Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2006

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Н о в о с т и  к у л ь т у р ы

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

ЛОГИКА СЛУЧАЙНОСТИ

Автопортрет в соломенной шляпе. 1987

Автопортрет в соломенной шляпе. 1987

“Может не быть большой грамотности, большого мастерства, но в работах должен чувствоваться запах сегодняшнего дня, дыхание современности”, — говорит известная московская художница Клара Николаевна Голицына. И она чутко улавливает этот нерв, пульс сегодняшнего дня. Особенно сильно дыхание современности чувствуется в полотнах последних двух лет, показанных в галерее “На Солянке” на выставке “Транспластические партитуры”, посвященной 80-летию мастера. Необычны холсты художницы, навеянные путешествиями по России и странам Европы: Севилья, Ницца, Сорренто... Никаких туристических видов! “Сакре-Кёр”, “Гавань в Копенгагене”, “Крыши Ватикана”, “Собор в Кашире” возникают на картинах Голицыной как странные чудесные видения благодаря специфической разнообразной штриховке, которую она наносит произвольно, руководствуясь своей замечательной “логикой случайности”. Тем самым историческая значимость памятников архитектуры, как и современных зданий, словно бы затушевывается и они обретают символическое звучание, вневременной характер. А зритель может по-своему читать картины-партитуры, они неисчерпаемы.

Голицына относится к тому редкому типу художников, в творчестве которых, как, например, у Пикассо (кстати, любимый художник Клары Николаевны), четко выявляются периоды, которые сменяются органично, согласно логике развития, обусловленной внешними или внутренними изменениями: “Начало”, “Шестидесятые”, “Реализм”, “Декоративный период”, “Двойные игры”, “Логические построения”, “Связи”. Основное качество искусства Голицыной — непредсказуемость, любовь к неожиданным композициям, страсть к эксперименту, изобретательным пластическим ходам. Она смело трансформирует приемы супрематизма, конструктивизма, “сурового стиля” 60-х, создавая свою неповторимую манеру.

Шляпы. Триптих. 1996

Шляпы. Триптих. 1996

Ее картины находятся в крупных российских и западных музеях и в частных коллекциях. У Клары Николаевны много персональных выставок, на которых всегда можно было увидеть “новую” Голицыну. Она удивляет дерзкими поворотами в своем творчестве, умением мгновенно переходить от натурных работ к абстрактным изображениям, от лаконичных, знаковых натюрмортов к романтическим портретам. Но такая многоликость художницы, работающей в разных стилях, оригинально интерпретирующей разные традиции, вовсе не свидетельство поверхностности. Наоборот, это очень своеобразное, глубокое искусство, в котором строгие логические построения необычным образом сочетаются или сосуществуют с элементами случайности, интуитивных попаданий. И переходы от одного периода к другому очень органичны.

Многообразие, многоаспектность искусства Голицыной дают возможность зрителю погружаться в ее произведения, подпитываться их энергетикой, открывать одухотворенность окружающей жизни даже в самых обыденных ее проявлениях.

Трудно представить, что Кларе Николаевне 80 лет, так много в ней энергии, оптимизма, остроумия, так переполнена она новыми идеями и замыслами, так увлеченно работает над холстами в новом стиле.

Страстная любительница классической музыки, лишенная возможности наслаждаться ею после частичной потери слуха, художница решила сделать “музыкальными” свои картины. И ей это удалось. Полотна “зазвучали”. Так родился ее новый стиль. Простые и лаконичные или изощренные линии, причудливые ритмические переплетения, которыми Клара Николаевна заполняет холсты, словно вслушиваясь в них, заменили ей звучание любимых музыкальных произведений.

Каждая картина рождает множество ассоциаций. Сияющие золотистые очертания “Сакре-Кёр” возникают на фоне решетчатых толстых линий, а более тонкие линии как бы проявляются внутри собора, усиливая ощущение мистического озарения. Упругий ритм линий, по ее мнению, должен вызывать у зрителей ассоциации со звучащим органом.

А в натюрмортах с простыми предметами (ведро, стакан, утюг, стул) конструктивные грани предмета иногда неожиданно продолжаются с помощью силовых линий. И пронизанные, опутанные паутинной сетью предметы превращаются в одухотворенные сущности, знаки.

В показанных на выставке в галерее “На Солянке” полотнах нового периода Голицына демонстрирует, насколько неисчерпаемы возможности живописи для отображения реальности, для ее трансформации или фиксации своих фантазий.