Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2006

УРОК МХК

У р о к  М Х К

 

Роза ЧАУРИНА

“Устный счет”

Беседа по картине Н.П. Богданова-Бельского
no2_7.jpg (177046 bytes)
Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского.
1895. ГТГ, Москва

Учитель. Ребята, я расскажу вам о жизни и творчестве известного русского художника Николая Петровича Богданова-Бельского. Для начала вспомним строки из стихотворения Н.А. Некрасова “Крестьянские дети”:

О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей...

Эти слова можно в полной мере отнести к Богданову-Бельскому. Во-первых, потому, что художник действительно “часто их видел”, ведь он родился в деревне. А во-вторых, он по-настоящему любил этих крестьянских ребятишек и поэтому-то так много их рисовал. Любовь к сельской детворе живописец пронес через всю жизнь.

no2_8.jpg (91304 bytes)
Н.П. Богданов-Бельский

Богданов-Бельский родился в 1868 г. (через семь лет после отмены крепостного права). Вот как он писал о себе: “Я ведь от земли. Отца не видел: я незаконнорожденный сын бедной бобылки, оттого Богданов, а Бельский стал от имени уезда. Был пастушонком”. Сколько же сил и труда надо было потратить деревенскому пастушонку, сколько потребовалось характера и таланта, чтобы стать настоящим художником, добиться признания: в 35 лет он академик, в 46 — удостоен звания действительного члена Академии художеств.

Однако все по порядку. Николаю Петровичу посчастливилось встретить на своем жизненном пути чуткого и доброго человека. Этим человеком был известный в свое время педагог, организовавший образцовую народную школу в селе Татеве Смоленской губернии, Сергей Александрович Рачинский. В школу Рачинского удалось поступить и Коле Богданову. Зимой мальчик учился, а летом пас деревенское стадо, ведь зарабатывать на хлеб нужно было самому. Учитель сразу заметил способности своего ученика к художественному творчеству: пастушок не только очень ловко вырезал из дерева разные фигурки, но и хорошо рисовал на грифельной доске или на клочках бумаги, рисовал все, что попадалось ему на глаза. “Из тебя выйдет толк”, — сказал он мальчику.

Учитель решил, что мальчика надо учить сообразно его наклонностям. Хлопотами Рачинского Коля был определен в школу рисования при Троице-Сергиевой лавре. Здесь он учился два года, а в 1884-м, когда ему исполнилось 16 лет, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Это была пора, когда в училище преподавали такие мастера кисти, как художники-передвижники В.Д. Поленов, И.М. Прянишников, один из братьев Маковских — Владимир. Вот они-то и стали учителями Н.П. Богданова-Бельского.

Все свое творчество Н.П. Богданов-Бельский посвятил крестьянским детям, школе, учителям. Сегодня редко кто не знает его картины “Устный счет”. На ней класс Тетевской школы, той самой, где учился художник, целая вереница сельских ребятишек и учитель с усталым, но добрым лицом — это и есть Рачинский, который принял столь деятельное участие в судьбе своего талантливого ученика. Не менее примечательна и другая автобиографическая картина Н.П. Богданова-Бельского “У дверей школы”. Нищий подросток в рваной одежонке, в лаптях, с котомкой за плечами и сумой для подаяния замер возле открытых дверей деревенской школы. Мы не видим лица мальчика, он стоит к нам спиной, но угадываем и робость, и волнение, охватившие все его существо, и непреодолимое желание переступить заветный порог.

Небезынтересна и картина, которая называется “Подруги”. К дочери помещика пришли подруги — деревенские девчонки. Барышня играет на пианино — и это кажется им чудом. Как завороженные слушают они звуки, которые льются, словно с небес. Так хорош этот непонятный, недоступный для деревни инструмент — барская музыка! А вот балалайка была доступна. И на другой картине, названной художником “Виртуоз”, Н.П. Богданов-Бельский нарисовал стайку босоногой крестьянской детворы, которая расположилась на лесной поляне и с наслаждением слушает, как их товарищ мастерски играет на этом русском народном инструменте. И как играет! Кажется, что они вот-вот пустятся в пляс.

С редкой наблюдательностью и огромной симпатией изображает живописец крестьянских ребятишек. Будучи художником “от земли”, Н.П. Богданов-Бельский всячески подчеркивает тягу деревенского люда к искусству, знанию. Какие замечательные девчонки и мальчишки на его картинах — сметливые, толковые, любознательные, любящие школу! И народный учитель — подвижник, отдающий все свои силы и знания народному просвещению; труженик, сеющий на Руси “разумное, доброе, вечное”.

Кроме жанровых и пейзажных картин, Н.П. Богданов-Бельский создал целую галерею портретов. Среди них наиболее удачны портреты писателя М. Горького, профессора С.А. Рачинского,  певца Федора Шаляпина, историка и библиографа Н.П. Барсукова, художницы Е.М. Бём, также “пожизненно” влюбленной в крестьянских детей и постоянно их рисовавшей.

Николай Петрович Богданов-Бельский умер в 1954 г. Все лучшее, что создано художником, вошло в сокровищницу нашего искусства, заняв в нем достойное место. Его картины украшают галереи и художественные музеи не только разных городов России, но и разных стран мира. Назовем лишь некоторые из них: “Устный счет” (Государственная Третьяковская галерея), “У дверей школы” (Государственный Русский музей), “Дети на уроке” (Куйбышевский городской художественный музей), “Письмо” (Бердянский областной художественный музей им. И. Бродского), “Виртуоз” (Государственный музей изобразительных искусств Грузии), “В гостях у учителя” (Днепропетровский художественный музей)...

А сейчас давайте поговорим о картине “Устный счет” и попытаемся понять, почему же до сих пор она вызывает живой интерес.

Опишите классную комнату и скажите, сколько предметов (много или мало) изобразил художник и почему именно столько? На каком они плане (переднем или заднем)?

Ученики. Стены комнаты обшиты тесом, на одной их них висит картина и календарь природы; в углу — изразцовая печь, перед ней классная доска на ножках; некрашеный дощатый пол. Мебель почти отсутствует — мы видим лишь один стул для учителя. Думается, что художник специально нарисовал мало предметов, и все они на заднем плане, чтобы не отвлекать внимание зрителя от тех, кто находится в этой классной комнате. Бедно одеты дети, небогата обстановка сельской народной школы, но ребята любят ее и ходят на уроки с удовольствием.

Учитель. В классе мы видим 11 мальчиков. Можно ли определить, кто из них из бедной семьи, а кто из зажиточной?

Ученики. Да, конечно. Те, кто в холщовых рубахах-косоворотках, у кого на ногах онучи и лапти, иногда с отцовской ноги, — это дети из бедных крестьянских семей. А кто обут в сапоги, тот из семьи побогаче.

Учитель. Вы, вероятно, обратили внимание на то, что в одном классе учатся разновозрастные дети. Возможно ли такое?

Ученики. Да, возможно, так как в дореволюционной России школ для крестьянских детей (народных школ) было очень мало. А учиться хотелось многим. Поэтому в одном классе по одной программе могли учиться дети разного возраста. Или учитель делил ребят на две-три группы, каждая из которых имела свою программу, но занимались все группы одновременно в одном классе.

Учитель. Известно, что описывать портрет человека. изображенного на картине, гораздо легче, чем живого человека, которого вы видите перед собой. Почему? Во-первых, потому, что в статике легче рассмотреть даже детали, тогда как выражение лица, поза живого человека постоянно, а порой очень быстро меняются. Во-вторых, потому, что художник намеренно выделяет наиболее 2. Почитай учителя, как родителя.

3. Тетради — зеркало ученика и учителя.

4. Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно.

5. Ученику — удача, учителю — радость.)

Учитель. Как вы думаете, почему Н.П. Богданов-Бельский на переднем плане своей картины “Устный счет” изобразил не учителя, а деревенских школьников? Какова главная мысль картины?

Ученики. Художник хотел, во-первых, привлечь внимание зрителя к детям, отметить их живой интерес к учению, во-вторых, подвести зрителя к мысли о стремлении крестьянских ребят к знаниям. В этом и заключена главная мысль картины.

Домашнее задание

Подготовить рассказ (устно) об одной из картин Н.П. Богданова-Бельского по своему выбору; 3–4 заметки (подготовительный материал) записать в тетради.

_______

1 Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года.

2 Платон (428 или 427–348 или 347 до н.э.) — древнегреческий философ.

3 Невтон (Newton) — Исаак Ньютон (1643–1727), английский математик, механик, астроном, физик; открыл всемирный закон тяготения.