Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Елена МЕДКОВА

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ И...

Мировидение Тициана сформировалось в лоне венецианской гуманистической доктрины, которая отличалась пристальным интересом к естественно-научным знаниям (близость Падуанского университета), большей конкретностью по сравнению с римско-тосканской традицией, сочетанием интереса к человеку с интересом к природе, своеобразным чувственным гедонизмом. Сказалась и общая атмосфера превалирования светской культуры в венецианском обществе. Именно она позволила Тициану естественным образом обратиться к мифологическим сюжетам и постигнуть их истинную жизненную основу. Большую роль сыграл мажорный, праздничный тонус венецианской общественной жизни, который позволил Тициану в конце его долгой жизни сохранить стойкость и душевное здоровье в условиях нарастающего кризиса ренессансной идеологии. Древние византийские традиции органично слились с опытом ведущих мастеров Возрождения Италии, а также с неизбежным влиянием северных мастеров и их техники масляной живописи.

Живописи Тициан учился сначала в мастерской Джентиле(1) и Джованни Беллини(3), а позднее у их ученика Джорджоне. От них он унаследовал специфический венецианский колорит и склонность к поэтическому обобщению. Джорджоне (2) дал ему импульс к формированию техники работы над формой и цветом одновременно (для художников других школ этот процесс делился на три отдельных этапа – рисунок, подмалевок и живопись). Об органичной связи Тициана с учителями свидетельствует тот факт, что ряд работ Беллини и рано умершего Джорджоне был завершен их талантливым учеником. Но сам ученик пошел намного дальше и довел многие начинания своих учителей до их логической кульминации. Так сложилось и в отношении традиции “поэтического пейзажа” Джорджоне, и в отношении введения Беллини в круг живописных объектов обнаженной женской натуры.

(1)Джентиле

(2)Джорджоне

 

(3)Беллини

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

Тициан прожил долгую жизнь и имел большую мастерскую. Среди учеников, которые удостоились чести закончить некоторые из работ Тициана, был талантливый живописец Б. Пальма Младший. Наиболее органично живописную манеру Тициана усвоил его младший современник Якопо Бассано, отличающийся большим колористическим даром. В целом же Тициан оказал влияние на становление всей венецианской школы живописи, начиная с Тинторетто(4) и Веронезе и кончая Тьеполо.

В силу того что творчество Тициана в течение столетий было образцом колоризма, список художников, которые черпали вдохновение в его работах, огромен. Такие колористы, как Рубенс(5), Ван Дейк, Веласкес (6), Рембрандт(7), Ватто, Рейнолдс, Делакруа(8), Брюллов(9), Врубель, Мане(10) и другие, обращались к творчеству Тициана в целом или к разным его периодам, а также к самому его методу лепки формы краской. Последнее особенно наглядно в несколько схематизированном виде присутствует в творчестве Врубеля и Сезанна.

Тициан в определенной мере может считаться родоначальником ряда жанров, таких как монументальная алтарная картина, пейзаж и парадный портрет. Поэтому Рембрандт искал в нем большую форму и пример личностного прочтения христианской мифологии. Рубенс и ряд голландских художников в разработке синтетического пейзажа обращались к самой идее Тициана о пейзаже как отражении эмоционального и психологического состояния человека и к его драматическим пейзажам как образцу. А для Веласкеса главный интерес представляли портреты мастера. Его портрет папы Иннокентия Х написан с тициановской мощью и проникновением в суть человеческого космоса (продолжение этой линии можно найти в произведении Ф. Бэкона “Портрет папы Иннокентия Х по мотивам Д. Веласкеса”). У Тициана же он научился выстраивать сложное равновесие контрапостов душевных движений, на котором построены его знаменитые “Менины”.

Особое место в творчестве Тициана занимала мифологическая тема. В своих “поэзиях” (так он называл произведения на сюжеты античной мифологии) он непостижимым образом сумел проникнуть в жизненную основу мифа во всем его драматизме (“Диана и Актеон”), стихийной чувственности (“Похищение Европы”) и гармоничной возвышенности (“Венера перед зеркалом”). В этом аспекте творчество Тициана стало источником “подлинной античности” для Пуссена и художников пасторалей. Помимо всего прочего, в мифологических картинах Тициана возродился высокий античный этос в понимании обнаженной натуры. Он сделал обнаженное женское тело неиссякаемым источником живописных поисков и, таким образом, стал у истоков мощной европейской традиции.

(4) Тинторетто (5) Рубенс (6)Веласкес   

(7) Мане (8)Рембрандт

(9)  Делакруа (10) Брюллов