Картина принадлежит к циклу из
трех мифологических холстов, выполненных для
герцога Альфонсо д'Эсте. Они предназначались для
его “Алебастровой комнаты” в Ферраре — иными
словами, кабинета. По преданию, герцог попросил
Тициана, слава которого к этому времени уже
распространилась по всей Италии, дописать
картину “Вакханалия”, начатую умирающим
Беллини. Художник согласился. И… вместе с
“Вакханалией” вручил заказчику еще два шедевра
— “Вакх и Ариадна” и “Праздник Венеры”, своего
рода гимн роскошной природе и великой
античности. Сюжеты для картин взяты из римской
мифологии и литературы. История самой знаменитой
— “Вакха и Ариадны” — навеяна поэмой “Свадьба
Фетиды и Пелея” великого Катулла, написавшего ее
по мотивом мифа.
Об этом великолепном цикле стоит
сказать несколько подробнее, поскольку Тициан
совершенно по-новому в европейской живописи
интерпретировал античный мир. В искусстве
впервые так ярко зазвучала музыка ликующего
праздника жизни, где доминировала бурная радость
языческой вакханалии. Для него античность — не
хрупкая ускользающая мечта (вспомним
Боттичелли), не мир величественной гармонии и
интеллекта, как у Рафаэля, или титанической
борьбы и непобедимых героев (в восприятии
Микеланджело), а совсем другое. В подлинно
венецианском духе Тициан пишет зрелищные,
эффектные картины, полные мажорных и ярких
эмоций. Наполненные патетической атмосферой,
пронизанные неистовой динамикой, они источают
дерзкий дух гедонистического наслаждения.
Картина из Лондонской национальной
галереи, пожалуй, самая бурная по излиянию
чувств. Ее сюжет повествует о прекрасной Ариадне,
дочери критского царя Миноса. Влюбившись в
афинского героя Тесея, она помогла ему убить
злого Минотавра, который должен был погубить
прибывших на Крит юношей и его самого. На
обратном пути в Афины Тесей по повелению богов
оставил Ариадну на острове Наксос. Ей суждено
было стать супругой другого… Здесь ее и увидел
Вакх. Его, бога вина и виноделия, прекрасного,
вечно молодого, изображали с венком из
виноградной лозы и плюща на голове — знаком
бессмертия.
По легенде, Вакх, возвращаясь из Индии,
впряг в свою колесницу леопардов. Тициан же
вольно заменил их гепардами. Кортеж Вакха —
шумная веселая толпа сатиров, менад — мужчин,
юношей и женщин, предающихся бурному веселью,
среди которых и лукавые амуры. Все они пляшут под
звуки литавр, бубна и охотничьего рога. В этой
стремительной сумятице художник с упоением
пишет детали: младенец-сатир волочит голову
тельца — это один из вакхических обрядов. Цветок
каперса между его копыт — символ любви. Здесь же
толстый пьяный старик — Силен, главный сатир и
приемный отец Вакха. Пьяный сатир справа
размахивает телячьей ногой. В руках у него еще и
жезл, увитый виноградным побегом. Один из
спутников Вакха несет чан с вином. Змеи,
непременная принадлежность вакхических культов,
символизируют чувственное вожделение и
плодородие.
Картина предельно насыщена
экспрессией поз и жестов. Сам Вакх, стремительно,
в эффектном прыжке пытается настигнуть
испуганную Ариадну. Но не только динамика
происходящего и построение всего изображения
(композиции, совмещающей разнонаправленные
движения) определяет звучание сцены. Цветовая
гамма картины — богатая, звучная, ликующая. На
фоне зеленовато-голубых и коричневых тонов,
обозначающих пейзаж, перламутрово-нежными и
золотисто-смуглыми кажутся светящиеся
обнаженные тела героев. Среди них мелькают белые,
лилово-розовые, лазурные одежды. Тициан пишет в
особой, одухотворенно-трепетной манере, а форму
строит с безупречной архитектоничностью зрелого
мастера.
Так, всё вместе — жизненный тонус
картины, драматизм рассказа, характер живописи —
рождает поразительное чувство гармонии и
чувственного праздника. Однако эротическое
начало сливается здесь с высокой поэзией
повествования, с красотой, грацией и обаянием
главных персонажей.
Дух ослепительной и восхитительной
Венеции, несомненно, пронизывает этот античный
цикл Тициана.
Эту картину очень ценили Рубенс и Ван
Дейк. Они копировали ее, изучали живописные
приемы великого маэстро.
На лондонской картине есть горделивая
надпись на латыни: “Тициан написал”.
_______________________________________
Гедонизм (греч. наслаждение) —
этическое учение, возникшее в Древней Греции (IV
век до н. э.). Целью жизни и высшим благом
приверженцы гедонизма считают наслаждению.
Добро — то, что его приносит, а зло — все то, что
влечет страдание.