Эта картина была создана молодым
Тицианом уже вполне самостоятельно, без оглядки
на учителей. Здесь он окончательно порывает с
традициями предшественников, вырабатывая свой
большой стиль — стиль Высокого Возрождения.
Картина обозначила переходный период к
творческой зрелости художника.
Знаменитый шедевр из Дрездена был
написан по заказу феррарского герцога Альфонсо
д'Эсте (1527–1587). Сюжет, видимо, выбрал сам заказчик.
Поскольку герцог был активным борцом с папством,
ему был важен библейский постулат “Воздайте
Богу Богово, а кесарю кесарево”. Но художник
вложил в свое создание не только это, но и более
глубокий философский смысл. Тициан жил в эпоху
грозных потрясений, Италия познала в XVI в. мир
драматических коллизий — жестокие войны,
многочисленные бедствия. Мастер остро
чувствовал дух времени, о котором знаменитый
историк Никколо Макиавелли говорил: “Ведь о
людях вообще можно сказать, что они неблагодарны,
изменчивы, лицемерны, трусливы перед опасностью,
жадны до наживы”. Потому главной темой картины
стала тема столкновения светлого и темного
начал. Художник и раньше обращался к подобным
размышлениям, но на этот раз он ищет решение в
остропсихологической манере.
Все удивительно просто на первый
взгляд. На переднем плане изображены две фигуры:
фарисей с монетой в руке, появляющийся из-за рамы
картины, и Христос. Обернувшись к хищному профилю
искусителя, Иисус смотрит на него внимательно и
задумчиво. Художнику, однако, удалось достичь
удивительной гармонии и ясности решения в
построении композиции. Фигура Христа заполняет
весь холст почти целиком и господствует в
картине. Мощный аккорд его красных и синих тонов,
вылепленных контрастами светотени, определяет
настроение сцены: драматизм происходящего при
внешнем спокойствии персонажей.
Христос, наделенный душевной
тонкостью и благородством, излучает внутреннюю
силу. Его уверенность, человеческое обаяние,
безусловное достоинство перед грубым насилием
создают образ личности со сложной духовной
жизнью. Это скорее человек, чем величавый Бог, но
человек необыкновенной душевной красоты,
доведенной до идеала, размышляющий о разлитом в
мире зле, о несовершенстве этого мира. Кроткое
лицо Христа написано легко, почти прозрачно, с
тончайшими переходами тонов. Едва уловимая
вибрация мазков рождает ощущение предельной
одухотворенности этого лица, его изменчивости.
Сдержанный, немного печальный, снисходительный,
он олицетворяет духовный идеал человека новой
эпохи.
“Несовершенство” предстает в
агрессивной фигуре зловещего фарисея,
подсовывающего свою гнусную монету. Напористый,
решительный, полный силы, он, кажется,
надвигается на другого — мягкого и смиренного.
Интересно, что художник пишет фарисея в иной
манере — это герой из мира реального,
приземленного, обычного. Потому так подробно
выписано его лицо с резкими морщинами, а грубые
руки — так материально. Оттого рождается
метафора столкновения двух начал —
возвышенного, духовного, и далекого от
прекрасных идеалов. Довершает рассказ о
происходящем красноречивый диалог двух рук:
расслабленной, светлой руки Христа и грубой
загорелой — фарисея. Тонкие пальцы Сына Божьего
никогда не коснутся монеты в крепком жилистом
кулаке.
Живописный язык Тициана адекватен
теме картины. Нежно эмалевая фактура лица и руки
Христа, широкие красивые мазки его одежды
противопоставлены резкому контрасту темных и
светлых пятен в живописи второй фигуры. Этот
прием сопоставлений становится основным в
решении библейской темы. Причем ощущение
удивительной энергетики исходит от самой манеры
художника, наделенного поразительным чувством
стиля.
Собственно, тема восходит к
евангельской истории от Матфея, повествующей о
фарисее, обратившемся с провокационным вопросом
к Христу: “Должны ли платить палестинцы дань
римскому императору?” На это Иисус ответил:
“Воздайте Богу Богово, а кесарю кесарево”.
В Дрезденский музей картина Тициана
попала в 1746 г. из галереи герцога Модены.