Елизавета ЗОТОВА
Искусство книги
Искусство книги, как большинство
жанров искусства средневековой эпохи, связано
главным образом, конечно, с религией. Книга
должна была играть роль проповедника, нести
людям слово Божие. Но вместе с тем это было
искусство “не для всех”: во-первых, как уже
упоминалось, большинство населения в Средние
века было неграмотным, а во-вторых, даже самая
скромно оформленная книга стоила целого
состояния. Таким образом, довольно быстро
обладание драгоценными изданиями стало
престижным, и знатные люди — короли, герцоги,
служители церкви — заказывали для себя кодексы
не только в просветительских целях. В книжной
миниатюре лучше чем где бы то ни было отражаются
стилистические и иконографические особенности
различных школ и эпох. Часто книга бывает очень
тесно связана с личностью ее заказчика, что
представляет собой особый интерес для историков.
Пожалуй, книжную миниатюру можно поставить в
первый ряд памятников изобразительного
искусства Средних веков.
Как создавалась средневековая
книга
Материалом для создания средневековых
книг — кодексов служил пергамент (или пергамен).
Пергамент появился примерно во II в. до н. э. в
городе Пергаме. По свидетельству римского
историка Плиния, впервые этот материал стали
использовать при создании пергамской царской
библиотеки. Первоначально пергамент делали из
ослиной кожи, позднее стали использовать
телячью. Но первые листы по размеру были гораздо
больше, чем листы, использовавшиеся в
средневековых книгах, и вскоре их стали сгибать
пополам, а позднее и сшивать в кодексы. Кодексы
возникли приблизительно в III в. и просуществовали
вплоть до XIII в. Иногда на создание одного кодекса
требовалось целое стадо.
Крышки переплета делались из дерева,
обтягивались кожей, а особо ценные книги
украшались окладом из золота, серебра,
драгоценных камней или слоновой кости. Кодексы
могли быть различного формата. Самые
распространенные: большой — in folio (в лист) и in quarto
(в четверть большого листа). Писали на пергаменте
специальными заостренными палочками, с востока в
Европу пришла манера использовать для этих целей
камышовые тростинки — “калам” (сalamius). Чернила
изготовлялись из дубовых чернильных “орешков”
и камеди (густой смолы). Чернила были черного и
красного цвета. Использовалось также золото и
серебро. Красным цветом обычно писались
заглавные буквы новой главы — отсюда происходит
выражение “писать с красной строки”. Особо
важные фрагменты текста открывались богато
орнаментированными заглавными буквами —
инициалами, которые могли занимать собой целую
страницу.
Часто рукописи иллюстировались —
такие книги называются иллюминированными, а
изображения носят название миниатюры. Слово
“миниатюра” связано с латинским названием
красной минеральной краски — киновари (minium).
Миниатюра выполнялась клеевыми красками, гуашью,
золотом или серебром. Иллюминированная рукопись
была настоящей драгоценностью.
Создавались книги в специальных
мастерских — скрипториях, преимущественно в
монастырях. Уже в каролингское время начали
складываться различные школы книжной миниатюры,
их различают по названиям скрипториев.
Но созданием книги занимался не один
мастер, а несколько различных специалистов.
Прежде всего писарь-каллиграф переписывал текст
специальным книжным шрифтом (в отличие от
повседневного, скорописного), далее за работу
принимался рубрикатор — этот мастер
специализировался исключительно на инициалах.
Если книга иллюминировалась, то этим уже
занимался следующий мастер — миниатюрист.
Переплет и оклад создавался в других мастерских.
С подобным разделением труда процесс создания
книги значительно ускорялся, но тем не менее для
создания кодекса требовалось очень много
времени (учитывая, что работали в основном в
светлое время суток).
Ирландская книга
Евангелист Матфей. Миниатюра
Евангелия риз Дурроу. Ок. 680. Библиотека
Тринити-колледжа, Дублин
Иллюминированные рукописи возникли
еще в античное время, но особое распространение
получили в эпоху раннего Средневековья.
Важнейшую роль в становлении романской книжной
миниатюры сыграла ирландская школа
иллюминирования. Созданные в Ирландии, эти
кодексы вместе с ирландскими монахами скоро
распространились по всей Европе.
Ирландцы одними из первых европейских
народов познакомились с христианством. На
территории острова возникло множество
монастырей, в которых монахи занимались
переписыванием книг. Но просто переписанные
книги не казались привлекательными, поэтому
ирландцы начали их украшать в традициях своего
искусства. А это прежде всего искусство
орнаментальное. Так появляются на свет кодексы,
страницы которых покрыты, подобно ковру,
знаменитым плетеным кельтским орнаментом, в
дебрях которого притаились диковинные звери и
птицы. Родственные ирландским мотивы позже будут
встречаться и в романских миниатюрах.
Очень интересная проблема ирландской
книжной миниатюры — изображение человека. Это
искусство прежде практически не знало подобных
изображений, а теперь требовалось представить на
страницах книг Христа, евангелистов, Деву Марию.
В результате человеческие фигуры у ирландских
мастеров получались весьма похожими на тех самых
диковинных зверей из орнаментов. В одной из
рукописей в плетеный узор постепенно
превращается распятие.
Но поскольку изображаемые должны быть
прекрасны, особенно если это сам Христос или
ангелы, ирландцы с видимым удовольствием
прорисовывают завитки золотых или рыжих волос
(обладание “гривой” таких оттенков
соответствовало их представлениям о красоте). Но
наиболее уверенно ирландские миниатюристы
чувствуют себя в изображениях символов четырех
евангелистов — льва (Марк), орла (Иоанн), ангела
(Матфей) и быка (Лука). Такими миниатюрами обычно
открывается каждое из Евангелий. Эта традиция
будет развиваться и дальше и в романском
искусстве.
Каролингское возрождение
Следующим важным этапом в развитии
книжного искусства можно назвать эпоху
Каролингов (IX–X вв.). Название ее происходит от
имени франкского императора Карла Великого (Carolus
Magnus). Эту эпоху часто именуют Каролингским
возрождением. Император собрал при дворе самых
просвещенных людей Европы, по личному заказу
Карла и его соратников изучались и копировались
античные рукописи. Это была первая попытка
возрождения античных традиций в европейской
культуре. Мастера каролингских скрипториев
действительно весьма внимательно изучили
античное наследие. В кодексах начинает
появляться такой истинно античный элемент, как
“портрет автора” на первой (левой) странице
рукописи.
Автор обычно изображался сидящим за
работой над своим сочинением. Но поскольку одной
из самых распространенных в эту эпоху книг было
Евангелие, то в качестве “портрета автора” на их
страницах появляются изображения четырех
евангелистов (перед каждым евангелием
соответственно). Евангелисты из “Евангелия
Карла Великого” (начало IX в.) представляются в
виде философов, сошедших с античных изображений.
Манера письма тоже подобна античной — объемная,
очень динамичная. Но дальнейшее развитие и
распространение получил не античный стиль, а
данная произошедшая от античной иконография
евангелиста. Теперь к фигуре евангелиста
добавляется его символ, спускающийся с небес. В
качестве “портрета автора” будет также
изображаться царь Давид в Псалтыри и один из
виднейших отцов церкви — папа Григорий Великий.
Евангилист Марк. Миниатюра
"Евангилия Карла Великого". Начало IX в.
Сокровищница, Вена
Что же касается стиля миниатюр, то он
уже на протяжении каролингской эпохи
существенно изменяется в сторону более
парадного, однако изображения становятся все
более статичными и схематичными. В качестве
“парадных” красок используется пурпур и золото.
Оклады кодексов представляют собой отдельные
произведения искусства — они украшены чеканными
изображениями по золоту (это может быть,
например, распятие), драгоценными и
полудрагоценными камнями, жемчугом.
Оттоновское возрождение
Новый этап в средневековом искусстве
— это Оттоновское возрождение (X–XI вв.). Название
связано с правящей в то время династией Оттонов.
Возобновляются попытки обращения к античному
наследию, но уже через призму византийских
традиций. В эту эпоху Священная Римская империя
достаточно тесно взаимодействует с Византией,
наследник Оттона даже женится на византийской
принцессе, впоследствии ставшей императрицей.
Из византийского искусства в книжную
миниатюру приходят нарядность (очень много
пурпура — императорского цвета и золота),
изящество линий, этим отличается и резьба по
слоновой кости — техника, позаимствованная у
византийских мастеров. Резной слоновой костью
украшали оклады кодексов. Византийская манера
чувствуется и в моделировании лиц и складок
одежды. Но это не является прямым заимствованием,
а скорее влиянием, творчески переработанным
западными миниатюристами. Оттоновские рукописи
— воплощение пышного, истинно имперского стиля.
Одним из важнейших центров книжного
искусства в эту эпоху был монастырь Райхенау
(Германия), из скриптория которого вышло немало
прекрасных памятников.
Омовение ног св. Петра. Миниатрюра
"Евангилия Оттона III". Ок. 1000. Баварская
государственная библиотека, Мюнхен
Романское книжное искусство
Собственно романское книжное
искусство отличается большим разнообразием
стилей, национальных и региональных школ. Оно не
связано, как искусство предыдущих эпох, с некоей
единой традицией, единым кругом заказчиков, в нем
выделяется множество различных направлений.
Самые дорогие и роскошные — парадные
кодексы. Так же как и в предыдущие эпохи, в них
много золота. Появляются сложные символические
композиции, связанные с развитием теологической
мысли. Таковы, например, миниатюры “Евангелиария
герцога Саксонии и Баварии Генриха Льва” (конец
XII в.), где в виде композиции (илл) Majestas Domini
схематически представлен христианский взгляд на
мироустройство: в центре, в сиянии — мандорле —
Христос, по сторонам от него тетраморф — символы
евангелистов, символические изображения стихий,
пророки, предвещающие явление Спасителя.
Христос во славе.
Миниатюра Евангелиария Генриха Льва. КонецXII в.
Библиотека герцога Августа, Вольфенбюттель
В более раннем “Евангелиарии Генриха
II” центральной фигурой композиции, напоминающей
Majestas Domini, является сам король. Такие изображения
необычайно важны для историков — они говорят об
изменениях в восприятии феномена королевской
власти, самосознания средневекового властителя.
Таким образом, книжная миниатюра выступает не
только в качестве произведения искусства, но и
как историческое свидетельство.
Миниатюра Евангелиария Генриха II. Ок.
1020
Но наряду с парадными кодексами,
предназначенными для королей и епископов или
роскошными напрестольными библиями и
Евангелиями, которыми пользовались во время
мессы, существовали и более скромные экземпляры,
рассчитанные на “широкий круг читателей”. Часто
они были небольшого размера (in quarto), украшены
только трехцветными инициалами без применения
золота, а миниатюры выполнены в двух- или
одноцветном варианте. Однако эти книги как
свидетели эпохи заслуживают не меньшего
внимания, чем их роскошные собратья.
К подобной традиции относятся и
знаменитые кодексы, созданные в монастырях
ордена цистерцианцев. Этот монашеский орден,
регламентированный весьма строгим уставом, был
ярым противникам роскоши и украшательства,
поэтому как архитектура, так и книжное искусство
цистерцианцев лаконично по своим формам. Однако
рукописи этого ордена содержат удивительно
интересные инициалы, которые в отличие от других
традиций, превращающих буквы в различные
фантастические существа, отражают повседневную
жизнь монахов: встречаются, например,
изображения монахов, занимающихся
сельскохозяйственными работами.
Очень интересны и некоторые
провинциальные школы. Особенно это касается юга
Франции и Испании, где возникла совершенно
особенная традиция. Одним из самых характерных
памятников является Сен-Северский апокалипсис
(середина XI в.). В нем можно увидеть, пожалуй, самых
выразительных во всем европейском искусстве
четырех всадников Апокалипсиса. Для этой школы
характерны очень яркие, насыщенные краски,
некоторая примитивность рисунка и при этом
необычайная экспрессия. Сен-Северские миниатюры
сродни изображениям ада на порталах романских
соборов.
Искусство книжной миниатюры романской
эпохи особенно значимо потому что именно по нему,
а не по практически не сохранившейся
монументальной живописи, можно изучать историю
изобразительного искусства Средних веков,
обнаруживать различные стилевые направления,
следить за развитием иконографии различных
сюжетов и даже находить отражение различных
событий политической и духовной жизни
средневековой Европы.