Разговор о романском искусстве
необходимо предварить выяснением экономических,
политических и духовных предпосылок рождения
романской цивилизации. Особый интерес здесь
представляет вопрос о соотношении стихийного
мифологического (близкого первобытной магии и
языческим верованиям) сознания “варварских”
племен и народов и христианской догматики, об их
взаимодействии и взаимовлиянии. Необходимо
отметить большую конкретность мышления народов
Западной Европы в истолковании и изображении
абстрактных понятий в отличие от абстрактности
мышления представителей византийской церкви
(выработка канонического символического
изображения) и ислама (полное отсутствие
изображений).
Параллельная кристаллизация стилевой
системы романского искусства и образности
национальных эпосов может стать интересной
темой для обсуждения в плане лучшего понимания
духа времени, приоритетности понятий величия,
мощи, силы и героики, предопределенности
неизбежной судьбы, конкретности ощущения бытия и
небытия, мира реального и ирреального.
Происхождение и истоки романского
стиля — очень сложный вопрос. Здесь стоит
уделить внимание прежде всего проблеме
восстановления культуры каменного
строительства, источника и географии ее
распространения. Следует отметить большую роль
ломбардской школы каменных дел, чье влияние
распространилось не только на Италию, но и на
Францию (через южные области), а далее на Англию
через Нормандию, Германию (по Рейну), Испанию (по
путям паломничества) и даже на архитектуру
Владимирского княжества. В организационном
плане на распространение технологии каменной
кладки и новых типовых находок обустройства
монастырской территории и планов монастырских
соборов сыграл орден бенедиктинцев, и на это тоже
необходимо обратить внимание учащихся.
Сен-Фрон. XII в. Периге, Франция
Интересной темой для обсуждения
является и то, что было воспринято в романском
искусстве от римского античного наследия, — в
виде целостной системы, в виде фрагментов,
элементов декора и др. (ср. триумфальную арку с
классическим порталом замка Кастель-дель-Монте в
Апулии и фасадом церкви Сен-Жиль-дю-Гар, античный
ордер и сооружения так называемого
“инкрустационного стиля” Флоренции). Вопрос о
выборе в качестве образца для церковного
строительства плана и конструкции римского
общественного здания (базилики) может вывести на
обсуждение вопроса различия языческого и
христианского храмов (дом бога — место общей
молитвы и мистического воссоединения с Богом).
Сравнение раннехристианской и романской
базилики даст возможность ярче охарактеризовать
специфику первой и второй (дематериализация —
подчеркнутая тектоника каменных масс, мистика
света и цвета — мистика камня и геометрических
форм, единое пространство — иерархичность
пространства и др.) и показать, в каком
направлении развивалась мысль в плане
интерпретации базилики. Далее сравнение можно
продолжить на материале готики (возврат к
единому пространству в интерьере, идея
взаимопроницаемости божественного и земного
мира, замена горизонтальной направленности на
вертикальную, общая идея витальности мира,
мистика цветовоздушной среды, замена проекции
трансцендентального мира на модель всего
мироздания).
Небезынтересен и вопрос о
промежуточных моделях романской архитектуры,
возникшей на пересечении традиций западных и
византийских, в результате чего возникли такие
шедевры, как собор Сан-Марко в Венеции и церковь
Сен-Фрон в Периге (Франция). Вопросы влияния
исламской культуры строительства на
формирование принципов фортификации романского
замка (соотношение донжона и стен, расположение
ворот, традиция цилиндрических башен), с одной
стороны, и красочности исламской архитектуры на
декор итальянских романских соборов — с другой,
могут расширить представления учащихся о
богатстве культурных связей Средневековья.
Сравнение известняковых стен церкви
Покрова-на-Нерли с киевской традицией кирпичного
строительства и новгородской каменной кладки из
необработанных каменных блоков поможет выявить
романский компонент во владимирской архитектуре
и специфику его сращивания с местными
традициями. Далее цепочку сравнения можно
продолжить Успенским собором в Москве,
построенном через четыре столетия выходцем из
той же Северной Италии, которого отправили во
Владимир для изучения исконно русских образцов.
Рассмотрение проблем соотношения
сакрального и мирского (жесткое противостояние)
в романском храме, внешнего и внутреннего
(предельный пример изоляции — собор в Вормсе с
симметричными башнями с востока и запада),
духовного и телесного (дуализм, идеалы
аскетизма), абстрактного и реалистического
(преобладание абстракции в сакральном центре)
даст возможность поэтапно выявить специфику
романского храма как целостной системы.
Выяснение вопросов о том, что преобладает в
экстерьере и интерьере романского собора:
статика или динамика, горизонтальное или
вертикальное направление, сочленение или
слияние, — уточнит общую картину.
Сравнение разных национальных
архитектурных школ (французской, германской,
итальянской) даст представление об общем и
частном в романском искусстве, о механизмах
взаимодействия общих стилевых установок с
местными традициями, о соотношении
прогрессивных и консервативных тенденций и о
сложности и противоречивости культурных
процессов, развитие которых не всегда лежит на
основной магистрали (консервация традиций
римского искусства в итальянской романской
архитектуре воспрепятствовала полноценному
развитию готики, но способствовала развитию
образности Ренессанса).
В заключение можно поднять вопрос о
том, какой характер имеют представления учащихся
об эпохе Средневековья. Что повлияло на их
формирование — историческая,
искусствоведческая или художественная
литература, научно-популярные или игровые
кинофильмы, компьютерные игры, личные наблюдения
во время экскурсий? Образы какого стиля,
романского или готического, преобладают в
представлениях школьников? В иллюстрациях каких
литературных произведений (в том числе и в жанре
“фэнтези”), известных детям, использованы
образы романского искусства? В каких кинофильмах
и как использована романская архитектура? Почему
в киноэпопее П. Джексона “Властелин колец” для
развалин Осгилиата и замка назгулов выбран
готический стиль, а для твердыни Гондора, белой
крепости Минас-Тирит — романский и в чем смысл
выбора романского комплекса в Пизе в качестве
образца для дворца правителя Гондора?
Имеет ли замок Нойшванштайн (“Новый
лебедь”), построенный королем Людвигом II
Баварским в ХIХ веке и ставший образцом для
сказочных замков Диснейленда в ХХ веке,
какое-либо отношение к стилистике и образности
романского замка?