Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №4/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

р о м а н с к и й  с т и л ь

 

Елизавета ЗОТОВА

Храмовая архитектура

Собор в Вормсе. XI-XIII. Германия

Начало романской эпохи ознаменовалось бурным строительством. По всей Западной Европе росло множество новых соборов — ведь именно церковная архитектура играла ведущую роль в Средние века. Романские соборы отличались друг от друга не только различиями национальных архитектурных школ, которые уже начали складываться в это время, но и своим назначением. Средневековая архитектура в этом смысле очень логична — здесь функция всегда диктует форму. Это значит, например, что в большинстве монастырей не было смысла возводить большие соборы, в то время как так называемые паломнические церкви должны были вмещать огромное количество молящихся.

Собор аббатства Клюни. 1089-1131(32). Франция

Основные элементы романской архитектуры.

Cхема собора Св. Михаила в Гильдесгейме, XI в.

Несмотря на некоторые национальные различия основа у романских соборов всегда одна — все эти постройки относятся к базиликальному типу. Базилика — это вытянутое в плане сооружение, внутреннее пространство которого обычно разделяется столбами-колоннами на три части — нефа (на схеме 6, 7). Базилика возникла в Древнем Риме, но первоначально не являлась культовым сооружением, а несла чисто светскую функцию. Но уже раннесредневековые храмы, возведенные в Риме, имеют базиликальную форму.

Центральный неф ( 6) всегда шире боковых ( 7). В больших соборах может быть и пять нефов. Каждый неф завершается полукруглой апсидой ( 13). В апсиде располагаются алтарь (13) или капеллы (11). Базилика, как и любой христианский храм, всегда ориентирована на восток. Романская базилика имеет форму латинского креста — крест получается за счет поперечного нефа — трансепта (на схеме 9). Место пересечения нефов — средокрестие (8). Средокрестие венчается башней.

Вход в храм всегда располагается с западной стороны, он обозначается двумя башнями — этот комплекс называется вестверком (3,4).

Внешний декор апсиды соборы в Майнце. 1081-1137. Германия

Внешнего декора в этих постройках немного, основное внимание уделялось украшению внутреннего пространства. Однако неизменными элементами являются скульптурные порталы и аркатурные пояса (состоящие из украшающих стены маленьких арочек) — этот элемент встречается и в древнерусской архитектуре, родственной романской.

Основной характерной чертой внутреннего пространства собора являются мощные стены и небольшие окна — это обусловлено способом перекрытия нефов. Первоначально неф перекрывался с помощью деревянных балочных конструкций. Проблему освещения решал ряд окон в верхней части стен главного нефа, возвышавшейся над боковыми.

Интерьер церкви св. Кириака в Гернорде. 961 гг. Германия

Но деревянные конструкции были ненадежными из-за часто возникающих пожаров. Тогда на смену балочному перекрытию приходит цилиндрический свод. Цилиндрический свод также родом из древнеримской архитектуры. Собственно, во многом по причине использования элементов римских построек эпоха и получила название романской (от Roma — Рим). Цилиндрические своды, перекрывающие главный неф базилики, требовали усиления и без того мощных стен с помощью специальных опор — контрфорсов. Обычный цилиндрический свод в разрезе является полуциркульной аркой — при такой форме боковой распор очень велик, арка как бы пытается раскрыться, распрямиться (тот же эффект, что при натягивании тетивы лука), поэтому на верхнюю часть стены ложится большая нагрузка. Если в верхнем ярусе центрального нефа появляются окна, то они очень небольшого размера, что существенно затрудняет освещение церкви.

Интерьер собора в Шпейере. 1027(30) — 1061. Германия

Типы романских соборов

По своему назначению и размерам (следствием назначения) романские соборы можно разделить на три группы. Первая, самая многочисленная, это монастырские соборы.

В романскую эпоху на территории Европы возникает множество монастырей. Особо активное строительство ведется в Германии и во Франции (преимущественно в Бургундии). Монастырские церкви были рассчитаны в основном на монашескую общину и сравнительно небольшое количество прихожан из окрестных замков и деревень. Поэтому большинство таких соборов весьма компактны. Но встречались, конечно, и исключения, о которых будет сказано ниже. Впрочем, размеры постройки зависели от популярности монастыря у прихожан и его материального благополучия. Если, например, в монастыре хранилась какая-то ценная реликвия, то монахи принимали у себя значительно больше мирян. В таких случаях возникала необходимость в большой церкви.

Хорошим примером монастырской церкви является собор бенедиктинского аббатства Мария-Лаах (Германия, середина XII в.) Это небольшая трехнефная базилика с вестверком. Алтарная часть снаружи также фланкируется двумя башнями (прием, характерный и для больших соборов). Средокрестие венчается октагональной (восьмиугольной) башней. Внешний декор представлен в виде аркатурных поясов, располагающихся в верхней части стены, и скульптурного портала. Часто монастырские соборы напоминают собой замок, что тоже функционально обусловлено — средневековые монастыри по своей сути и являются крепостями.

Собор бенедиктинского аббатства Мария-Лаах. Середина XII в.Германия

Однако не все монастырские соборы отличались компактными формами. Например, третья церковь аббатства Клюни в Бургундии (1089–1132) стала самой грандиозной постройкой доготического периода. Высоту ее среднего нефа — 30 м — смогли превзойти только готические соборы. Это была огромная пятинефная базилика с двумя трансептами, хором с обходом и венцом капелл. Широкий центральный неф (его ширина 15 м) перекрыт цилиндрическим сводом.

Клюни. Собор Св. Петра и Павла. Вид с Востока в XVI в. Литография Э. Сагота. 1789

При строительстве клюнийской церкви возникает интересное архитектурное решение проблемы погашения бокового распора от цилиндрического свода. Для этого своду придают стрельчатую форму. Стрельчатая арка будто бы состоит из двух половинок, и они давят одна на другую, давая при этом значительно меньший боковой распор. Дополнительно укрепляются внутренние опоры. Кроме того, снаружи к стене церкви пристроены специальные выступы — контрфорсы, которые, отделившись от стены, станут неотъемлемой частью конструкции готического собора. Стрельчатые очертание приобретает и аркада малых нефов.

Строительство новой церкви в Клюни стало настоящим событием. Новая церковь поражала воображение не только своими гигантскими масштабами, но и богатейшим декором — каменной резьбой капителей и карнизов, мозаиками и скульптурой. Церковь венчало пять высоких башен — по сторонам западного фасада, на средокрестии и на концах большого трансепта. Благодаря гармоничным пропорциям, новым конструктивным решениям сводов и несущих опор, величественности внешнего облика и необычайному великолепию внутреннего убранства церковь Клюни III можно назвать предвестницей великих готических соборов.

Еще один тип романского собора — это так называемые паломнические базилики. К XI в. в Европе (в основном на юге Франции и в Испании) оформились паломнические центры — они возникали в месте нахождения какой-либо ценной реликвии, связанной с именем особо чтимого святого. Несомненно, именно к таким святым относится св. Мартин Турский, которому посвящен собор Сен-Мартен в Туре (Франция, начало XI в.) — первая паломническая базилика. Подобные церкви были рассчитаны на очень большое число молящихся.

В этой архитектуре появляется одна особенность, характерная именно для паломнических церквей, — хор (восточная часть базилики от средокрестия) окружен галереей-обходом, что давало возможность непрерывного движения паломников. Галерея обхода перекрывалась крестовыми сводами, так же как и боковые нефы собора. Характерной чертой паломнических церквей был венец капелл — ряд капелл, окружавших апсиду, эти капеллы предназначались для демонстрации святых мощей. Такая система — галереи обхода и венец капелл — получает распространение в романской архитектуре зрелого периода и в несколько измененном, усовершенствованном виде встречается и позже, в архитектуре готических соборов. Одна из самых знаменитых паломнических базилик — пятинефная Сен-Сернен в Тулузе (ок. 1080–1120).

 

Собор Сен-Сернен в Тулузе. Ок. 1080—1120. Франция

Помимо паломнических церквей, внушительными размерами отличаются и кафедральные соборы. Кафедральными они называются потому, что там находится кафедра архиепископа. Такие соборы являются общегородскими, соответственно, должны вмещать в себя большое количество прихожан. В подобных соборах наряду с богослужениями проходили и различные мероприятия светского характера с участием архиепископа, герцога или даже короля (например, прием послов). К этому типу принадлежат соборы в Майнце  и Вормсе (XI–XIII вв.).

Интерьер собора в Майнце. Германия

В этих соборах складывается новая система организации внутреннего пространства: каждому пролету центрального нефа собора соответствуют два пролета боковых нефов. Такая система получила название связанной. Это придает интерьеру собора четкий ритм. Подобные соборы освещены несравнимо лучше своих монастырских собратьев, что объясняется применением крестовых сводов в центральном нефе — в верхней полукруглой части стены освобождается пространство под окна, которые можно сделать достаточно большими, так как распор в крестовом своде приходится только на четыре угла, но не на всю плоскость стены.

Образ романского собора

Соборы рассмотренных выше типов схожи не только благодаря единой конструктивной основе. Несмотря на все различия создается единый образ собора. Прежде всего это образ неприступной крепости. Сходство с крепостью собору придают не только мощные стены, часто дополнительно укрепленные контрфорсами, но и башни вестверка, а иногда и средокрестия и алтарной части (как это было, например, в церкви Клюни III). Строгость подчеркивается и небольшим количеством декора — обычно это ритмичные, лаконичные аркатурные пояса. В основном весь декор сосредоточен на порталах — это скульптура тимпанов (полукруглой части стены над порталом), резные капители колонн — здесь фантазия скульптора практически ничем не ограничена, что дало прекрасные результаты (прежде всего это поистине потрясающая скульптура бургундских церквей).

Интерьеры романских соборов часто за счет не самой лучшей освещенности приобретают особую таинственность, и эта светотеневая игра придает собору своеобразную привлекательность, особенно это касается небольших монастырских церквей. Романской архитектуре свойственна своя собственная, ни с чем не сравнимая поэзия.