали вещи прочные, удобные, красивые, по-настоящему художественные, которые вносили в жизнь праздник, красоту, дарили радость, излучали тепло. Как правило, народные мастера создавали вещи для себя и своих односельчан, использовали их в крестьянской семье и хозяйстве. Обустраивать свой быт каждый крестьянин начинал со строительства и украшения собственного дома.

Спросите детей: “Почему дома строились из дерева?”

Этот вопрос поможет педагогу рассказать о географическом положении Русского Севера и богатстве его природных ресурсов (край озер, рек, лесов). Поэтому летом жители занимались промыслами — рыбным, лесным (рубили и сплавляли по рекам лес в Петербург) и земледельческим. А зимой собиралась артель из семи-восьми человек и в течение трех–четырех недель строили дом с полной резной отделкой. То же самое происходило и в Поволжье, в крупных селах, расположенных по обоим берегам Волги, куда в зимнее время стекалось множество плотников и резчиков.

Рассмотрите виды резьбы — глухую “рельефную” или “долбленую” и сквозную, “на проем”. Наличники окон и ставни, фризовые доски, их орнаментику, отражающую преображенные фантазией мастеров мотивы природы (в виде причудливых трав, листьев, кустов) и сказочные мотивы (в виде таинственных, загадочных птиц и русалок.)

Объясните назначение коней-охлупней, отметив суровую пластику этой своеобразной скульптуры — мощную выпуклую грудь, лебединую шею, навостренные уши коней. Охлупни не только украшали крыши домов, но и по народным поверьям служили оберегами, то есть были своеобразными стражами каждого дома. Подчеркните, что образ коня издавна имеет глубокий смысл. Помощник земледельца и друг воина, в русском фольклоре конь всегда запечатлен как “вещий”, “ярый”, как прекрасное животное, олицетворение силы, красоты, добра, охранительного начала.

Учитывая, что городские дети мало знают о жизни деревни, по возможности необходимо насыщать экскурсию подробностями крестьянского быта. Это поможет лучшему усвоению материала. Поэтому логическим переходом к следующей теме может служить пояснение педагога: “Построив дом, крестьянин должен был позаботиться, чтобы в нем было светло. А на севере, в долгие зимние вечера, когда крестьяне занимались домашней работой, нельзя было обойтись без осветительных приспособлений, которые в народе назывались “светцы”, и создавали их кузнецы”.

2. Изделия кузнечных мастеров XVII–XVIII вв.

А. Плахов. Кузница. 1845

Задача показа зала: познакомить детей с кузнечным мастерством, предметами домашнего обихода, выкованными из железа, и их образным содержанием.

Задайте ряд вопросов:

— Кто такие кузнецы?

— Где они жили раньше и почему строили кузницы на окраинах деревень, подальше от жилых домов, ближе к озеру или реке?

— Почему кузнецы были особо почитаемые и уважаемые люди у крестьян?

Объясните, как кузнецы в огне ковали предметы, обратив внимание детей на то, что формы этих изделий вторили живым формам природы.

Рассмотрите светцы XVII–XVIII вв., отметив их силуэты, пропорции, напоминающие бутоны цветов на стройных ножках. Можно подчеркнуть, что без лучины (березовых или сосновых щепок, вставленных в раструбы светцов), медленно сгоравшей и падавшей в корытце с водой, невозможно было раньше представить деревенскую избу.

Привлеките внимание детей к прочным, надежным деревянным сундукам, окованным металлическими пластинами, — ларцам-теремкам XVII в., покажите способы их украшения: насечку, гравировку, просвечивающую сквозь ажурные металлические пластины цветную слюду, — отчего они выглядят нарядными и красивыми.

Объясните, что в них не только хранили ценности и документы, но и использовали в свадебных обрядах.

3. Деревянная посуда XVII–XIX вв.

Короб с крышкой

Витрины с изделиями из бересты (коры молодой березы) и долбленой деревянной посудой позволяют педагогу раскрыть назначение каждого изделия, тематику росписи и резьбы.

Рассматривая ряд предметов — туеса (корзинки для ягод), короба, шкатулки, ковши, солонки, порассуждайте о том, что формы посуды часто повторяют у мастеров формы жизни природы, а названия предметов взяты из фольклора. Например, грозная сказочная птица скопа, по народным поверьям, живет в лесах и охраняет их. Поэтому ручка ковша для воды выполнена мастером в виде головы суровой птицы скопы с вытянутым клювом, отсюда и его название — ковш-скопкарь.)

Введите в пассивный словарь понятия: туес, ковш-скопкарь, солоница-утица.

4. Русские прялки

Покажите и представьте прялки в двух функциях: как древнейшее орудие женского труда и как предмет украшения в доме.

Расскажите детям, что девочку в крестьянском доме сажали за прялку с семи лет, и она должна была напрясть и наткать столько полотна, чтобы хватило и на подарки родственникам жениха, и на приданое к будущей свадьбе.

Покажите устройство прялки, состоящей из подставки-донца, на котором сидела пряха, ножки-стоячка и лопатки или лопастки с дырочкой, куда продевалась кудель. Нить, которую пряха тянула из кудели, наматывалась на веретено.

Сообщите, что прялка была лучшим подарком мужа — жене, отца — дочери, жениха — невесте. Поэтому украшали ее особенно тщательно и красивые прялки передавали по наследству из поколения в поколение.

Покажите резные и расписные прялки. Называя виды прялок, предложите детям отыскать их и объяснить, почему они так названы:

— прялки-“монументы” Тверской губернии с массивной лопастью (с вихревыми резными и лучевыми розетками), переходящей в фигурную, широкую ножку;

— прялки-“башенки” Ярославской губернии со стройными ножками в виде башенок, с ювелирной тонкостью прорезанные ярусами арочных окошек;

— северные прялки-“лопаты” Олонецкой губернии, с лопастями, украшенными геометрической резьбой из розеток, треугольников, ромбов, пересеченных квадратов и росписью.

Покажите детские прялки, обратив внимание на их маленькие размеры.

Отметьте разнообразие видов резьбы на прялках и ювелирность ее исполнения, красочность росписи прялок, занимательность их сюжетов с изображением птиц, цветов, всадников, чаепитий, гуляний, кораблей, сцен охоты, отражающих интерес народных мастеров к действительности и желание правдиво ее отобразить.

5. Гжельская керамика

Показ витрины с работами гжельских мастеров даст возможность педагогу познакомить группу с понятием “гончарный промысел”.

Расскажите детям, что изготовление изделий из обожженной глины — широко распространенный и очень древний вид народного художественного промысла, использующий легко доступный природный материал. Вначале существовала ручная лепка сосудов, но постепенно труд мастеров усовершенствовался. С изобретением гончарного станка с кругом, на котором вытягивается из куска сырой глины предмет той или иной формы, появились широкие возможности создавать разнообразную по формам посуду и поставить ее производство на поток. Так стали возникать гончарные промыслы в разных районах страны и самый большой из них в районе Подмосковья — в Гжели, где были большие запасы глины и где издавна делали глиняную посуду, изразцы для печей.

Задайте вопросы:

— Это повседневная или праздничная посуда?

— Почему она вам кажется праздничной, нарядной, красивой?

Объясните, что с середины XVIII в. гжельские мастера освоили майолику — технику, позволяющую изготавливать глиняную посуду с многоцветной росписью по белой эмали.

Рассмотрев кувшины, квасники, тарелки, кружки, обратите внимание детей на то, сколько фантазии, вкуса, художественного чутья вкладывали мастера в разнообразные росписи изделий с изображением цветов, птиц, деревьев, архитектурных сооружений. Отличительной особенностью гжельской керамики является оригинальное сочетание скульптурных фигурок людей, птиц, животных с формами сосудов, что делает эти изделия нарядными и привлекательными.

В собрании Русского музея хранятся игрушки, выполненные из разных материалов (дерева, глины, кости). Но ввиду ограниченности во времени желательно в течение занятия остановиться только на глиняных игрушках. Логическим переходом к теме может служить рассказ педагога о том, что во всех местностях, где занимались гончарством, из той же глины лепили небольшие фигурки — свистульки, игрушки.

6. Зал глиняных игрушек

Поясните, что для народных мастеров, изготавливающих игрушки, это не просто забава для детей, а искусство. В игрушке мастер может выразить свое состояние, настроение (в форме, орнаменте), а самое главное — дать возможность ребенку познать окружающий мир. Поэтому мир игрушек — это уменьшенная копия взрослого мира, в чем проявилась самобытность русской игрушки.

Рассмотрите дымковские игрушки — гусаров, барышень и кавалеров, водоносок в нарядных одеждах, красующихся перед кавалерами, диковинных индюков, наездников-циркачей, нянюшек-кормилиц, оленей, бродячих плясунов-скоморохов, карусели — весь этот радостный мир, проникнутый незлобивым юмором, мир мечты о безоблачной счастливой жизни. Эти представления выражены также яркой, красочной, жизнерадостной росписью игрушек с включением сусального золота.

Спросите детей: “О чем рассказывают эти игрушки?”

Объясните, что Дымково — пригород города Вятки, славившийся своими базарами и ярмарками. В Вятке на древнем народном празднике “Свистунья”, или “Свистопляска”, продавались эти замечательные игрушки. Некоторые из них являются свистульками, служащими своеобразными музыкальными инструментами, чьи многоголосые трели радовали участников праздника.

Сравните дымковские игрушки с тульскими из села Большие Гончары. Отметьте характерные черты тульских игрушек: вытянутые пропорции фигур, медленные, степенные “движения” прогуливающихся дам под зонтиками, монахов в черных рясах, неброские, сдержанные цвета одежд, изысканную орнаментику, состоящую из полосок, ромбов и точек.

Сделайте вывод: в каждой местности сложились свои традиции в лепке и росписи, излюбленные образы и персонажи, все по-своему прекрасные.

Напомните детям, что они смотрели глиняные игрушки и подведите их к декоративному панно из Палеха, которое поможет детям наглядно проследить процесс гончарного ремесла.

7. И.И. Зубков. “Гончарное производство”

Из-за многообразия впечатлений от большого количества предметов народного искусства педагогу следует ограничить показ произведения только сюжетной канвой изображения.

Кратко сообщите детям, что это панно выполнено художником из села Палех Ивановской области, известного своим удивительным искусством многокрасочной живописи по черному лаковому фону изделий из папье-маше.

Совместно рассмотрите и предложите вслух перечислить все этапы работы мастеров с глиной — от ее добычи до изготовления глиняной посуды.

Заканчивая разговор об этом произведении, подчеркнуть сложность изготовления глиняных изделий, их разнообразие и самобытность.

8. А.Д. Зинин. “Чудо-юдо рыба-кит”

Показ этого произведения носит дидактический характер, ибо оно позволяет педагогу в игровой форме, в процессе совместного рассматривания рассказать детям о жизни и труде крестьян.

Покажите, как детально, с огромной любовью и фантазией, из большого куска липы мастер сумел не просто вырезать игрушку, а создать цельный образ русской деревни.

Последовательно рассмотрите, сопровождая объяснениями, крестьянские дома, погреба, ветряную мельницу, баню с колодцем, стадо пасущихся домашних животных, пашущих и боронующих крестьян, девушек, водящих хороводы на околице, крестьянок, собирающих ягоды и грибы в густом лесу, деревья которого растут в пасти кита.

В заключение повторите, что народное искусство, создаваемое руками чудо-мастеров, — это мир, полный особого отношения человека к труду, к жизни, в котором свое понимание красоты.

II часть. Занятие в студии

Коллективная игра “Чудо-юдо рыба-кит”

Задачи

1. Закрепить знания, полученные на экспозиции в процессе занятий данного блока. Народное искусство с его многообразием ярких, зримых образов позволяет использовать полученные ранее навыки.

2. Активизировать способность детей к фантазированию для пластического воспроизведения впечатлений, полученных на экспозиции, в коллективной игре.

Игра состоит из 3-х частей.

1-я часть

Педагог предлагает вспомнить, в каком из произведений наиболее ярко и подробно отражен праздничный характер народного искусства, труд мастеров, их талант. Вместе вспоминаем панно “Гончарное производство”.

Затем вместе с педагогом вспоминаем в игре весь процесс создания керамики.

— Теперь мы сами будем чудо-мастерами. Сначала мы найдем глину, чтобы изготавливать изделия. Эту глину надо накопать. Потом глину надо специально подготовить — замесить.

Дети будто бы снимают обувь, закатывают брюки, берут ведра, зачерпывают воду, выливают ее на сухую глину и ногами под музыку месят глину.

В подобных играх важно не упустить ни одной детали, только таким образом дети постигнут последовательность операций и ход работы с материалом, что способствует лучшему образному представлению и запоминанию материала.

Затем все садятся за “гончарный круг”, воспроизводят процесс вращения и получения формы сосуда.

Вспоминают формы ваз, горшков, которые встречались на экспозиции, и повторяют игру с гончарным кругом, придумывая разные приспособления для получения разной формы изделия.

Несут сосуды сушить на солнышко, затем отправляют их в печь на обжиг.

— А что нам надо делать, чтобы у нас получился расписной кувшин?

Дети изображают художников, расписывают сосуды, затем несут их на обжиг в печь. Вынимают горшки из печи с помощью ухватов. Складывают на воображаемую телегу. Запрягают воображаемых лошадей. Тяжело ступая, имитируя походку лошади, запряженной в телегу с тяжелой поклажей, увозят изделия на продажу.

2-я часть

— А теперь вспомним произведение “Чудо-юдо рыба-кит”. В нем отражены жизнь и труд крестьян. Вспомним, какие картины, рассказывающие о жизни крестьян, мы видели.

Дети вспоминают картину “Гумно” А. Венецианова, “Косцы” Г. Мясоедова.

— Давайте пофантазируем — “поживем в деревне”.

Мы слышим звуки народной музыки, начинаем игру: “крестьяне” пашут, сеют, жнут, собирают в лесу грибы и ягоды, идут с коромыслом по воду к колодцу, топят бани, моются — трут себя мочалкой, парят веником, пьют чай после бани. Идут на полянку начинают водить хоровод и играть в народные игры.

Игра “Старинный русский хоровод”

Дети встают в круг, берутся за руки и двигаются по часовой стрелке простыми шагами, поют хором, идут по кругу под мелодию русской народной песни:

А мы просо сеяли, сеяли

Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли.

Расходятся на две половины и двигаются навстречу друг другу, бьют земные поклоны. В руках у всех воображаемые лукошки, дети разбрасывают просо.

Затем снова встают в круг и продолжают движение, образуя линии, цепи, воротики, притопывая и пританцовывая в такт музыке. Снова расходятся и сходятся, двигаясь навстречу друг другу, останавливаясь, кланяются в пояс.

3-я часть

— Ребята, что вам в народном искусстве показалось самым веселым и праздничным?

Конечно, дымковские игрушки. Среди них так много персонажей — людей, животных. Эти игрушки продавали на шумных, веселых ярмарках.

Игра “Ярмарка”

— На нашу ярмарку могут прийти и приехать все, в кого вы хотите поиграть.

Пусть каждый из вас превратится в любого персонажа народной сказки и “оживет” на счет “три”. Раз, два, три — отомри! У нас веселая зимняя ярмарка. Можно кататься на коньках, играть в снежки, свистеть в свистульки, плясать, показывать акробатические номера, кувыркаться в сугробах и так далее.

Педагог дает возможность детям свободно двигаться по площадке, но обязательно в пластике выбранного героя.

Под веселую плясовую дети играют, пляшут, то есть свободно двигаются. По команде “Стоп!” все замирают, продолжая изображать своих персонажей.

Педагог старается отгадать, кто каких персонажей изображает, и вслух называет их, отмечая тех детей, у кого они особенно хорошо получаются. Дается задание: дома нарисовать зимнюю ярмарку и тех персонажей, в которых мы играли. После этого все прощаются до следующей встречи.

Продолжение в №5

Основные музыкальные произведения:

“Чудо-юдо рыба-кит”, “Хоровод” — народные мелодии “Сударушка”, “Травушка-муравушка”.

“Лошади на пашне” — А. Гречанинов. “Лошадка”.

“В лес по ягоды” — русские народные песни “Как пошли наши подружки”, “В темном лесе”, “Коробейники”, “Полянка”.

“Ярмарка” — Ю. Шахнов. “Карусель”.