К о л л е г и
СИЛА ПЕЧАТНОГО СЛОВА
Прошлым летом мы напечатали статью
“Быть или не быть МХК в школе?” нашего
постоянного автора Татьяны Себар (см.
“Искусство”, № 16/05). Проблемы МХК там
рассматривались, в частности, на примере
Воронежской области, где наш предмет даже не
вошел в номенклатуру регионального компонента.
Складывалось впечатление, что “культура, и
мировая, и родная отечественная, не оказалась в
Воронежской области сколько-нибудь
востребованной”.
Мы рады сообщить нашим читателям, что
голос газеты и нашего автора был услышан, в
результате чего появилось методическое письмо,
которое мы с удовольствием публикуем полностью.
И призываем другие регионы следовать
похвальному примеру.
РЕДАКЦИЯ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
№ 01-4913
Руководителям муниципальных органов
управления образованием
В связи с плановым переходом
образовательных учреждений Воронежской области
к работе в условиях предпрофильной подготовки и
профильного обучения, а также с введением нового
федерального и регионального учебных планов
возникают некоторые вопросы со стороны
административных работников школ и
учителей-предметников. В частности — о
планировании предметов образовательной области
“Искусство” в старших классах.
Обращаем внимание:
– как в федеральном базисном учебном
плане, так и в региональном базисном плане (см.
примеры составления планов различного профиля)
образовательная область “Искусство”
представлена предметом “мировая художественная
культура” (МХК) в филологическом,
социально-гуманитарном, эстетическом профиле, а
также в учебном плане универсального обучения;
– предметы образовательной области
“Искусство”, предоставляющие учащимся
уникальный опыт эмоционально-ценностного
отношения к действительности, помимо обучающих и
развивающих задач несут существенную
воспитательную нагрузку, связанную, в частности,
с патриотическим воспитанием личности и
формированием такого актуального на сегодня
качества, как толерантность;
– в связи с длительным опытом
апробации на федеральном уровне (более 30 лет),
присутствием в федеральном плане в качестве
рекомендованной учебной дисциплины (более 15 лет),
а также существованием в качестве регионального
компонента учебного плана Воронежской области
предмет “мировая художественная культура”
обрел определенный статус. В частности,
оформилась его учебно-методическая база
(появился ряд федеральных учебников и учебных
пособий, получивших рекомендации Министерства
образования и других компетентных структур);
– ВОИПКРО, как и другими
соответствующими учебными заведениями регионов
России, в течение 15 последних лет проводилась
курсовая подготовка учителей соответствующего
направления. Помимо курсовой подготовки, в
последние годы дополнительную квалификацию
учителя мировой художественной культуры можно
получить в ВГУ (на филологическом факультете) и
ВГПУ (на факультете художественного
образования), что снимает проблему обеспечения
квалифицированными кадрами.
Хотелось бы подчеркнуть и
усложнившуюся ситуацию в регионе в связи с
участившимися случаями ксенофобии и ненависти
на расово-национальной почве в молодежной среде.
Чувство патриотизма (как “любви к себе”) в
отличие от шовинизма (как “ненависти к другим”)
может и должно формироваться, в том числе, в
рамках школьного образования. Знакомство как с
русской национальной культурой, так и культурами
других народов мира, преломленное через опыт
эмоционально-ценностного отношения, могло бы
сыграть здесь существенную позитивную роль.
Перечисленные факторы делают
возможным и целесообразным преподавание
предмета “мировая художественная культура” в
школах области. Рекомендуем при наличии
специалистов соответствующей квалификации и
материально-технической базы вводить предмет
“мировая художественная культура” в старших
классах за счет часов школьного компонента.
Руководитель
Львович Я.Е.
Исполнитель: Себар Т.В.
Тел. (0732) 35-20-15
|