Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Елена РАЧЕЕВА

Портрет Ипполито Риминальди

1548. Флоренция, Галерея Питти

Долгое время считалось, что здесь изображен молодой англичанин. Однако ученые установили, что перед нами известный в свое время человек, феррарский юрист Ипполито Роминальди.

К этому времени Тициан уже написал множество блестящих портретов. Он достиг славы, стал богатым и почитаемым человеком в Венецианской республике. Художник приобрел большой дом с обширным садом, в котором принимал друзей, знатных и именитых особ, устраивал великолепные пиры.

Это были годы творческого взлета Тициана. Портреты 1540-х гг. отличаются особенными качествами (в первую очередь его мужские модели). Они удивительно многообразны по жанру — от психологического портрета-исповеди до парадной, почти исторической картины (таков его “Император Карл V в битве при Мюльберге”, 1548, из Прадо), раскрывающей сложную и драматическую атмосферу эпохи. Причем в этот период именно портрету Тициан уделяет исключительное внимание. Его работы становятся тоньше, сложнее, в пафос жизнеутверждения проникают ноты рефлексии и сомнений.

Моделями были разные люди, но чаще всего интеллектуалы, властители Европы или особы из самых высоких слоев общества: дожи, короли, папа, герцоги, прекрасные женщины и гордые патриции. Не случайно современники называли Тициана “королем живописцев и живописцем королей”. Часть работ этих лет — это тип торжественного, спокойного поколенного портрета, сложившийся в его творчестве на протяжении 20–30-х гг. К ним принадлежит и этот холст из галереи Питти.

Итак, Ипполито Роминальди изображен на фоне серовато-оливковой стены в строгом черном костюме. Только лицо, почти анфас, выделяется очень светлым пятном, а его овал повторяет линию изгиба тяжелой золотой цепи на груди. Замкнутое лицо этого человека живет необычайно сложной жизнью. Молодой мужчина целиком ушел в свои печальные мысли, и ничто не нарушает его глубокой душевной сосредоточенности. Кажется, это невеселые размышления о сокровенном, в которых читаются горечь сомнений и разочарований. При этом Тициан не отказывается от образа значительной, сильной и волевой личности. Печать характера — не только в застывшем лице, но и в сильно сжимающей перчатку руке. Здесь и одиночество человека, и его душевная стойкость. Тем самым художник сохраняет ренессансную гармонию индивидуального и типического, реального и возвышенно-героического.

А ведь в эти годы итальянцы уже познали всю сложность жизни, частной и политической. Высокие идеалы Возрождения вступали в трагический конфликт с новой социальной эпохой, когда человек, уверовавший в самые благородные заветы гуманизма, чувствовал себя одиноким в мире корысти, предательства, честолюбия. А ощущение жизненного разлада, трагической неодолимости противоречий действительности выходит на первый план.

В своих живописных шедеврах Тициан говорил о трагических противоречиях своего века. Потому он сознательно отказался от конкретного изображения окружающей среды. Его модель заполняет все пространство картины и приковывает взгляд своей обособленностью и монументальностью.

Необычайно пристально вглядывается художник в привлекательное и благородное лицо Роминальди. Это человек интеллекта, тонких душевных состояний, напряженной духовной жизни, скрытой от посторонних взглядов. Характер этого образа диктует утонченно-трепетную манеру живописи.

Тициан пишет портрет свободными мазками, наложенными то легко, то плотно, вибрирующими пятнами, то легкими, то экспрессивными. Переходы тонов, градация светотени почти неуловимы, отчего черты лица мужчины приобретают загадочную изменчивость, наполняются тонким движением чувств и мыслей.

Это красивое лицо со скорбными глазами искусствоведы традиционно связывали с образом шекспировского Гамлета. Здесь та же глубина психологизма, тот же внутренний разлад с действительностью. За сдержанностью облика Ринальди угадывается какая-то тайна и человеческая драма. Духовность и трагическое одиночество героя стали отражением сложности жизни и непреодолимости ее противоречий.