Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Марк САРТАН

Ассунта

1518. Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари

Центральный неф церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари
Дж. Беллини. Мадонна с младенцем и со святыми. 1448. Церковь Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари
Центральный неф церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари
Дж. Беллини. Мадонна с младенцем и со святыми.
1448. Церковь Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари

  Первое, что видит входящий в венецианскую церковь Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари — это “Ассунта” Тициана в противоположном конце базилики. Правда, центральный неф пересекают хоры для монахов, виртуозная резная работа по дереву XV века. Но они не заслоняют алтарный образ, а наоборот, служат его замечательным обрамлением, как это видно на фотографии.

Тициану удалось настолько гармонично вписать свою картину в интерьер готической церкви, что кажется, будто они создавались одновременно. Он ориентировал алтарный образ вертикально (неслыханное решение по тем временам), чтобы подчеркнуть характер устремленной к небу готической церковной архитектуры. Да и сама сцена вознесения Девы Марии в таком формате обрела особое звучание.

Вся композиция “Ассунты” подчинена движению вверх. Апостол Фома указывает на возносящуюся мадонну, апостол Андрей тянется к ней, ангелы взлетают, подталкивая вверх облако, на котором стоит Богоматерь с устремленным вверх взглядом. Жест ее поднятых рук продолжает движение и завершает ощущение полета к небу, залитому золотым божественным светом. Треугольник из фигур в красном скрепляет композицию и придает движению устойчивость, а свет, льющийся сверху, создает ореол вокруг фигуры Марии и только потом превращается в голубизну неба.

Картина была заказана молодому мастеру в 1516 г. и меньше чем через два года закончена и установлена в главном алтаре. Впрочем, приор церкви отец Джермано принял работу не без колебаний: его очень смущала простонародная внешность апостолов и непривычная эмоциональность, даже чувственность образа.

Для того чтобы понять сомнения священника, достаточно посмотреть на алтарные картины других капелл той же церкви, например, триптих Джованни Беллини, учителя Тициана. Безмятежность под золотым куполом мадонны и окружающих ее святых резко контрастирует с порывистым страстным движением и бурей эмоций, которыми охвачены все персонажи тициановской картины. До барокко было еще далеко, но здесь оно уже проглядывает.