Опознавательным знаком
выставки “Русская живопись ХVIII — начала ХХ века
из Нижегородского художественного музея” в
рамках проекта “Золотая карта России” является
вдохновенный, звучный по цвету холст К. Юона
“Закат на Волге. Нижний Новгород” (1911), в котором
талантливо передана величественная сущность
волжской природы. И архитектурные образы в этом
природном пейзаже воспринимаются как эпический
сказ, как вечно живая народная традиция.
На выставке
демонстрируется около 70 холстов известных и
незнакомых широкой публике художников: Ф.
Рокотова, Дм. Левицкого, А. Венецианова, В. Серова,
К. Коровина, Б. Кустодиева, Н. Гончаровой, М.
Ларионова, К. Сомова, Н. Рериха... В Нижегородском
музее около 12 тысяч экспонатов — замечательное
собрание русской и западноевропейской живописи,
небольшая коллекция восточного искусства.
Особенность выставки в том, что здесь можно
проследить и увлекательную историю музея, в
котором почти каждый экспонат имеет сложную
судьбу.
Основу собрания
открывшегося в 1896 г. Нижегородского музея
составили полотна, подаренные профессором
живописи Н. Кошелевым и фотографом А. Карелиным
(работы И. Репина, К. Маковского, А. Рябушкина).
Позднее русская коллекция пополнилась редкими
произведениями из Третьяковской галереи,
Русского музея, Государственного музея
изобразительных искусств им. Пушкина.
В 1920-е гг. в Нижнем
Новгороде работали московские живописцы А.
Куприн и В. Франкетти, благодаря которым в
собрании появилась редкая коллекция картин
художников русского авангарда, на многие
десятилетия “забытых” в эпоху советских
“чисток” фондов и репрессий против
произведений искусства. Они подлежали списанию,
как не имеющие никакой ценности. В “черный”
список попал великолепный двухсторонний холст Н.
Синезубова “Чаепитие” (1919), символический,
напряженный по колориту, полный трагических
предчувствий. Некоторые из приговоренных картин
представлены на выставке.
Большую роль в
формировании собрания музея сыграл Горький:
страстный коллекционер, он передал в музей книги,
медали, старинные монеты, оружие, рисунки, и самое
ценное — картины. Среди них — полотна А.
Архипова, М. Нестерова, Б. Кустодиева, Н. Рериха.
Подаренная Горькому Б. Кустодиевым картина
“Русская Венера” (1926–1927) была написана за год до
смерти художника. На оборотной стороне холста
“На террасе” Кустодиев изобразил полнокровную
красавицу, пышущую здоровьем. Необыкновенно
хорош натюрморт с яркой цветастой шалью, веселый
и солнечный зимний пейзаж.
На протяжении длительного
времени коллекция музея пополнялось
произведениями искусства, национализированными
из дворянских, помещичьих усадеб,
конфискованными у частных владельцев. Русская
коллекция музея отличается цельностью,
разнообразием творческих индивидуальностей,
стилей и направлений, что можно почувствовать и
на выставке. Семь портретов в первом зале дают
представление о характерных особенностях
русского портрета ХVIII века.
Своеобразие собрания
Нижегородского музея — в его полноте. В нем
хорошо представлены разные разделы русского
искусства, что нехарактерно для провинциальных
музеев. Самый значительный раздел на выставке —
искусство конца ХIХ – начала ХХ века. Тщательно
отобранные работы показывают его богатство и
разнообразие. Вот психологически правдивый и
убедительный портрет “Мужичок из робких” (1877)
Репина — один из лучших крестьянских образов
пореформенной России.
Любопытная находка
организаторов выставки – объединение в
небольшой блок картин, посвященных Нижнему
Новгороду, что придает выставке специфический
колорит. В центре – большой холст “Печерский
монастырь близ Нижнего Новгорода” А. Саврасова
(1871), за который он получил вторую премию на
конкурсе “Общества поощрения художников”.
Самый яркий раздел – более
30 холстов художников конца ХIХ – начала ХХ века.
Вот “Баба в желтом” (1903) Ф. Малявина. В ярком
образе деревенской молодки передан стихийный
дух народа. Холст притягивает торжествующим
мощным потоком ярких цветовых пятен, с
доминированием открыто звучащих красного и
желтого, восхищает смелостью и буйством кисти.
А в картине Сомова “Две
дамы в парке” (1919) ощущается ностальгия по
прошлому: современницы художника одеты в
старинные платья, изображены на фоне усадебного
парка начала ХIХ века.
В полотнах из
“киргизской” серии П. Кузнецов прославлял
утопическую поэзию “естественного человека”,
бегство в природу. На холсте “Чистка ковров”
(1914–1915) художник словно творил какую-то легенду,
преображая жизненные впечатления —
обыкновенную чистку ковров — в некий
первобытный ритуал. В образах прочитывается
внутренняя значительность и особая
праздничность.
Трудно представить, что
два прекрасных холста Ларионова, представленных
на выставке, входили в “черный” список
произведений, не представляющих для музея
никакого интереса и предназначенных для
списания. Многие работы спасли сотрудники музея.
А замечательная картина
Гончаровой “Весна. Петровский парк” (1909) была
создана как в раз тот период, когда в ее работах
начинают появляться городские сюжеты.
Постепенно деревья на ее полотнах (как здесь)
утрачивают признаки жизни, оголяются, становятся
холодными.
Организаторы выставки
отобрали лучшие вещи, сделали акцент на
любопытных сопоставлениях работ разных
художников (с точки зрения композиционных
решений, трактовки образов), что делает выставку
яркой, разнообразной, интригующей: “Баба в
желтом” Малявина – “Женщина в красном” А.
Архипова; “Два лада” М. Нестерова – “В гости.
Молодые” А. Рябушкина; неожиданна
композиционная перекличка в картинах “Весна.
Петровский парк” Гончаровой и “Лес в Кунцеве”
А. Осмеркина.
И все же очень жаль, что
здесь вновь (хотя и не столь явно, как на других
выставках проекта “Золотая карта”)
обнаруживается синдром “мини-Третьяковки”.
Вполне можно было бы ограничиться двумя
картинами Рериха (показано шесть), несколькими
полотнами художников ХIХ века, а представить
холсты Синезубова, Кандинского, Малевича… За
счет насыщения последнего раздела великолепными
произведениями авангардистов выставка
получилась бы во всем неповторимой.