Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Лев Дьяков

Водоем

1902. Государственная Третьяковская галерея, Москва

no2_11.jpg (201815 bytes)

О музыкальности этой замечательной картины свидетельствует воспоминание композитора С.Н. Василенко, посетившего мастерскую художника: “В мастерской Борисова-Мусатова я почувствовал, что попал в мир осуществленных фантастических мечтаний. В его картинах как бы перепутались разные моменты бытия, разные отблески и отражения. Это был воплощенный в краски сон, или туманные и призрачные мечты, или звенящий сквозь слезы смех. Картины, которые я видел в его мастерской, показались мне красочными музыкальными поэмами. Этот лирический и мечтательный художник тонко понимал музыку. Он слышал мою “Эпическую поэму” и сказал, что эта поэма представляется ему гигантским серым полотном, на котором вспыхивает ярко-зеленое пламя...

Особенно увлекла Борисова-Мусатова моя идея создать музыкальную картину без музыки, без мелодии. Например, картину бушующего моря можно создать одним ритмом, одной инструментовкой – на известном протяжении ритмически гремят и бушуют волны”.

И “Водоем” весь пронизан этими музыкальными ритмами, которые заставляют цвет звучать, создавая чудесную мелодию сновидения.