Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №4/2006

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

р о м а н с к и й  с т и л ь

Елена МЕДКОВА

ДО И ПОСЛЕ

Романский стиль, как могучая полноводная река, вобрал в себя множество разных художественных традиций.

Римская античная традиция всегда была питательной средой для мастеров романского стиля (планировка, конструкции, кладка, декор, пластика), но не как целостная система, а в виде вырванных фрагментов, доступных для “варварского” сознания. Так, например, восприняв план базилики, романские мастера не восприняли античную идею единого пространства, а разделили его на множество соподчиненных ячеек. Декоративные мотивы ордера они заключили в рамку каменного блока, античная полновесная пластика допускалась только для изображения несакрального и т.д. Возможно, наиболее близко к римской традиции романские мастера подошли в масштабности, мощи и величии своих сооружений.

Несомненно, своеобразным передаточным звеном от римской традиции к романской было искусство Равенны и отчасти Византии. Непосредственное влияние Византия оказывала на области, связанные с ней политически, экономически (собор Сан-Марко в Венеции, центрические соборы в Южной Франции, соборы Южной Италии) и духовно (пути паломничества из Европы на Восток). Декор церквей Равенны в виде плоских пилястр или лопаток, соединенных плоскими же арками, и в виде сплошных аркатурных поясов (традиция Востока) оказал большое влияние на ломбардскую, а оттуда и на всю северную архитектуру.

Ближайшей по времени к романскому стилю является традиция искусства каролингов. Союз каролингов с папским Римом, унификация обрядности и церковной иерархии в результате ряда эдиктов императора Карла Великого, введение единообразного западного (бенедиктинского) устава (соответствующий запрет на галликанскую и уменьшение влияния ирландской церкви с восточными корнями) способствовали становлению католицизма, что в свою очередь позднее сформировало социальный заказ церкви к архитектуре.

Во времена каролингов в связи с укреплением роли Рима произошел возврат к раннехристианской архитектурной традиции Рима. Включение Ломбардии в империю Карла открыло ломбардским каменных дел мастерам, сохранившим высокий уровень культуры строительства, пути в Центральную Европу и на север, вплоть до Скандинавии. В эпоху каролингов складывается в основном тип западной базилики в виде латинского креста с тремя нефами, трансептом, развитым хором и венцом капелл для дополнительных алтарей и мощей, а также специфический средневековый “северный” пирамидальный силуэт. При Карле в оформлении западного фасада появляются фланкирующие вход башни.

Ломбардской архитектурной школе (север Италии) романский стиль обязан новым типом конструкции стены. Ломбардские мастера заменили римскую традицию облицованного бутобетона культурой регулярной сплошной кладки стены из камня. Им же романская архитектура обязана возникновением конструкции прямоугольной башни-кампанилы с арочными проемами в верхних этажах и очень широким распространением ломбардского декора.

Повсеместно развитое строительство из дерева оказало влияние на специфику восприятия строителями пространства как составленного из отдельных приставленных друг к другу ячеек, а также на формирование общего пирамидального силуэта храма.

Ближневосточная культура фортификационного строительства, занесенная в Европу благодаря крестоносцам, повлияла на совершенствование системы укреплений и способствовала появлению круглых башен, имеющих больше возможностей для эффективной обороны. Праздничный, иногда фантастический декор итальянских соборов в целом, и соборов Южной Италии в частности, берет свое начало в красочности арабской архитектуры.

Все эти разрозненные компоненты сплавились благодаря появлению единой связанной тектонической системе, основанной на полуциркульном своде, опирающемся на столбы, которые в свою очередь через систему крестовых сводов увязывали боковые нефы в единую органическую композицию.

Романскому искусству наследовали, как это ни парадоксально звучит, два стиля — готика и Ренессанс.

Искусство готики, знаменующее зрелость Средневековья, возникло как закономерный результат развития романского стиля. И наивысшие достижения готики отмечены в стране, давшей наиболее развитый и зрелый вариант романского искусства, — во Франции. Новая конструктивная система вызрела внутри старой, подстегиваемая насущной необходимостью перекрытия все больших и все более высотных пространств и улучшения их освещения. В Бургундии, наиболее северной части Франции, в результате увеличения высоты соборов появляется стрельчатая арка. Нормандские строители внесли свою лепту, соединив свое изначально конструктивное мышление (традиции кораблестроения) с бургундской стрельчатой аркой и тем самым став изобретателями нервюрного свода (собор в Дерхеме, 1093–1104).

Образность Возрождения возникла не на главной магистрали развития предшествующего стиля, то есть готики, а на почве Италии, которая в силу ряда причин, в том числе и в результате сильных античных традиций, дала несколько архаичный вариант романского искусства. Искусство Ренессанса апеллировало, зачастую через голову готики, которая не получила широкого распространения в Италии, к итальянскому романскому искусству, хранившему дух античной красоты.

Огромные праздничные соборы Италии строились преимущественно в городах. Традиции римской базилики (как изначально светского сооружения) сильнее ощущались в итальянских соборах — “доме божьем и народном”. Античная традиция в итальянском романском искусстве сказалась “в общем характере его образности, в ясной логике тектонического замысла, в спокойной уравновешенности архитектурных пространств и внешних объемов, в безошибочно найденных соотношениях между абсолютными размерами сооружения и его частей, с одной стороны, и человеком — с другой (масштабность), определивших величавое спокойствие романских памятников, а вместе с тем и их подлинную человеческую красоту” (“Всеобщая история архитектура”, т. 4, 1966). К этому надо добавить сохранение традиций строительства центрических сооружений (отдельно стоящие баптистерии), технологии перекрытия больших пространств средокрестия куполом (Пизанский собор), римской роскоши декоративной отделки интерьеров и экстерьеров мрамором. Последнее породило на почве Флоренции такой феномен, как “инкрустационный стиль” (баптистерий Сан-Джованни, церковь Сан-Миньято-аль-Монте), который считается своеобразным проторенессансом.

Эпоха Средневековья в течение довольно длительного времени оценивалась негативно. О ней вспомнили представители романтизма, которые использовали Средневековье в качестве аргумента установления национальной самоидентификации. Наследовавший романтизму модерн воспользовался стилистикой средневековой архитектуры, в том числе и романской, для отсыла к национальным корням или для “романтического” антуража (в московском особняке А.А. Морозова архитектор В.М. Мазырин сочетает черты замка и мавританской архитектуры).

Редко кому из архитекторов нового времени удавалось постичь суровый дух романского искусства. На этом фоне редким исключением смотрится капелла Ле Корбюзье в Роншане (см. статью “Капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане”, № 3/06). В этом небольшом по размерам, но монументальном по своей масштабности сооружении Корбюзье сделал упор на монолит стены, абсолютно гладкой, предельно абстрактной по отсутствию соизмеримых с человеком деталей, невероятно толстой для технологий ХХ века. Толщина стены особенно подчеркнута в интерьере благодаря глубоким скосам окон. Первоначальные эскизы Корбюзье похожи на зарисовки менгиров. В интерьере веет магией фантастической пещеры. Свет из окон-щелей изливается как божественное откровение.