А р т - г а л е р е я
Призраки
1903. Государственная Третьяковская
галерея, Москва
К 1903 году относится одна из самых
тревожных, “бурных” картин художника — попытка
проникнуть в таинственный “мир теней”,
иррациональный мир сущностей явлений. Может
быть, не случайно появление картины совпадает с
десятилетним юбилеем со дня выхода знаменитой
книги Александра Аксакова “Анимизм и
спиритизм”, в которой крупнейший ученый,
основоположник парапсихологии, стремился
доказать, что “для земной жизни человека не
может быть цели более высокой, как искать и
находить доказательство трансцендентальной
природы человеческого существа, — его призвания
к судьбе гораздо более высокой, чем его
феноменальное бытие!”
Известна широкая начитанность
Борисова-Мусатова, его стремление охватить все
интересное в области искусства, литературы,
науки. И наверняка мимо этой удивительной книги
(кстати, совсем недавно переизданной), он не мог
пройти. А отголоски ее влияния мы находим в
последующих его шедеврах.
“Когда глядишь на картины
Борисова-Мусатова, — признался как-то один из
современников художника, — начинаешь верить в
мир потусторонних существ, с их призрачной
радостью и призрачной, примиренной печалью”.
|