Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Елена РАЧЕЕВА

Тициан

Тициан Вечеллио родился около 1489 года (по другим источникам — в 1476-м) в Пьеве-ди-Кадоре, к северу от Венеции, и прожил легендарно долгую жизнь. Именно о нем знаменитый историк искусства Д. Вазари писал: “Более чем кто-либо из равных ему Тициан пользовался исключительным здоровьем и удачами, он от неба ничего не получил, кроме счастья и благополучия”. К Тициану благоволили могущественные государи Европы, обращавшиеся к нему “дражайший друг” (amico carissimo). Он получал щедро оплачиваемые заказы, много времени проводил при дворах, знал почести, каких не имели иные художники его эпохи. Тициан обладал внешностью патриция — величественной, благородной осанкой, пронзительным, острым взглядом, о чем говорят его автопортреты.

Как много изменилось за годы его жизни в Италии! Тициану довелось увидеть и наивысший подъем духовных сил народа, и героическую борьбу итальянских городов против французских и испанских монархов, и торжество церковной реакции и глубокий кризис идеалов Ренессанса. Его ранние работы необыкновенно схожи с картинами Джорджоне — ведь Тициан был его учеником. Но в последующем творчестве уже с необыкновенной силось отразилась новая эпоха — бурная, трагическая, чувственная. В итоге он стал главой венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения.

Первые шаги провинциала

Когда в 1508 г. Джорджоне расписал фасад Немецкого подворья (Фондако-деи-Тедески), знатоки обратили внимание на росписи бокового фасада дворца. С удивлением они узнали, что их автор совсем еще юный помощник знаменитого маэстро — Тициан из маленького итальянского городка. Так появилось новое имя в искусстве Италии, ставшее впоследствии символом блестящего расцвета венецианской школы. К сожалению, эта ранняя работа великого мастера не сохранилась.

Семья Тициана принадлежала к старинным и самым знатным в Пьеве-ди-Кадоре. Одни ее члены были связаны с торговлей, как это было распространено в Венецианской республике, другие, как и его отец, из поколения в поколение занимали заметные посты в городском магистрате. В большой состоятельной семье все дети получили хорошее образование. Известно, что уже десяти лет Тициан начал учиться живописи — об этом пишет Вазари. Родители, заметив прекрасные способности мальчика, отправили его в Венецию. Здесь жил его дед Конте — известный юрист. Так юный провинциал начал приобщаться к высокому искусству.

Сначала он оказался в мастерской, которая работала над украшением грандиозного собора Святого Марка, выстроенного еще в XI в. Это была настоящая энциклопедия искусств! Здесь работали лучшие живописцы, мозаичисты, скульпторы, золотых дел мастера. Со своим первым учителем мозаичистом Цуккато Тициан поддерживал дружеские отношения всю жизнь.

Отсюда он попал в мастерскую знаменитых братьев Джентиле и Джованни Беллини, где провел несколько лет. Именно у них он отошел от сумрачных образов Средневековья, которых так много видел в соборе Святого Марка, и окунулся в атмосферу раннего Возрождения — постигая красоту окружающего мира. Учителя увлекли его рассказом о дворцах Большого канала, о гондолах и карнавалах Венеции, о патрициях и простолюдинах, прекрасных Мадоннах, которые были объектом изображения Беллини. Их бесхитростное, поэтичное, полное гармонии искусство не могло не повлиять на ученика из Кадоре. Однако патриархальным традициям мастерской Беллини молодой Тициан предпочел тридцатилетнего Джорджоне да Кастельфранко, имевшего репутацию реформатора. Не случайно Вазари назвал его создателем “современной манеры”.

Приобщение к новой культуре

В Венеции расцветало другое искусство. Его лидером стал Джорджоне. Он открыл новый круг сюжетов, тонкую поэзию пленительной итальянской, а не выдуманной природы, создал тип немного грустного, мечтательного героя. Но главное — художник стал по-другому писать картины, он почти не делал рисунков, а сразу писал красками.

У Джорджоне, которого Вазари назвал зачинателем искусства золотого века, Тициан провел три года — до безвременной кончины учителя. В этой мастерской он проявил себя не только как живописец, но и как талантливый музыкант, познакомился с блестяще образованной патрицианской молодежью Венеции, соприкоснулся с утонченной интеллектуальной атмосферой. Джорджоне был тесно связан с широкими кругами выдающихся гуманистов и ввел в эту среду талантливого ученика. Здесь Тициан узнал новое, нерелигиозное, светское искусство, открыл поэзию природы, материальную, чувственную красоту реального мира. Здесь познал неисчерпаемые возможности цвета, ценность его выразительности.

Но Тициан обладал более сильным темпераментом, чем его учителя, и был наделен яркой творческой индивидуальностью. В его работах, даже ранних, мир видится иным, чем на полотнах его предшественников. Не тишина и лирическая поэзия, а кипучая жизнь, ее сверкающая красота, насыщенность духовных и эмоциональных переживаний все активнее вступают в свои права на картинах молодого мастера.

Гармония мира и человека

Уже совершенно самостоятельно Тициан написал картину “Виоланта” (ок. 1515), ныне хранящуюся в венском Музее истории искусств. Она обозначила начало творческой зрелости художника. С портрета смотрит золотоволосая, пышнотелая, спокойная женщина в богатом наряде. Ее красота величава, Виоланта подобна богине. К ее корсажу приколоты фиалки — намек на ее имя Viola. Такие “венецианки” появлялись неоднократно на холстах Тициана, олицетворяя собой представление об идеальном облике женщины, модном в те времена. Полнозвучна и празднична красочная гамма картины. Светятся обнаженные плечи, грудь, драгоценные золотистые волосы, а мазки кисти сливаются в эмалевую поверхность. Всё вместе вызывает ощущение великолепной, торжественной гармонии мира и человека.

Первый биограф Тициана Карло Ридольфи упоминает Виоланту, описывая знаменитую картину “Вакханалия”, где она также изображена. Он сообщает, что красавица была возлюбленной художника, куртизанкой.

К этому раннему периоду творчества относится и весьма любопытная картина “Браво” (ок. 1520) из Музея истории искусств в Вене. Напряженная, насыщенная драматизмом чувств, она изображает двух молодых мужчин.

“Браво” в Италии называли наемных убийц, выполняющих особые, тайные поручения заказчиков. Их роль в закулисной политической, да и частной жизни в этом великолепном городе гондол и масок была немалой. С их помощью устранялись противники, вершилась месть, заканчивались интриги авантюристов.

Зловещая темная фигура — воплощение зла и жестокости — надвигается на юношу, пытающегося вырваться из цепкой хватки нападающего. Во мраке ночи браво почти не видно, но заметно приготовленное за спиной орудие убийства. Грубая сила решительна и напориста, исход неотвратим — спасения нет. Лицо жертвы, выхваченное светом, привлекает одухотворенностью и душевной, почти романтической красотой. Художник создает сложную ритмику линий рук, взглядов, контрастов тени и света, воплощающих неравную борьбу двух миров — возвышенных идеалов и беспощадной, порочной действительности.

Творческая зрелость

Этот период жизни был временем огромного взлета Тициана. Тогда открылись вся мощь и диапазон его художнического гения. Мастера считали новатором: его искусство производило сильнейшее впечатление на современников. Особенно это стало очевидно после создания в 1518 г. знаменитой алтарной картины “Асунта” (около семи метров высотой!), где было изображено Вознесение Марии. Смелость и новизна замысла, можно сказать, героическое величие образов сделали Тициана уже в 1520-е гг. признанным главой венецианской школы. Он получает должность официального художника республики святого Марка, как называла себя Венецианская республика.

Тициан открывает большую мастерскую, у него много учеников. Он пишет гигантские алтарные картины для церквей, выполняет множество заказов. Маэстро удостаивается также большой чести: его приглашают ко двору папы римского в Ватикан. Но художник отказывается. “Двор — это пристанище зависти, ненависти, унижения” — таков был его вердикт.

Папа Лев Х славился своим “либерализмом”. Он занимался астрологией, был страстным охотником, любил маскарады, игры и придворных шутов. Тогда в садах Ватикана ставились и фривольные комедии. Перед представлением гости подходили к понтифику под благословение. В садах Ватикана устраивались даже бои быков и борьба обнаженных борцов. И это стало считаться вполне обычным в Италии. Для дерзкого художника-гедониста все это: честолюбивое самоутверждение, коварство и интриги двора — оказалось чуждым, как свидетельствуют его дневниковые записи.

Если бы Тициан желал мирской карьеры, то получил бы всё. Но фальшивое благочестие не для маэстро. Об этом говорит ряд его мужских портретов, пронизанных беспощадным анализом, которого не знало еще венецианское искусство. Но тогда же он писал и необыкновенно красивые, наполненные яркими, сильными эмоциями мифологические картины. Сюжеты целой серии “Вакханалий” почерпнуты из античной литературы, это настоящий ликующий праздник земного бытия. Прекрасные юноши и женщины пляшут, целуются, пухлые амуры дерутся, античные богини полны нежности и жажды любви. Очарование этих картин в их языческой дерзости и поэтическом гедонизме.

Браво! Ок. 1520. Музей истории искусств, Вена

Браво! Ок. 1520. Музей истории искусств, Вена

Аналитический реализм

На портретах Тициана обычно изображены знатные персоны: коварные папы и царедворцы, надменные вельможи, авантюристы, близкие ему по духу гуманисты, иногда совсем безвестные люди. “Не было такого правителя, ученого или знатного лица, который, побывав или пожив в Венеции, не посетил бы его дома, ибо Тициан, помимо своего исключительного художественного дарования, был обаятельным человеком, изысканным в обращении и манерах. Однако следует упомянуть и другое. Он имел в Венеции целый ряд соперников... но легко побеждал их силой своего искусства и своим умением приобретать и сохранять расположение знатных особ. Зарабатывал художник много, так как ему очень хорошо платили за его вещи”, — свидетельствовал Вазари.

В 1540-е гг. начинается новый этап в искусстве Тициана — аналитического реализма, особенно ярко проявившегося в портретах. Человек и мир в его живописи обретают все большую грандиозность, масштабность и исключительность. А в религиозно-мифологические работы начинают вплетаться исторические, жанровые элементы. Меняется его живописная система. Художник отходит от красочной нарядности. Тициан все больше использует нюансировку цвета и тона. Его красочные пятна объединяются в декоративную гармонию. Колорит становится основным выразительным средством картин. Энергичные мазки строят форму, тонкие и сложные переходы пронизывают изображение и создают единое целое. Тициан “лепит цветом”, сильными ударами кисти создавая рельеф светлого и темного.

Модели на портретах Тициана живут сложной внутренней жизнью. В изображениях своих героев художник отходит от привычной праздничности, он изучает человека, нередко выводя на поверхность намеки на жестокую изнанку жизни Венеции. Таков, например, “Портрет папы Павла III” (1540-е). Впрочем, женские портреты он решает несколько иначе.

Так, на “Портрете дамы в белом” из Дрезденской галереи изображена венецианская аристократка, удивительно сдержанная, почти замкнутая. Однако в ее лице, глазах прочитываются живость нрава и человеческое обаяние. Белокурая, очень спокойная, далекая от жизненных бурь, молодая женщина предстает в таинственном полумраке неведомого зала. Она своего рода символ очаровательной женственности и счастливой судьбы. Трепетный мрак фона еще эффектнее оттеняет белую переливающуюся фигуру дамы.

Каждую деталь этого портрета можно назвать живописной драгоценностью — мерцание и тончайшие переходы цвета на изысканном белом платье, золотистые отблески на парче, розоватые тона на нежной коже лица, в жемчужном ожерелье. Это парадный портрет, и предназначен он, несомненно, для роскошного палаццо.

Капризы фортуны

Многие портреты мастера написаны в период удач и благоденствия. И все-таки фортуна не всегда благоволила могучему старцу. Последние страницы его жизни печальны. Менялся духовный климат Венеции, в привычный уклад мажорной республики вторгались бедствия и усталость...

Приходит время, когда в городе начинают составлять списки запрещенных книг, попадают в тюрьму смелые вольнодумцы, среди них — исповедник Тициана. Конфликт республики святого Марка с Ватиканом становится все острее. Формально оставаясь независимой, Венеция теряет политическую самостоятельность и былую вольность духа. Католическая реакция победоносно шествует по стране. К тому же прекрасный город постигает страшное бедствие — эпидемия чумы. Смерть уносит многие жизни. Беспощадные удары наносят турки. Некогда могучая республика истощена.

Ощущение гибели прекрасного мира, чувство одиночества, печальные предчувствия охватывают многих гуманистов. У позднего Тициана появляются работы с пронзительным ощущением происходящей трагедии. Но и в них — поразительная красота, хотя другая, отмеченная величием духа и глубокими переживаниями. Теперь его герой — поверженный титан, изведавший физическое и душевное страдание, но человек несломленный и полный внутреннего превосходства над тем, что его окружает...

Тициан умер от чумы в августе 1576 года, не закончив свою последнюю картину — “Оплакивание Христа”.