Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №5/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Елизавета ЗОТОВА

Боярыня Морозова

1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва

« А то раз ворону на снегу увидел. Сидит ворона на снегу и крыло отставила, черным пятном на белом сидит. Так вот эту ворону я много лет забыть не мог. Закроешь глаза – ворона на снегу сидит. Потом «Боярыню Морозову» написал». Так родился замысел одной из знаменитейших картин Сурикова «Боярыня Морозова» (1887).

1671 год. После церковной реформы патриарха Никона начались преследования людей, не признавших нововведений и оставшихся верными «старой вере», – старообрядцев. Главная героиня картины, знатная боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова (1632–1675), была в числе самых непримиримых старообрядцев. Ее неоднократно арестовывали, лишили состояния, пытали и отправили в ссылку, где она умерла в заточении.

Неистовая боярыня не чувствует себя поверженной, и на «позорных» санях-розвальнях, увозящих ее в ссылку, она продолжает бороться – ее поднятая рука с двоеперстием (старообрядцы совершали крестное знамение двумя перстами, а по новому обычаю следовало тремя) демонстрирует непримиримость ее позиции.

Моделями для боярыни послужили сразу две женщины. Сам образ художник списал со своей тетки, действительно обратившейся к старообрядчеству, а моделью послужила начетчица, встреченная художником на Преображенском старообрядческом кладбище. «Персты твоих рук тонкокостны, а очи твои молниеносны… Кидаешься ты на врагов, как лев» – так говорил о Морозовой знаменитый протопоп Аввакум. Именно такой образ создан Суриковым.

Главная тема картины – психологическое противостояние боярыни и толпы, собравшейся поглазеть на нее. Но люди в толпе совершенно по-разному реагируют: кто-то насмехается, кто-то сочувствует. Один из самых запоминающихся персонажей наряду с боярыней – это юродивый. Он и старуха-нищенка – те немногие, кто пытается поддержать изгнанницу. Все лица, изображенные на картине, портретны. Суриков стремился как можно более реалистично передать реакцию различных людей.

Очень важным для художника стало построение композиции. Диагональная композиция и низкое расположение саней создает на холсте иллюзию движения.

Характерен для творчества Сурикова колорит картины – цвета насыщенные, есть яркие цветовые пятна. Интересно, что снег написан близко к манере импрессионистов.