В Третьяковской галерее прошла
выставка знаменитого русского пейзажиста
Алексея Саврасова
Проселок. 1873. Государственная
Третьяковская галерея, Москва
Когда мы говорим «Саврасов», то почти наверняка
подразумеваем «Грачи прилетели». Будучи
растиражированной в миллионах плохих
репродукций, эта картина стала хрестоматийной до
заезженности. А что еще? Весьма вероятно,
ценитель русского пейзажа вспомнит «Проселок».
Маловероятно — картину «Могила на Волге». Все
прочее — скорее область профессиональной
компетенции художников и искусствоведов.
Устроители выставки, естественно, относятся к
последней категории. Видимо, они решили
расширить горизонты знаний широкой публики и,
воспользовавшись почти юбилейной датой —
175-летие со дня рождения, устроили в Третьяковке
большую персональную выставку знаменитого
пейзажиста.
Намерения заявлены честно: «Нередко Саврасова
считают как бы «художником одной картины», не
представляя подлинного масштаба его творчества.
Однако уже в 1850-е годы он стал ведущим
пейзажистом и исполнил множество прекрасных
произведений, в большинстве своем этапных для
развития всей отечественной живописи».
Могила на Волге. Окресности Ярославля.
1874. Государственная Третьяковская галерея,
Москва
И действительно, произведения представлены во
множестве. А ведь нет, пожалуй, такого художника,
которому выставка всех его картин
шла бы на пользу. Каков бы ни был гений, а что-то
ему удалось лучше, что-то хуже, а что-то, возможно,
даже совсем не удалось. Саврасов же, несомненно,
талант, но вряд ли гений. И обещанные этапные
произведения, кроме трех заведомо известных,
обнаружить трудно — тонут в общей массе.
Развеска хронологическая. Вот найден чудный
закатный тон в «Чумаках», который потом не раз
эксплуатируется — чуть ли не до самоповторов.
Вот полный тончайших цветовых и световых
переливов «Морской берег в окрестностях
Ораниенбаума», но с темным недвижным камнем
посередине, словно придавившим композиционное
решение своей инертной массой. Вот швейцарские
попытки справиться с воздушной перспективой,
увы, чаще неудачные. Первый зал скорее
демонстрирует поиски, чем находки.
Рожь. 1881. Государственная
Третьяковская галерея, Москва
Второй зал уже роднее. Видно, как отказавшись от
закатов и горных ландшафтов, художник постепенно
обретает свои излюбленные мотивы. В «Лосином
острове в Сокольниках» впервые на переднем плане
появляется огромная рытвина с лужей. На смену
альпийским ландшафтам приходят волжские
просторы, половодья и темные болота. А изобильная
летняя зелень под солнцем вытесняется грязным
весенним снегом, холодными проталинами и
серо-синими оттепелями. Еще немного, и дойдет
дело до грачей. Да, точно, вот и они — в самом
центре экспозиции.
Морской берег. 1854. Частное собрание,
Санкт-Петербург
Дальше, если честно, почти совсем неинтересно.
Живописным достижениям позднего периода никак
не способствовали печальные личные
обстоятельства — болезнь глаз, смерть Перова, с
которым Саврасов очень дружил, увольнение со
службы, разрыв с семьей и, чего греха таить,
тяжелый алкоголизм. Да и мода сменилась:
эффектные Семирадский, Клевер и Куинджи ценились
(в денежном эквиваленте) чуть ли не в сотни раз
выше. Творчество Саврасова явно пошло на спад.
Закатное солнце опустилось в «Рожь», и все
померкло. Не из этой ли ржи через десять лет
взлетят предсмертные вороны Ван Гога?
Выставка наглядно показывает невеликое
богатство живописных достижений художника. Но
так же очевидна его главная заслуга: поворот к
родному пейзажу, сколь реалистическому, столь и
поэтическому. Да, выразить любовь к родной
природе лучше удалось его ученикам и
продолжателям — Левитану, Коровину, Нестерову.
Но заразить зрителя этой любовью было дано
именно Саврасову.
Озеро в горах Швейцарии. 1866.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Магия не пропала и сегодня, когда мы успели
усладить свой взор если не пейзажами Ривьеры, то
пляжами Турции. После выставки Саврасова
привычная лужа посреди дороги перестает
восприниматься только как вечное и неизбежное
российское проклятье. Она волшебным образом
превращается в неотъемлемую часть красоты нашей
загадочной Родины.