А р т - г а л е р е я
Реквием
1905.Государственная Третьяковская
галерея, Москва
Эта картина напоминает некую траурную
симфонию, выраженную языком живописи. И недаром
один критик эпохи Серебряного века отмечал: “И
вот, как звон колоколов, минорный и тягучий, как
звук органа, воздыхающего непереносимой скорбью,
то льющего каскады стремительных и нежных жалоб,
то замирающего вовсе, на мгновение рванулась из
души художника, из замыслов в ночи завороженных,
из непрестанной муки повседневной жизни с ее
обманами, жестокостью и жаждой, жаждой неведомо
чего, неведомо прекрасных снов наяву, последний
лебединый крик души, предчувствующей, что скоро,
скоро земной обряд закончен будет”.
“Бесконечная мелодия, которую нашел
Вагнер в музыке, есть и в живописи, — писал
Мусатов в письме к А.Н. Бенуа в то самое время,
когда работал над “Реквиемом”. — Эта мелодия
есть в меланхолиях северных пейзажей у Грига, в
песнях средневековых трубадуров и романтизме
нашей родной тургеневщины. Задача моей живописи
— запечатлеть ускользающую мелодию в
“бесконечной” линии, навсегда остановить
текучесть звука”.
Это стремление запечатлеть
“ускользающую мелодию” составляет содержание
последних картин художника.
|