Когда речь заходит о русском искусстве второй половины XIX века, в памяти возникает целый ряд знаменитых имен, и один из первых — Василий Суриков. Произведения русского мастера исторической живописи уже давно воспринимаются как национальное достояние. Всякому образованному человеку прекрасно знакомы такие картины, как «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» — ожившие страницы русской истории. Своеобразие творческого метода мастера заключается в удивительном сочетании художественного вымысла (поскольку Суриков, конечно, никак не мог быть свидетелем изображаемых им исторических событий) и реализма, характерного для художников-передвижников.
С «Автопортрета» на зрителя смотрит сильный, гордый и красивый человек: так выглядели и предки Сурикова — донские казаки. Предки художника участвовали в покорении Сибири вместе с легендарным Ермаком. Но несмотря на ощущение этой силы, физической и, несомненно, духовной, по воспоминаниям друзей художника, Суриков был удивительно обаятельным человеком, нежным, любящим сыном, мужем и отцом. Семья всегда очень много значила для художника, не меньше, чем искусство, которому он посвятил всю жизнь
Детство. Первые шаги в живописи
Василий Иванович Суриков родился в Сибири, в семье, относящейся к древнему казацкому роду. Предки художника участвовали в покорении Сибири вместе с легендарным Ермаком. С ранних лет он уже ездил верхом, купался в холодных водах Енисея, участвовал в мальчишеских потасовках. Быт и нравы сибирских казаков не менялись в течение столетий. В середине девятнадцатого века здесь царила атмосфера семнадцатого, например устраивались публичные казни. Их свидетелем стал и юный Суриков. Тяжелейшее впечатление, оставленное этими событиями, много позже нашло отражение в его творчестве.
Но казаки хранили отнюдь не только жестокие традиции: от отца к сыну передавались семейные традиции, предания, старинные казацкие песни; дети воспитывались в глубоком уважении к истории своего народа и собственной семьи. Суриков с детства был знаком с легендарными образами русской истории.
Уже в раннем возрасте проявился его интерес к рисованию. Ребенок старался рисовать везде, где только было возможно. Однажды он даже изобразил Петра I на обивке стула с помощью синьки и сока брусники, за что, разумеется, был наказан. Но все же родные не препятствовали желанию мальчика упражняться в рисовании, что принесло свои плоды. В Красноярском уездном училище на одаренного ученика обратил внимание учитель рисования Н.В. Гребнев. Гребнев в своих занятиях уделял много времени как рисованию с натуры, так и копированию произведений знаменитых мастеров. Без сомнения, он сыграл важную роль в формировании художника.
Но жизнь не баловала юного художника. Когда умер его отец, он был вынужден зарабатывать себе на жизнь — расписывал пасхальные яйца, пытался заняться иконописью. Впрочем, опыт написания иконы оказался весьма неудачным.
После окончания училища Суриков поступил на службу в канцелярию губернского правления в должности писаря. Но работа писаря не пришлась ему по душе, даже на службе он продолжал рисовать. Однажды на одной из бумаг он изобразил муху, и так натуралистично, что она вызвала восхищение у самого губернатора Красноярска. Губернатор решил помочь талантливому юноше и устроил в его честь благотворительный бал, где были собраны средства на его обучение в столичной Академии художеств.
Изба. 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Санкт-Петербург и Москва
В 1868 г. Суриков отправился в Санкт-Петербург. Часть пути — от Красноярска до Нижнего Новгорода — будущий знаменитый живописец проделал пешком (приблизительно 4,5 тысячи километров). Но в столице его постигла неудача: все его рисунки пропали, и он провалил вступительный экзамен в академию. Тогда Суриков поступил в рисовальную школу Общества поощрения художников, где за три месяца выполнил программу, рассчитанную на три года, и выдержал экзамен в академию. В 1875 г. за программную работу «Апостол Павел благовествует пред царем Агриппою и его сестрою Вероникою» он был удостоен звания классного художника 1-й степени. Талант молодого живописца был высоко оценен, и он получил заказ на росписи храма Христа Спасителя в Москве. Это были единственные произведения Сурикова, выполненные по заказу.
Переезд в Москву стал важнейшим событием в жизни художника. Древняя столица поразила его еще тогда, когда он побывал в ней проездом на пути в Петербург. Здесь, на Красной площади, он, наконец, встретил ту самую живую историю, которая его всегда так притягивала: «Я на памятники как на живых людей смотрел, расспрашивал их: вы видели, вы слышали, вы свидетели…» Москва вдохновила Сурикова на создание своего первого знаменитого полотна «Утро стрелецкой казни» (1878–1881).
Здесь же художника ожидало и личное счастье — он женился на горячо любимой женщине. Период жизни в Москве был лучшим в жизни Сурикова. В это время были созданы такие шедевры, как «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова». Но судьба распорядилась так, что счастливая семейная жизнь продолжалась очень недолго. Е.А. Сурикова была неизлечимо больна и буквально угасала на глазах. Мы видим ее на картине «Меншиков в Березове» в образе Марии Меншиковой, старшей дочери опального губернатора Петербурга.
Вид на Кремль. 1913. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Имя в истории
После ранней смерти любимой жены художник оказался в сотоянии глубочайшей деперессии, некоторое время почти не работал. В 1889 г. он покинул в Москву и переехал в Красноярск. Родная сибирская обстановка не могла не оказать положительного влияния на художника — горячего патриота своей малой родины, и он снова взялся за кисть.
В этот период Суриков пишет много портретов, преимуществеено женских — он ищет и показывает национальный тип красоты. Эти портреты отличает насыщенный колорит — художник с удовольствием изображает яркие костюмы сибирских красавиц.
В 90-е ггг. было написано несколько картин на исторические темы. Полотна «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы» по эмоциональной силе значительно уступают ранним работам, но являются выдающимися произведениями по многим параметрам: и по композиции, и по колориту. Интересно жанровое «Взятие снежного городка» — в нем отразились воспоминания о праздниках, виденных в детстве. Позднее полотно « Посещение царевной женского монастыря» (1912) отличает явная декоративность — здесь нет ни капли психологизма, художника привлекала возможность детально изобразить костюмы, интерьер (великолепно выписан иконостас). Хотя здесь и видна разная реакция монахинь на прибытие царственной гостьи, но нет и намека на серьезный психологический конфликт, как, например, в «Боярыне Морозовой». Лица персонажей, согласно обычаю художника, были написаны с натуры.
Суриков работал не только в технике масляной живописи. Сохранились также прекрасные акварельные работы, в основном пейзажи и портреты. Но в истории мировой живописи Суриков останется как великий мастер исторического жанра, со своим неповторимым стилем и оригинальным подходом к исторической картине, художник, ожививший прошлое.