В тот полуденный час бледное солнце
почти отвесно ударяло в крышу и лучи попадали на
фасад искоса, оставляя в полутьме наддверный
тимпан, так что мы, миновавши два передних столпа,
неожиданно очутились под переплетенным арочным
сводом, почти что в лесу переплетенных аркад,
отходивших от оголовья малых колонн,
пропорционально укреплявших каждый контрфорс.
Когда глаза свыклись с полумраком,
вдруг немой разговор резного камня, обращенный к
зрению и следом прямо к душе (ибо картина, се
простецов писание), поразил мой взор и увел меня в
мечту, каковую и ныне язык затрудняется передать
Умберто Эко. Имя розы
В эпоху романики возродилась
скульптура — вид искусства, крайне скудно
представленный в предшествующие периоды. Для
каролингского и оттоновского искусства
характерна лишь пластика малых форм. Большие
скульптурные порталы, богато украшенные резные
капители — это явления новые. Конечно, не
абсолютно новые — в этом явственно читается
обращение к античному наследию, — но романская
пластика имеет совершенно другие формы и другое
содержание.
Скульптурой украшались соборы.
Основное ее средоточие — это, конечно, порталы.
Скульптура порталов несла в себе очень важную
функцию, являясь своеобразной “Библией бедных”.
Не стоит забывать о том, что подавляющее
большинство населения средневековой Европы было
неграмотным. И даже грамотные люди далеко не
всегда могли себе позволить покупку
дорогостоящих книг. Религия же играла ведущую
роль в жизни человека эпохи Средних веков.
Идея спасения души являлась
краеугольным камнем христианского
мировоззрения. Но человек по природе своей слаб,
и для того чтобы он стремился к спасению
собственной души, ему надо постоянно напоминать
о том, какая награда его ждет, если он будет вести
праведный образ жизни, и как страшно он будет
наказан, если станет грешить. Причем второй
аргумент представлялся средневековым мастерам
наиболее действенным, поэтому самые яркие образы
возникают именно в изображении ада.
Несомненно, самое удачное место для
расположения подобной “наглядной агитации” —
это вход в собор. Человек должен вступать в храм
божий уже с соответствующим настроем.
Устройство романского портала обычно
таково: центральная композиция располагается в
тимпане (полукруглом пространстве, образующемся
непосредственно над входом в собор за счет арки).
Под тимпаном находится балка, которую
поддерживает центральный столб, где также
располагается скульптура. Сама арка
перспективного портала тоже оформляется
пластикой — это могут быть различные орнаменты
или изображение знаков зодиака.
Портал собора Сен-Фуа в Конке. Франция
Наиболее интересные порталы были
созданы в первой половине XII в. на территории
Франции, преимущественно в Бургундии. Например,
портал церкви Сен-Лазар в Отёне (илл.)
представляет “Страшный суд”.
Рельеф портала церкви Сен-Лазар в
Оттёне. Первая половина XII в. Франция
“Страшный суд” был одним из самых
распространенных сюжетов и согласно традиции
всегда (как в виде скульптуры, так и в виде
живописи) располагался на западной стене
церковной постройки. В центре композиции
находится изображение Христа Судии. Христос
восседает на троне в ореоле — мандорле. Такая
композиция называется Мajestas Domini (в православной
изобразительной традиции — “Христос во славе”).
Мандорлу поддерживают четыре ангела.
Остальное пространство тимпана при
помощи карниза делится на регистры. В верхнем
изображена Дева Мария и некоторые апостолы. В
двух нижних — рай и ад.
Рай располагается по правую руку от
Христа. Праведники в молитвенных позах
обращаются к Господу. Слева виден Небесный
Иерусалим, представленный в виде аркад. Апостол
Петр держит в руках ключ от Града Небесного. Но
основные драматические события происходят
слева, где размещается ад. Там разыгрывается одна
из самых знаменитых сцен в средневековой
скульптуре — “Взвешивание души”. Архангел
Михаил и дьявол ведут спор за человеческую душу:
на одной чаше весов праведные поступки, на другой
— грехи. Пока перевешивают добрые дела, и дьявол,
конечно, выражает недовольство сложившейся
ситуацией. За спиной дьявола находятся те, у кого
все же перевесили грехи. Их ожидают ужасные
мучения. В нижних углах тимпана расположились
трубящие ангелы, возвещающие воскрешение
мертвых.
Апокалиптическая сцена пробуждения
всех мертвых представлена на карнизе, где ангел,
стоящий в центре, “сортирует” людей на
праведников и грешников. Арку портала украшают
медальоны с изображением календарных работ и
знаков зодиака. Скульптуры представляют собой
рельеф, достаточно плоский. Особую
выразительность фигурам придают их удлиненные
пропорции. Фигуры, складки из одеяний, крылья
ангелов очень графичны, движения схематичны, но
вместе с тем необычайно экспрессивны.
Большинство романских порталов
посвящено именно апокалиптическим сценам.
Средневековый человек ожидал и боялся
наступления конца света (а он предсказывался с
завидной регулярностью на рубеже веков). Конечно,
человек должен был задуматься о спасении
собственной души. Как уже было сказано, наиболее
эффективным средством для этого являлась
демонстрация того, что ожидает после Страшного
суда грешников, погубивших свою душу. Отсюда
такие ужасающие подробности, как в знаменитых
сценах портала собора в Конке (вторая четверть XII
в.).
Деталь тимпана собора Сен-Фуа в Конке.
Франция
Центром композиции является фигура
Христа Majestas Domini. Так же как и в Отёне, тимпан здесь
делится на регистры. В верхнем расположились
ангелы, а два нижних посвящены раю (справа от
Христа) и аду (слева от Христа). Христос Судия
обращается к грешникам: “Идите от Меня,
проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и
ангелам его” (Матфей, 25:41).
Адские сцены представлены с
ужасающими подробностями. Восставшие из мертвых
грешники после Страшного суда отправляются в ад,
где подвергаются различным мучениям (этот сюжет
можно увидеть вверху нижнего регистра, над
крышами райских и адских “построек”).
Скульпторы весьма убедительно изображают
издевающихся над проклятыми обитателей ада.
Безобразные демоны и мучимые ими грешники
выглядят даже гораздо более выразительно, чем
ангелы и праведники.
Иногда при взгляде на романские
порталы и капители, густо населенные различными
демонами и хтоническими существами, создается
впечатления, что средневековые мастера работали
над их созданием с большим удовольствием — здесь
могла вовсю развернуться фантазия художника,
ограниченного строгой иконографической
традицией в других сюжетах. Подобное увлечение
изображением обитателей ада и фантастических
созданий на стенах храмов порой даже вызывало
недовольство служителей церкви. Впрочем, и
обилие скульптурного декора представлялось
нежелательным и даже опасным и связывалось с
идолопоклонством.
Итак, слева в нижнем регистре тимпана
собора в Конке представлено царство Сатаны — сам
Сатана восседает на троне и творит свой
собственный суд: каждому грешнику определяется
наказание согласно степени тяжести его
прегрешений. Самый “главный” грешник,
представленный слева от Сатаны в виде
повешенного, это предатель Иуда (на это указывает
и его кошель с тридцатью сребрениками). Среди
грешников можно увидеть и рыцаря, и
священнослужителя, нарушившего обет, и
обнаженную женщину, очевидно олицетворяющую
грех прелюбодеяния. Никто из грешников не
получит пощады. В нижнем регистре, ближе к центру
композиции, изображено чудовище, пасть адова. Это
Левиафан — первоначально гигантский морской
змей, попавший в Ветхий Завет из финикийской
мифологии. В средневековой традиции раскрытая
пасть Левиафана выполняет функцию врат в царство
Сатаны. Отвратительного вида демон при помощи
оружия загоняет туда грешников. Несомненно,
подобные сцены были призваны оказывать
глубочайшее воздействие на зрителя.
Более развернутая иконографическая
программа, чем, например, в Отёне, Конке или
Везеле, представлена в церкви
Сен-Жиль-дю-Гар(вторая четверть XII в.). Здесь в
западной части собора располагаются три портала,
украшенные скульптурой.
Сен-Жиль-дю-Гар. Северный фасад. Вторая
четверть XII в. Франция
Центральный портал традиционно
посвящен теме Апокалипсиса. В его тимпане
помещены Маjestas Domini и тетраморф — четыре
апокалиптических существа: орел, лев, бык и ангел,
символизирующие четырех евангелистов (орел —
это Иоанн, лев — Марк, бык — Лука, ангел — Матфей).
Порталы Сен-Жиль-дю-Гар интересны тем,
что здесь впервые представлен полный страстной
цикл — история мучений, смерти и воскрешения
Христа. Начинается цикл со сцены подготовки ко
входу в Иерусалим и непосредственно самого входа
Христа в Иерусалим, расположенных на левом
откосе и архитраве (поперечной балке) северного
портала. Продолжается он сценами подкупа Иуды,
изгнания торгующих из храма, пророчества Петра
(стена между северным и центральным порталом,
откос центрального портала). На архитраве
центрального портала представлены сцены
омовения ног и Тайной вечери. Далее следует
“Поцелуй Иуды” и “Взятие под стражу” (откос
центрального портала). На стене между
центральным и южным порталами — “Суд Пилата” и
“Бичевание”. Южный портал посвящен “Несению
Креста”, “Распятию” (располагается в тимпане) и
“Вести о Воскрешении”. Только две сцены не
принадлежат к страстному циклу: это “Омовение
ног Марией Магдалиной” и “Воскрешение Лазаря”.
Впрочем, их присутствие в данном цикле
объясняется тем, что эти святые были особо чтимы
в данной области Франции. В тимпане северного
портала изображено “Поклонение волхвов”.
Данный цикл — первое настолько подробное
скульптурное изображение страстей Христовых,
это уже настоящая “библия в камне”, призванная
просвещать тех, кто, возможно, никогда не
научится читать.
Однако единой четкой программы
скульптурного оформления романских порталов,
как видно даже из трех приведенных выше примеров,
не существовало, что отличает романику от
следующей, готической эпохи, когда подобные
программы уже создавались. Возможно, романский
портал еще нельзя назвать полноценной “Библией
в камне”, особенно по сравнению с порталами
готических соборов, являющими собой в целом
схему христианского мироздания. Но не стоит
забывать, что само рождение скульптурного
портала произошло именно в романскую эпоху.
Таким образом, эти соборы являются прямыми
предшественниками великих готических соборов.