А р т - г а л е р е я
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА УРОКЕ
МХК
Прогулки при закате. 1903. ГРМ, Санкт-Петербург
Весна. 1898-1901. ГРМ, Санкт-Петербург
“Как истинный поэт, природа не любит
резких переходов. У облаков белый колорит
гармонически сочетается с голубым небом и
зеленой землей, поэтому все краски ландшафта
переходят друг в друга, как тихая музыка, и
созерцание природы всегда целит и успокаивает
душу. Природа, как и великий поэт, умеет
простейшими средствами достигать величайших
эффектов” — трудно поверить, что эти слова Г.
Гейне написаны не о творчестве В.Э.
Борисова-Мусатова. Природа, музыка, водушный
зелено-голубой колорит, классические по своему
изяществу и минимализму композиционные решения
и как результат высочайшая поэзия
всепоглощающей гармонии — таковы основные
константы мусатовского мира.
Рубеж веков отмечен кардинальным
изменением самого принципа формирования
художественной модели — на смену
непосредственному отражению реальной жизни
приходит искусство, которое на основе
преображения действительности конструирует
свой мир. С этой точки зрения Борисов-Мусатов
оказывается в одном ряду с М. Врубелем, чьи образы
отмечены принадлежностью к иному миру уже на
уровне сюжета. Эту “иномирность” у
Борисова-Мусатова уловить труднее при
поверхностном знакомстве, так как ничего
фантастического в его картинах нет. Нет в них и
непосредственных знаков, указывающих на
символическое содержание. Просто мир Мусатова
иной в целом. И это одна из самых интересных тем
при обсуждении его творчества.
Для характеристики его искусства
принято использовать такое понятие, как
“ностальгия конца века”, что подразумевает
неприятие нового и уход в воображаемый мир
прошлого. Для Мусатова — это мир классической
русской усадьбы ХVIII века. Восемнадцатый век был
предметом интереса и художников-мирискусников,
но они в отличие от Мусатова занимались
реконструкцией прошлого, а их всё разъедающая
ирония всегда была мерой дистанцированности и
отчуждения от изучаемой эпохи. Борисова-Мусатова
же невозможно представить в иной реальности. Его
душа как будто растворилась в созданном им мире.
Так что же это за мир, которому можно
так всецело отдать свою душу? И где он? В прошлом
или в вечности идеалов, гармонии и незыблемых
констант бытия?
Может ли так быть, что ХVIII в. стал для
мечтателя из Саратова не прошлым, а
воспоминанием о будущем? Какое зерно
общечеловеческого содержания увидел Мусатов в
космосе русской усадьбы? Какие элементы он
отбирал из реальности ХVIII в.? Эти вопросы
являются прекрасным поводом вспомнить
пройденное и понять, каким сложным путем, через
возвратное движение, прокладывает будущее себе
путь в искусстве.
Что повторяется в картинах Мусатова?
Классический палладианский дом вдали или на горе
(“Гобелен”, “Привидения”, “Сон божества”,
“Прогулка при закате”, “Отблеск заката” и др.),
застывшие воды озера, с опрокинутым в нем небом
(“Водоем”, “На террасе”, “Весенняя сказка”,
“Осенняя песнь” и др.), гармония английского
парка, в котором природа проникнута мерой
человека, а человек пропитан естественностью
природы (все картины без исключения), женщины в
расцвете юности и жизненных сил, длящийся и
переходящий из картины в картину “безмолвный
разговор”, общение без слов, так как слова не
нужны там, где общаются души.
Дом — вода — сад — женщина —
собеседование.
Прежде чем перейти к культурным
реминисценциям и к концепции Борисова-Мусатова,
можно попробовать дать учащимся задание на
ассоциации по всей цепочке или по ее частям: дом
— собеседование, вода — собеседование, вода —
женщина, вода — дом, сад — женщина и в любых
других сочетаниях.
Так что значит дом в русской усадьбе?
Изначально, при строительстве дома в стиле
классицизма, архитекторы ХVIII в. ориентировались
на виллу Ротонду Палладио — идеальный образец
абсолютно центричного сооружения с куполом
посередине и четырьмя одинаковыми портиками по
сторонам, в котором в законченной классической
форме отразились гуманистические идеи
Возрождения и его антропоцентрического космоса.
Портик и купол — атрибуты скорее не жилого дома,
а храма. Отсюда с самого начала дом в усадьбе
получил такое определение, как “храмовидный”.
Дом — храм, храм — центр вселенной, сама усадьба
— вселенная частного, “естественного”
человека. Философия английского парка
укладывается в эту концепцию, подчеркивая своей
естественной гармонией рациональную гармонию
центра/дома.
Природа как идеальная среда для
человека отсылает к образу сада, райского сада
(Аркадии), райского сада золотого века полотен Н.
Пуссена и К. Лоррена. Застывшие отражения вод
хранят и лелеют этот мир наподобие Леты,
обвивающей неземные сферы Элизиума. В своей
неподвижности они хранят идеальные потенции
жизни, ее начала, развития и конца, в котором
сокрыто начало.
“Мусатовские девушки” отсылают нас
по цепочке к тургеневским девушкам, к усадьбам в
произведениях И.А. Гончарова и А.С. Пушкина, к идее
вечной женственности в русской культуре, к
образу Богоматери, ведущей безмолвную молвь
заступничества, к “sacra conversatione” (святому
собеседованию) ренессансных миров Джованни
Беллини (“Sacra Conversatione”) и Сандро Боттичелли
(“Весна”). Свой идеальный мир Борисов-Мусатов
творит по нетленным образцам высокой классики,
вбирающей в себя весь опыт человечества и
русской ментальности. Таким мир должен быть, это
идеал, чьи отблески хранит прошлое и чей
немеркнущий свет манит будущим.
Борисов-Мусатов, подобно великим
мастерам Ренессанса, творил по канонам
идеального. При этом идеальное у него не отрицало
живого биения жизни: весна и утро (“Весенняя
сказка”) сменялись летом и полднем (“Летняя
мелодия”), а затем осенью и вечером (“Осенний
вечер”). Зима не отменяла лета, а только давала
отдых божеству (“Сон божества”). Витальность
зеленого цвета то разгоралась (“Изумрудное
ожерелье”), то затухала (“Призраки”), но никогда
не покидала этого мира, где даже смерть была лишь
мгновенной остановкой и невольным взглядом
назад, в мерной процессии жизни (“Реквием”).
Творчество Борисова-Мусатова дает
возможность обсудить проблемы идеала и его места
в культуре человечества в целом и каждого
человека в частности. Поставить вопрос о
реальности воплощения идеала в зримых формах
действительности. Определиться со спецификой
эпохальных проблем, требующих появления
идеальных миров. Поговорить о специфике
живописного языка и средств зримого воплощения
идеального в каждой исторической эпохе вообще и
в творчестве Мусатова в частности. Понять саму
возможность воплотить иррациональную суть
духовного общения с помощью рациональных
приемов (декоративная плоскостность, игра
планами, множественность точек зрения, выработка
индивидуальной “иконографии”).
|