А р т - г а л е р е я
Водоем
1902. Государственная Третьяковская
галерея, Москва
О музыкальности этой замечательной
картины свидетельствует воспоминание
композитора С.Н. Василенко, посетившего
мастерскую художника: “В мастерской
Борисова-Мусатова я почувствовал, что попал в мир
осуществленных фантастических мечтаний. В его
картинах как бы перепутались разные моменты
бытия, разные отблески и отражения. Это был
воплощенный в краски сон, или туманные и
призрачные мечты, или звенящий сквозь слезы смех.
Картины, которые я видел в его мастерской,
показались мне красочными музыкальными поэмами.
Этот лирический и мечтательный художник тонко
понимал музыку. Он слышал мою “Эпическую поэму”
и сказал, что эта поэма представляется ему
гигантским серым полотном, на котором вспыхивает
ярко-зеленое пламя...
Особенно увлекла Борисова-Мусатова
моя идея создать музыкальную картину без музыки,
без мелодии. Например, картину бушующего моря
можно создать одним ритмом, одной
инструментовкой – на известном протяжении
ритмически гремят и бушуют волны”.
И “Водоем” весь пронизан этими
музыкальными ритмами, которые заставляют цвет
звучать, создавая чудесную мелодию сновидения.
|