Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Елена РАЧЕЕВА

 

Вакх и Ариадна

1522–1523. Лондон, Национальная галерея

Картина принадлежит к циклу из трех мифологических холстов, выполненных для герцога Альфонсо д'Эсте. Они предназначались для его “Алебастровой комнаты” в Ферраре — иными словами, кабинета. По преданию, герцог попросил Тициана, слава которого к этому времени уже распространилась по всей Италии, дописать картину “Вакханалия”, начатую умирающим Беллини. Художник согласился. И… вместе с “Вакханалией” вручил заказчику еще два шедевра — “Вакх и Ариадна” и “Праздник Венеры”, своего рода гимн роскошной природе и великой античности. Сюжеты для картин взяты из римской мифологии и литературы. История самой знаменитой — “Вакха и Ариадны” — навеяна поэмой “Свадьба Фетиды и Пелея” великого Катулла, написавшего ее по мотивом мифа.

Об этом великолепном цикле стоит сказать несколько подробнее, поскольку Тициан совершенно по-новому в европейской живописи интерпретировал античный мир. В искусстве впервые так ярко зазвучала музыка ликующего праздника жизни, где доминировала бурная радость языческой вакханалии. Для него античность — не хрупкая ускользающая мечта (вспомним Боттичелли), не мир величественной гармонии и интеллекта, как у Рафаэля, или титанической борьбы и непобедимых героев (в восприятии Микеланджело), а совсем другое. В подлинно венецианском духе Тициан пишет зрелищные, эффектные картины, полные мажорных и ярких эмоций. Наполненные патетической атмосферой, пронизанные неистовой динамикой, они источают дерзкий дух гедонистического наслаждения.

Картина из Лондонской национальной галереи, пожалуй, самая бурная по излиянию чувств. Ее сюжет повествует о прекрасной Ариадне, дочери критского царя Миноса. Влюбившись в афинского героя Тесея, она помогла ему убить злого Минотавра, который должен был погубить прибывших на Крит юношей и его самого. На обратном пути в Афины Тесей по повелению богов оставил Ариадну на острове Наксос. Ей суждено было стать супругой другого… Здесь ее и увидел Вакх. Его, бога вина и виноделия, прекрасного, вечно молодого, изображали с венком из виноградной лозы и плюща на голове — знаком бессмертия.

По легенде, Вакх, возвращаясь из Индии, впряг в свою колесницу леопардов. Тициан же вольно заменил их гепардами. Кортеж Вакха — шумная веселая толпа сатиров, менад — мужчин, юношей и женщин, предающихся бурному веселью, среди которых и лукавые амуры. Все они пляшут под звуки литавр, бубна и охотничьего рога. В этой стремительной сумятице художник с упоением пишет детали: младенец-сатир волочит голову тельца — это один из вакхических обрядов. Цветок каперса между его копыт — символ любви. Здесь же толстый пьяный старик — Силен, главный сатир и приемный отец Вакха. Пьяный сатир справа размахивает телячьей ногой. В руках у него еще и жезл, увитый виноградным побегом. Один из спутников Вакха несет чан с вином. Змеи, непременная принадлежность вакхических культов, символизируют чувственное вожделение и плодородие.

Картина предельно насыщена экспрессией поз и жестов. Сам Вакх, стремительно, в эффектном прыжке пытается настигнуть испуганную Ариадну. Но не только динамика происходящего и построение всего изображения (композиции, совмещающей разнонаправленные движения) определяет звучание сцены. Цветовая гамма картины — богатая, звучная, ликующая. На фоне зеленовато-голубых и коричневых тонов, обозначающих пейзаж, перламутрово-нежными и золотисто-смуглыми кажутся светящиеся обнаженные тела героев. Среди них мелькают белые, лилово-розовые, лазурные одежды. Тициан пишет в особой, одухотворенно-трепетной манере, а форму строит с безупречной архитектоничностью зрелого мастера.

Так, всё вместе — жизненный тонус картины, драматизм рассказа, характер живописи — рождает поразительное чувство гармонии и чувственного праздника. Однако эротическое начало сливается здесь с высокой поэзией повествования, с красотой, грацией и обаянием главных персонажей.

Дух ослепительной и восхитительной Венеции, несомненно, пронизывает этот античный цикл Тициана.

Эту картину очень ценили Рубенс и Ван Дейк. Они копировали ее, изучали живописные приемы великого маэстро.

На лондонской картине есть горделивая надпись на латыни: “Тициан написал”.

_______________________________________

Гедонизм (греч. наслаждение) — этическое учение, возникшее в Древней Греции (IV век до н. э.). Целью жизни и высшим благом приверженцы гедонизма считают наслаждению. Добро — то, что его приносит, а зло — все то, что влечет страдание.