Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №4/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

р о м а н с к и й  с т и л ь

Янина БЕЛОШАПКИНА

Монументальная живопись

Росписи свода церкви аббатства Сен-Савен

Монументальная живопись в романскую эпоху начинает играть крайне важную роль. Разумеется, настенные росписи существовали и прежде, но подлинного расцвета этот вид искусства достигает именно сейчас. Он становится едва ли не более значительным, чем во все предшествующие периоды, — живопись захватывает теперь не только стены, но также и своды и окна, где появляются разноцветные витражи. К сожалению, до нашего времени дошло лишь незначительное число памятников — преимущественно сельских и провинциальных, но даже на их основе мы можем получить довольно полное представление о стиле, в котором они были выполнены.

Христос во славе. Роспись капеллы приората в Берзе-ля-Вилль. Первая треть XII в. Франция

Христос во славе. Роспись капеллы приората в Берзе-ля-Вилль. Первая треть XII в. Франция

Техника росписей могла быть самой разнообразной — художники романской эпохи писали по мокрой и сухой штукатурке (al fresco или al secco), применяли клеевые краски или восковую темперу. Несовершенство технологии приводило к тому, что с течением времени верхние красочные слои осыпались, плохо держалась также и сама штукатурка. Цветовая гамма фресок была пока что ограничена — это охра, желтая или красная, кармин, свинцовые белила, черный и серый цвета, хотя уже к XII в. в палитре появились новые краски — зеленая и синяя. Употреблялись преимущественно чистые тона, хотя нередко мастера использовали принцип двойного наложения краски — по более бледному тону писали яркими цветами. При этом можно встретить различные живописные техники — как клеевую краску (для достижения матовости), так и восковую (чтобы цвета казались более светлыми и блестящими).

При выборе сюжетов мастера часто руководствовались книжными миниатюрами, известны даже случаи, когда аббат, делая заказ на роспись вверенного ему монастыря, предлагал художнику использовать в качестве образца книги из монастырской библиотеки. Некоторые иллюстрированные рукописи могли переходить из одного аббатства в другое — таким образом, на основе одного источника создавались различные живописные циклы. Во многом это способствовало формированию единого стиля.

Роспись капеллы приората в Берзе-ля-Вилль. Первая треть XII в. Франция

Роспись капеллы приората в Берзе-ля-Вилль. Первая треть XII в. Франция

Базиликальный тип храма, получивший широкое распространение в романском искусстве, представлял некоторые сложности для восприятия его декорации — охватить всю роспись одним взглядом представлялось довольно проблематичным. Поэтому эпизоды из библейских сказаний и житий святых располагались по принципу диафильма — так, чтобы можно было следить за развитием истории, двигаясь по направлению к алтарю и обратно, с непременным обходом алтарных столбов.

В росписях романского храма нельзя выделить строгие каноны, согласно которым выбирались бы сюжеты, но общие тенденции проследить все же можно. Основное внимание уделялось центральной апсиде — обычно здесь помещались изображения Христа во славе или, реже, Богоматери, под ними располагался ярус, “населенный” ангелами, апостолами, святыми или олицетворениями добродетелей. Для Страшного суда отводилась западная стена или триумфальная арка перед алтарем. Нижняя же, цокольная зона предназначалась для гротескных или фантастических фигур.

Христос во славе. Сант-Анджело-ин-Формис. Между 1072—1087. Италия

Христос во славе. Сант-Анджело-ин-Формис. Между 1072—1087. Италия

Кроме сюжетных изображений, в росписях могли фигурировать и чисто декоративные элементы — бордюры и полосы орнамента из шашечных узоров, веретенообразных фигур, меандров, пальметт, широко использовались также орнаменты с образами животных, пчелиных сот, свивающихся лент; кроме того, на колоннах и пилястрах помещался узор, имитирующий прожилки мрамора. Разумеется, это примерная схема, и во многих церквях росписи размещались совсем по другому принципу.

Конец XI – начало XII в. — время расцвета монументальной живописи во Франции. Известно около ста памятников этого времени. Другое дело, что целостных ансамблей до нас дошло крайне мало — главным образом это фрагменты некогда огромных фресковых циклов.

Самым значительным из дошедших до нас живописных ансамблей является роспись церкви Сен-Савен-сюр-Гартан (вторая половина XII в.) в провинции Пуату. Церковь представляет собой небольшое здание с центральным нефом, лишенным верхнего света. В былые времена все стены и своды нефов, хора и крипты были покрыты фресками, но до нас дошла только часть из них. В главном нефе мы можем видеть сцены из Ветхого Завета, занимающие всю поверхность свода, располагающиеся в два яруса. Разные эпизоды повествования никак не отделены друг от друга — в крайне редких случаях художник помещает между ними дерево или иной декоративный элемент. Такой прием часто использовался при создании вышитых ковров, которые вывешивались в праздничные дни на стенах храма. Это сходство еще более усиливают неожиданно появляющиеся сценки из Эзоповых басен (ворона и лисица, кот, повешенный мышами), необычные для религиозной живописи, но часто украшавшие бордюры ковров.

Росписи стен главного нефа церкви Сант-Анджело-ин-Формис. Между 1072—1087. Италия

Каждому эпизоду соответствует особая цветовая гамма, не выходящая, впрочем, за пределы общего охристого тона. Манера письма в высшей степени лаконична. На светлом фоне, разделенном на несколько горизонтальных полос, проявляются четко очерченные контуры фигур. Все герои повествования оживлены — они стремительно двигаются, сильно жестикулируют, их одежды развиваются, а тела настолько изогнуты, что голова и руки кажутся повернутыми в противоположных направлениях. Лица выписаны весьма условно — прямоугольной формы прямой нос заканчивается внизу треугольным расширением ноздрей, губы обозначены одной линией, а волосы — несколькими волнистыми, на щеках играет яркий румянец. В колорите мастера использовали неяркие светлые краски — красную и желтую охру, серо-зеленые оттенки. Фон внизу фрески обычно темнее и светлеет в верхней части. В некоторых случаях фигура помещается на фоне красного или желтого пятна — такой прием используется, если мастеру надо привлечь к ней внимание зрителя. Пейзаж в росписях ограничивается несколькими предельно схематичными деревьями. В целом все изображения плоскостные, полностью отсутствует светотеневая проработка, художник даже не пытается передать положение фигур в пространстве, что, однако, не мешает общей выразительности.

Обратим вниманием, например, на сцену постройки Вавилонской башни. Строители носят камни, укладывают их, один из мастеров с угольником в руках перегибается через край здания, отдавая распоряжения. Слева изображены жители Вавилона, спорящие с Богом, который укоряет их в гордыне. Бог уходит, оборачиваясь на ходу. И хотя художник не использует сложных ракурсов, но тем не менее ему вполне удается передать стремительность движения, и все фигуры кажутся неимоверно живыми и подвижными.

В подобном стиле написаны и сцены из Апокалипсиса в нартексе (западном притворе) церкви. Не исключено, что в качестве сюжетной основы могла использоваться знаменитая рукопись “Апокалипсис” из Сен-Севера: фрески, как и миниатюры этого манускрипта, полны экспрессии и динамики. Посмотрим на “Борьбу архангела Михаила с драконом” — кажется, что кони мчатся с огромной скоростью, а крылья ангелов трепещут на ветру. Над циклом Сен-Савен работали несколько мастеров. Несмотря на некоторые стилистические отличия, весь цикл проникнут единым духом, что позволяет говорить о “стиле Сен-Савен”.

В более широком смысле историки искусства относят фрески этой церкви к группе росписей так называемой “школы светлых фонов”, получившей широкое распространение в Западной и Центральной Франции.

Росписи церкви Санкт-Георг в Оберцелле. Последняя четверть X в. Германия

На юге и востоке сложилась другая живописная манера (не без влияния искусства Византии), получившая название “школа синих фонов”, в основе которой лежит использование более темных и контрастных цветов и ярких красок. Для этой школы характерен более детализированный рисунок, более тонкая проработка драпировок, но живописные памятники этого направления значительно уступают “школе светлых фонов” по динамике и экспрессии.

Местом зарождения подобного стиля можно считать аббатство Клюни, к сожалению, не сохранившееся до наших дней. Однако мы можем получить общее представление об этом направлении, глядя на росписи капеллы приората в Берзе-ля-Вилль в Бургундии — любимой резиденции Хьюго, аббата Клюни. Программа росписи, подчеркивающая значимость клюнийского ордена и монастыря, не имеет аналогов во французском искусстве (единственную параллель возможно обнаружить разве что в клюнийских манускриптах), равно как и использованные технические приемы. Местные живописцы объединили в своем творчестве самые разнообразные традиции — византийские, итальянские, даже английские. Чрезвычайно богат колорит росписей: на ярко-синем фоне, переливающемся разными оттенками, особенно эффектно смотрятся белые и оранжевые цвета одеяний героев, контрастирующие с охристыми волосами и зеленоватыми оттенками нимбов. Особенно хороши фрески апсиды, в центре которой мы видим грандиозного сурового Пантократора в окружении святых. Правой рукой он благословляет, левой — передает свиток апостолу Петру, возглавляющего группу апостолов. В нишах помещены сцены мученичества покровителей капеллы св. Винсента (или св. Лаврентия — довольно сложно определить, так как иконография этих эпизодов сходна), а также мученичество св. Блаза. В цокольной части — бюсты святых, почитаемых аббатами Клюни.

На фреске, изображающей мученичество св. Винсента (или Лаврентия), вся поверхность стены плотно заполнена фигурами, представленными в разных ракурсах и с разных точек зрения: император справа на троне, слева палачи, укладывающие свою жертву на жаровню, причем жаровня развернута так, что мы видим ее сверху.

Живопись Италии стоит в искусстве Западной Европы несколько особняком. Она в большей степени оказалась подвержена влиянию раннехристианского искусства и искусства Византии. Известно, что в XI в. в Венеции работало довольно много греческих мозаичистов, отголоски их работ можно обнаружить на Сицилии и в Монтекассино. По количеству сохранившихся памятников XI–XII вв. Италия стоит на первом месте, поэтому нам легко составить представление о многообразии местных школ и стилей, среди которых особенно выделяются римская и южная (аббатство Монтекассино) школы.

Росписи бенедиктинского монастыря Ламбах. Австрия. 1089

Особенности последней мы может отметить на примере церкви Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (между 1072–1087 гг.) — одного из главных памятников романского искусства в Италии. Это большая трехнефная базилика, имеющая три апсиды, но не пересекающаяся трансептом, история которой во многом связана с деятельностью аббата монастыря Монтекассино Дезидерия, большого поклонника и пропагандиста византийской культуры. Несмотря на некоторые утраты, это один из лучше всего сохранившихся ансамблей. Программа росписи включает в себя подробные изображения сцен из Ветхого и Нового заветов на стенах нефов, в апсиде помещен Христос во славе в окружении символов евангелистов (напоминающий византийские образцы — но не из мозаик, что было бы более характерно для Италии, а скорее из рукописей), а на западной стене, как и положено, Страшный суд. Здесь тесно переплелись романские и византийские традиции, но в отличие от греческих памятников росписи Сант-Анджело выглядят более экспрессивными, хотя в то же время их формы отличаются большей тяжеловесностью — фигуры святых грузные, как бы слегка приплюснутые, объем передается при помощи тяжелых теней.

Римские памятники в меньшей степени подверглись византийским влияниям, сохранив приверженность прежним, античным, традициям. Главный фресковый цикл этого периода — житийные сцены церкви Сан-Клементе (ок. 1100), выполнены они тремя разными мастерами, хотя и принадлежащими к одной мастерской. По сравнению с монументальными и выразительными росписями Сант-Анджело фрески Сан-Клементе поражают изысканностью и изящным колоритом, а орнаментальные мотивы, обрамляющие отдельные сцены, вызывают ассоциации с античным искусством.

Хорошо сохранились фрески цокольной части, где мы встречаем эпизоды из жизни святых Клемента и Алексея. Несмотря на утонченность стиля, повествование отличается обилием деталей, художник пытается представить каждую сцену с наибольшей степенью наглядности. Например, фреска “Чудесное спасение младенца” рассказывает о том, как мать, забывшая своего ребенка на месте казни святого Клемента в подводном храме, который только раз в год становился доступным для земных обитателей, вновь обнаружила его через год живым и здоровым. Мастер тщательно выписывает и храм, стоящий на морском дне, вокруг которого плавают медузы и рыбы, и мать, целующую дитя, и толпу людей, пришедших посмотреть на чудо. Все формы гибки и подвижны, движения свободны и естественны. Линейный схематизм, всегда присутствующий в росписях романского периода, проявляется в данном случае не так ярко.

Росписи бенедиктинского монастыря Ламбах. Австрия. 1089

XI–XII века — время расцвета живописи Германии и Австрии, входивших в состав Священной Римской империи. Одним из первых примеров романского стиля являются росписи церкви Санкт-Георг в Оберцелле на острове Рейхенау (последняя четверть Х в.). В ее декоративном оформлении ярко прослеживаются три зоны, разделенные орнаментом в виде меандра. Вызывает восхищение высокое качество живописи — графическая свобода, с которой художник очерчивает контуры рисунков, богатые световые эффекты, в стилистике росписи чувствуется связь с античными традициями.

Живописная программа — рассказ о чудесах Христовых (исцелении, воскрешении из мертвых). Художник, работавший здесь, несомненно, был мастером повествования, которое он ведет подробно и воодушевленно. В сценах непременно присутствуют многочисленные свидетели (мастер как бы стремится доказать реальность совершенного чуда). Изображение Христа, как правило, помещается с левой стороны; обращает на себя внимание детально проработанный архитектурный фон.

Среди лучших памятников романского стиля следует отметить росписи бенедиктинского монастыря Ламбах (1089, Австрия), к тому же неплохо сохранившиеся. Довольно необычен выбор сюжетов. Хотя в основу росписи положены эпизоды юности Христа, его крещение, первые исцеления и искушения, значительное место отводится истории царя Ирода и трех волхвов. Фрески написаны в византийской манере — фигуры имеют немного вытянутые, но правильные пропорции, типы лиц напоминают греческие. Все сцены вписаны в архитектурное обрамление, в колорите преобладают голубые, зеленые и красные тона с вкраплениями белого. Большое внимание уделено орнаментальным мотивам.

Как мы видим, настенные росписи играли в романскую эпоху весьма важную роль благодаря их культовому и назидательному характеру. Несмотря на не слишком большое количество сохранившихся памятников, мы все же можем выделить несколько региональных стилей, имеющих общие черты, но отличающихся яркими индивидуальными особенностями и высоким качеством живописи.