“Моя живопись сильно
отличается от живописи других художников, потому
что она вегетативная”, — говорил Фриденсрейх
Хундертвассер (1928–2000), австрийский художник,
график, дизайнер, архитектор, философ, автор
стихов, манифестов, идеологических заявлений,
эпатирующих общественность “нудистских” идей.
В его красивых фантастических, абстрактных,
декоративных композициях ощущается связь с
природой, оригинально варьируются излюбленные
мотивы — спираль и лабиринт. В его картинах и
графических работах переплетаются обыденная
жизнь и поэзия, реальность и фантастика.
Хундертвассер — самый оригинальный австрийский
архитектор, который всю жизнь доказывал
преимущество кривых линий органической природы
перед прямыми. Он путешествовал по всем
континентам с конструктивными проектами и
выставками.
Фридрих Стовассер (настоящие имя и
фамилия Фриденсрейха Хундертвассера) родился в
1928 г. в Вене, в еврейской семье. Во время
преследования евреев во Вторую мировую войну все
его родственники со стороны матери погибли в
концлагерях. В 21 год в знак простеста против
несовершенной реальности он изменил имя и
фамилию.
Фриденсрейх успешно сдал экзамены в
венскую Академию изящных искусств, но проучился
всего три месяца, потому что преподавание его не
удовлетворяло. В 1950–1960-е Хундертвассер много
путешествовал — Северная Африка, Париж, Рим,
Флоренция… Вскоре он стал известен во всем мире
своими произведениями, выполненными в очень
оригинальном стиле. В этот период он сделал много
идеологических заявлений, включая знаменитые
“нудистские” речи, призывы к миру и новаторским
формам в архитектуре. Он автор “Формального
манифеста против рационализма в архитектуре”.
“Зла нет в природе, лишь человек порождает зло, —
утверждал художник. — Когда человек думает, что
он должен исправить природу, каждый раз он
совершает ошибку”.
Трудно назвать другого художника,
умевшего так озадачивать, мистифицировать людей,
говорившего, что “прогресс — это регресс, а
регресс превращается в прогресс”, хотевшего
“всем показать, как легко сотворить рай на
земле”.
Его всю жизнь то прославляли, то
поносили за радикальные высказывания, (“Рай,
разрушенный прямой линией”), необычные творения
и оригинальные кривые дома, за его планы по
разработке архитектурного будущего. И кроме
того, за его политические взгляды и
вовлеченность в этнические акции (особенно после
переезда в Новую Зеландию, где он увлекся
культурой майя). В отличие от других
энвайронменталистов Хундертвасссер поддерживал
христианских демократов в Европе. Его любимым
политиком была Маргарет Тэтчер. Он стал автором
поразительных марок, которые особенно ценили в
Италии, и дизайна национального флага Новой
Зеландии.
В своеобразном архитектурном стиле
Хундертвассера ощущается влияние Антонио Гауди
и югендстиля. Он ненавидел суровые, жесткие формы
в архитектуре, выступал против “хаоса прямых
линий”. Возможно, такая позиция объяснялась
реакцией на окружавшую его венскую архитектуру с
ее приверженностью к строгой структуре и форме.
По мнению Хундертвассера, современные здания —
жалкие компромиссы, созданные архитекторами,
избравшими четкую прямоугольные ориентацию. Его
первый архитектурный проект в Вене — так
называемый “Дом Хундертвассера” (1985), похожий на
подсвечник, очень необычный, обладающий
специфической привлекательностью. Неровные полы
и лестничные марши символизируют лесные и горные
тропы, а кривые, неравномерно оштукатуренные и
окрашенные стены напоминают полотна занавесок
Все здания Хундертвассера в Вене стали
культурной достопримечательностью.
Хундертвассер создал очень изощренный
стиль и в живописи, и в графике, в котором
причудливо смешиваются разные традиции. Истоки
его искусства — в пышном изобилии барокко, в
богатом орнаменте модерна. Изощренность и
богатство его произведений, сложные композиции
напоминают об искусстве Густава Климта, Эгона
Шиле, Пауля Клее, в них прослеживается влияние
персидских миниатюр, японской гравюры на дереве.
В некоторых работах Хундертвассера
порой ощущается нечто тяжелое, пышное, жесткое,
архаическое и примитивное. Цвет и извилистая,
кажущаяся бесконечной линия имеют определяющее
значение в его искусстве. Он любил писать в
дороге, используя портативный ящик с
акварельными красками или порошковые пигменты.
Он также часто применял яичную темперу, в которую
добавлял металлическую пыль, кусочки ткани,
стекла, бумаги. Хундертвассер использовал шесть
цветов спектра, никакому цвету не отдавая
предпочтения, хотя ему очень нравилось применять
цвета живой природы — перегноя, плесени.
Страстный любитель путешествий,
Хундертвассер и ушел из жизни, когда находился на
своем корабле, собираясь совершить путешествие
из Новой Зеландии в Европу. “Только тот, кто
думает и живет творчески, выживет в современном
мире”, — говорил мастер.
В России произведения Хундертвассера
демонстрируются впервые. Выставка в Московском
музее современного искусства “Линия
бесконечности. Фриденсрейх Хундертвассер. Шоичи
Хасегава” (из собрания Кунстгалериен
Боттингерхаус в Бамберге, Германия) представляет
произведения австрийца и крупного японского
графика Шоичи Хасегавы, на которого творчество
Хундертвассера оказало большое влияние. Диалог
двух художников позволяет острей ощутить
различия в менталитете художников Востока и
Запада.